Проспект культуры

Историю енисейского пароходства отразили красноярские живописцы на своих полотнах

На выставке «Дорога к океану. Северный путь» представлено более 60 произведений.

Историю енисейского пароходства отразили красноярские живописцы на своих полотнах
На полотне “На Енисее” изображен известный речной пароход “Красноярский рабочий”.

Дмитрий Шабалин

160-летию с момента спуска на воду первого парохода “Енисей” посвящена выставка, которая работает в художественном музее имени В. И. Сурикова. История речного пароходства в Красноярском крае началась в середине XIX века. 20 мая 1863 года в Енисейске закончилось строительство первого парохода. Руководил строительством судна бывший крепостной крестьянин, механик-самоучка Худяков.

Истоки большой воды

С. Е. Орлов. Портрет капитана Николая Копцева.

На выставке “Дорога к океану. Северный путь”, которая будет работать до 28 мая, представлено более 60 произведений из фондов Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова, музея Енисейского речного пароходства и мастерских художников.

— Мы постарались раскрыть образ могучего Енисея и смелых, сильных духом речников, показать красоту прибрежных окрестностей с идущими по воде пассажирскими и грузовыми судами, — отметила куратор выставки, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства музея Оксана Абальмасова.

Благодаря творчеству красноярских живописцев можно проследить за историей развития пароходства в Красноярском крае. Например, во многих пейзажах Бориса Ряузова можно увидеть Красноярск в ретроспекции, в том числе какой была набережная более ста лет назад. Современные виды изображали Андрей Поздеев и Валерьян Сергин. Так, “Город на Енисее” авторства Сергина — панорамный вид на реку с узнаваемыми деталями городского пейзажа.

На полотне “На Енисее” изображен известный речной пароход “Красноярский рабочий”, построенный в 1930 году на верфи в Эльбинге. Он выводил с Севера флот на зимовку, перевозил грузы через Казачинский порог — опасный участок на Енисее, открывал новые речные пути.

— “Красноярский рабочий” — гибрид, паротеплоход. Главные двигатели — дизельные, а вот всё вспомогательное оборудование, включая шпиль, брашпиль, буксирную и грузовые лебёдки, рулевой привод и различные механизмы в машинном отделении — паровые, для их снабжения на борту установлен мощный котёл, — рассказала Оксана Абальмасова. — Паровой привод в те годы — ещё широко распространённый, технически уже очень совершенный, простой в обслуживании. Электродвигателей тогда было очень мало.

Теплоход “Красноярский рабочий” выведен из флота в 1977 году и сейчас стоит у набережной.

Главная ценность

А. Г. Поздеев. “Готовы к рейсу”.

Пароходство — не только суда, но и тысячи людей, работающих в этой сфере. Ежедневный труд речников раскрывают работы красноярского графика Николая Сальникова, написанные в 60–70-е годы прошлого столетия.

— Свои произведения художник создавал в годы становления портов и судоремонтных предприятий, освоения притоков и наращивания грузовой базы, а также великих строек на берегах Енисея. В работах Сальникова речники заступали на рейд, несли вахту и осуществляли перевозку леса, зерна и других грузов по Енисею, — отметила Оксана.

Художнику Степану Орлову посчастливилось изобразить капитана-наставника Николая Копцева, своего тестя.

— Дело совсем не в родстве. Николай Копцев начинал свой путь матросом, работал шкипером, был помощником капитана, начальником судоподъёмной партии, начальником случайных зимовок, капитаном резерва. Долгие годы одновременно был начальником судоподъёмной партии и капитаном-наставником — на эту должность назначаются только грамотные специалисты, профессионалы, которые могут передать многолетний опыт новым будущим капитанам, — отметила Оксана.

На выставке можно познакомиться с историей первой женщины — капитана Енисейского пароходства Марии Ильиной, которая в 1949 году получила звание “Лучший капитан Министерства речного флота СССР”.

— Она хорошо освоила судовождение на сложном участке от Минусинска до Енисейска, пользовалась заслуженным авторитетом среди судоводителей пароходства, активно участвовала в общественной жизни коллектива. За самоотверженный труд награждена медалями “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”, “За трудовое отличие”, знаком Министерства речного флота “Отличник соревнования”. Имя на борту “Капитан Ильина” носит сухогруз “ГТ-10”, — рассказала куратор выставки.

Символ Красноярска

26 июля 1952 года в Красноярске торжественно открыли речной вокзал — яркий символ не только города, но и всего края.

— Этот день стал настоящим праздником для горожан. Сейчас здание речного вокзала — визитная карточка Красноярска, одна из самых ярких и узнаваемых достопримечательностей, — добавила экскурсовод.

Первый проект здания был разработан в 1940 году московским архитектором по типу Химкинского речного вокзала под Москвой, однако после неоднократной критики был полностью переработан красноярским архитектором Александром Голубевым.

— Начавшаяся Великая Отечественная война не позволила реализовать идею. Строительство началось лишь в 1949 году и продолжалось до 1952 года. В 1958 году проект речного вокзала получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Брюсселе, — отметила Оксана Абальмасова.

Конечно, в своём творчестве красноярские художники не обошли стороной речной вокзал. Так, на выставке представлена работа Андрея Поздеева “Готовы к рейсу”, где здание вокзала изображено на фоне кораблей.

Помимо произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, в экспозиции представлены настоящий спасательный круг, форма капитана корабля и якорь.

— Енисейское речное пароходство предоставило для выставки чугунный якорь Матросова весом около пятидесяти килограмм. Это один из типов якорей с повышенной держащей способностью, который используется для песчаных грунтов, так как крепко держится при развороте судна на 360 градусов, — рассказала Оксана Абальмасова. — В современной жизни существуют якоря весом 20 тонн, которые достигают в высоту около трёх этажей и применяются для удержания на воде нефтебуровых установок.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА