Красноярск исторический

Мой Красноярск. В честь кого названы улицы в Энергетиках и Суворовском?

Выясняем, чьи имена и какие события запечатлены на карте города.

Мой Красноярск. В честь кого названы улицы в Энергетиках и Суворовском?

Руслан Рыбаков

Из Суворовского открывается отличный вид на Красноярск.

Правобережье Красноярска начало активно застраиваться в советские годы, но это не значит, что до этого здесь никто не жил. Наоборот, правый берег привлекал многих своим красивым ландшафтом, богатыми пашенными угодьями, песчаным берегом Енисея и возможностью охоты и рыбалки. Первые поселения – казачьи станицы Ладейская и Торгашинская – появились практически одновременно с красноярским острогом. Их целью было защищать южные границы будущего города от набегов кыргызских племен.

Позднее здесь стали появляться поселения рыбаков и крестьян, такие как Зыково, например. Мостов через Енисей, конечно же, не было, поэтому был развит мелкий речной транспорт, который позволял правобережным красноярцам неплохо зарабатывать на перевозках. В второй половине XIX века толчок к развитию правобережной инфраструктуры дал печальный повод: здесь сформировали крупный пересыльный пункт, через который проходили каторжники из европейской России в сторону Дальнего Востока. Ну а когда в 1906 году построили железнодорожный мост и провели по правому берегу ветку Транссиба, людей на правобережье значительно прибавилось, и бывшие небольшие поселки стали сливаться в более крупные конгломераты.

Поселок Суворовский стал административной единицей в 1920 годах. Это была самая окраина города, и селились здесь люди не вполне благонадежные – бывшие каторжане, оседлые цыгане, люди с тяжелыми судьбами. Отличительной чертой Суворовского всегда была его многонациональность, и эта традиция сильна и по сей день.

В 1934 году на правом берегу началось строительство гигантского завода «Красмаш». С этого момента начался этап активной индустриализации правого берега. Значительный этап в промышленном развитии Красноярска сыграла Великая Отечественная война, когда сюда эвакуировали крупные предприятия из западной части России. Переезжали не только заводы, но и рабочие вместе со своими семьями, поэтому наравне с промстройкой началось массовое возведение жилья. Изначально это были двухэтажные деревянные бараки, а после войны стали строить и каменные дома.

Поселку Суворовский «достался» завод «Сибсталь», а вот жители поселка Энергетики, который начал застраиваться позднее, в 60-е годы, работали на обслуживании ТЭЦ-1. Поскольку население поселков прирастало переселенцами из других территорий страны, этот факт нашел отражение в наименовании местных улиц. Здесь популярны географические названия: Львовская, Тамбовская, Читинская, Аральская, Тобольская и так далее. Другие же улицы часто называли в честь известных полководцев прошлого и героев Отечественной войны.

Улицы Суворова, Минина и Пожарского

Улица Суворова.
Улица Суворова.

Суворовский – это большой микрорайон, полностью застроенный частными домами, которых здесь насчитывается около 300. Центральная транспортная артерия здесь – улица Суворова, названная в честь великого русского полководца. Она тянется через весь поселок от улицы Мичурина до Аральской. Здесь проходят автобусные маршруты.

С момента постройки Октябрьского моста через Енисей в 80-х годах Суворовский перестал считаться дальней окраиной. Теперь добраться отсюда на левый берег можно за 15 минут.

Улица Минина.
Улица Минина.

Параллельно улице Суворова проходят улицы, названные в честь других знаменитых русских деятелей. Всем известен подвиг князя Пожарского и народного ополченца Кузьмы Минина.

В начале 17 века Россия сражалась с иностранными захватчиками – шведами и поляками. Кузьма Минина сумел возглавить народное восстание против интервентов, а князь Пожарский поддержал восстание силами регулярной армии.

Улица Пожарского.
Улица Пожарского.

Обе улицы получили наименования в 1955 году. Они застроены преимущественно частным сектором, только на Пожарского есть несколько кирпичных двухэтажек.

Улица Олейникова

Василий Олейников родился в 1920 году на Украине в Черкасской области, но в 1924 году его семья переехала в Красноярский край. Обосновались Олейниковы в селе Вознесенка Березовского района. По окончании школы Василий поступил в красноярское речное училище, а параллельно занимался в местном аэроклубе.

Река и воздух – две стихии, которые соперничали за первое место в душе молодого человека. Поначалу он выбрал воду: устроился мотористом на мотокатер «Большевик». Но война вмешалась в судьбу, и в 1941 году Василий Олейников поступил в летное училище, и с августа 1942 года сражался на фронте в качестве военного летчика.

Гвардии лейтенант Олейников за время боевой работы в составе полка произвел 103 успешных вылета и спасение самолета ИЛ-2 при вынужденной посадке. В 1942 году награжден медалью «За отвагу». За отличные показатели в учебно-боевой подготовке в 17-м учебно-тренировочном авиационном полку в 1943 году награжден орденом Красной Звезды. Третью правительственную награду получил за отличное выполнение 25 заданий при прорыве оборонительной полосы на Львовском направлении и в боях за город Львов. За отличное выполнение 20 боевых вылетов на штурмовку и разведку войск противника, за доставку командованию ценных разведданных в 1945 году награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Василий Олейников дожил до Победы, но погиб в 1946 году во время тренировочного полета на новом самолете. Похоронен в Австрии.

Улица Черняховского

Иван Данилович Черняховский был самым молодым генералом армии и самым молодым командующим фронтом в истории Советских Вооруженных Сил. Родился в 1906 году на Украине, учился в Киевской артиллерийской школе и Военной академии механизации и моторизации РККА. Участвовал в советско-финской войне, затем с первых дней Великой Отечественной не покидал фронта.

Талант военачальника Черняховского был сразу оценен высшим военным командованием: он сделал самую стремительную карьеру в российской военной истории. В возрасте 36 лет он принял командование 60-й армией, а через два года возглавил Белорусский фронт. Прославился в боях на Курской дуге и на Украине, а особенно в Прибалтике и Восточной Пруссии. Фактически освобождал от нацистов всю Прибалтику.

В январе 1945 года, находясь на позициях в Восточной Пруссии, генерал Черняховский был смертельно ранен. Его именем назван город в Калининградской области и улицы в ряде российских городов, в том числе и в Красноярске.

Улица Лихачева

Эта длинная и извилистая улица проходит по окраине Суворовского и выводит на необжитые территории правого берега. Названа в честь красноярца Ивана Лихачева.

Иван родился в 1921 году в деревне Красный Яр недалеко от Козульки. Проходил срочную службу на Дальнем Востоке, откуда в 1942 году попал на фронт. Одним из первых сражений Ивана Лихачева оказалась битва за Сталинград. В звании сержанта он командовал артиллерийским орудием. Его полк несколько дней был окружен гитлеровскими войсками. В результате героического сопротивления полк уничтожил более двух пехотных гитлеровских полков, пять рот автоматчиков, 25 танков, более 50 автомашин с военными грузами, сбил шесть самолетов и подавил огонь более чем 20 артиллерийских и минометных вражеских батарей.

Затем полк получил пополнение и новое задание: на дать армиям генералов Паулюса и Майнштейна соединиться на юге Сталинграда (операция «Зимняя гроза»). Первые танки армии Майнштейна были подбиты расчетом Лихачева. Само сражение продолжалось 6 суток в условиях сильнейших морозов. Победа осталась за советскими воинами, но стоила тысяч жизней. Именно это сражение решило исход Сталинградской битвы и в целом переломило ход войны.

Лихачеву удалось выжить чудом. Так 22-летний красноярец получил свою первую медаль «За отвагу!» Впоследствии Иван Лихачев стал прототипом главного героя романа Юрия Бондарева «Горячий снег».

Потом были еще Курская дуга, и тяжелые бои в Европе, несколько серьезных ранений. Однако дошел до Берлина и вернулся в Красноярск. Работал бухгалтером на станции Козулька. Активно занимался общественной работой. В 1950-е годы избирался депутатом Козульского райсовета, был членом Совета ветеранов Железнодорожного района города Красноярска. Он был наставником для молодых специалистов. Под руководством Лихачева внедрена механизация бухгалтерского учёта, и он добился, чтобы у каждого бухгалтера была своя счётная машина. Был удостоен звания Ветеран труда.

Но главным своим призванием Иван Иванович считал просветительскую работу. Его называли «почетным гражданином сталинградской земли». О его военных и трудовых подвигах создано пять песен, снято несколько документальных видеофильмов. Его фронтовые реликвии — фотографии, газетные статьи, а также аудио- и видеокассеты с фильмами и песнями находятся в нескольких музеях нашей страны, в том числе в Красноярске, Волгограде и Волгоградской области, в Курске, Днепропетровске.Скончался Иван Лихачев в Красноярске в 2013 году в возрасте 92 лет.

Улица Говорова

Улица в Энергетиках названа в честь Маршала Советского Союза, Героя Советского Союза Леонида Говорова. Он участвовал в советско-финляндской войне 1939–1940 гг. в должности начальника штаба артиллерии 7-й армии, а затем был заместителем генерала-инспектора артиллерии.

С 22 июля 1941 года Говоров — начальник артиллерии Западного направления, затем Резервного фронта. С 18 октября 1941 он командовал 5-й армией, участвовавшей в битве под Москвой. С 25 апреля 1942 командовал Ленинградской группой войск, а с июня 1942 до мая 1945 — войсками Ленинградского фронта.

После войны Леонид Александрович становится командующим войсками Ленинградского военного округа. С 1948 года — командующий войсками ПВО страны и заместитель военного министра. С мая 1954 — главнокомандующий войсками ПВО страны и заместитель министра обороны.

Говоров награжден 5 орденами Ленина, орденом «Победа», 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени и орденом Красной Звезды, 3 иностранными орденами, а также медалями. Похоронен герой на Красной площади у Кремлёвской стены.

Первая часть улицы проходит по частному сектору параллельно улице Тамбовской. А вторая ее часть – это автодорога магистрального значения, по ней проложены трамвайные пути. Здесь остались каменные дома-«сталинки» и более поздние пятиэтажные «хрущевки».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА