Персона

Как строили БАМ. Воспоминания красноярца Вячеслава Аксенова

Герой Социалистического Труда о комсомольской дружбе, комарах и первой и единственной любви.

Как строили БАМ. Воспоминания красноярца Вячеслава Аксенова
Также Аксенов является Лауреатом премии Ленинского комсомола, Почётным транспортным строителем, Почётным гражданином Северо-Байкальского района.

Сначала он хотел стать педагогом, продолжить семейную династию – родители учительствовали в сельской школе. Но жизнь рассудила иначе.

Это сейчас Вячеслав Аксёнов – известный человек, Герой Социалистического Труда. А когда-то был обычным деревенским пареньком из Горьковской области. Семья воспитывала пятерых детей.Слава после школы поехал в Арзамас поступать на физфак, но баллов не хватило. Работал в деревне. Чуть позже поступил в Муромский радиотехникум. Оттуда и в армию призвали. Отслужил, вернулся, закончил учёбу. Трудился в студенческом строительном отряде: во Владимирской области и даже в Казахстане. То есть кое-какой строительный опыт приобрёл. Да и вообще подобные отряды много чего дают – человека в них видно как на ладони.

Потом работал контролёром на радиозаводе. Слыл активистом: спортом занимался, в пионерлагере вожатым был.

— В принципе, всё было нормально, — рассказывает Вячеслав Иванович. – Работа нетрудная. Тепло, светло. Коллектив женский. Сижу с отвёрточкой. А я в поле трудиться привык, до пота, до звона во всём теле. И как-то один контролёр говорит: «Слава, ты чего тут сидишь? Молодёжь на стройки едет». И даёт мне адрес своего сына, который в Надыме работает. Настоящее, мужское дело! Написал туда, в Тюменскую область, просил, чтобы вызов прислали, дождался, стал потихоньку оформляться. И тут звонок из комитета комсомола: «Зайди!». Пришёл – показали газету и спросили, поеду ли я строить Байкало-Амурскую магистраль. Дух захватило! Новое дело, стройка только начинается, и такая стройка! Рванул во Владимир, в обком ВЛКСМ.

И тут оказалось, что на Владимирскую область выделили только десять мест во Всесоюзном бамовском отряде. Предложили на выбор Тюмень, КамАЗ, Темиртау. Настроение у парня упало, ведь уже видел себя в числе тех, кто сделает первые шаги на великой стройке.

Другой бы, наверное, смирился, отступил, но 24-летний Вячеслав решил бороться до конца. Снова пошёл в обком. Сейчас уже не очень помнит, какие слова нашёл, однако в итоге инструктор сказал: «Ладно, дам тебе комсомольскую путёвку, только ты ею не очень размахивай. Делегация – в гостинице «Алтай».

Ярославский вокзал. 26 апреля 1974 года.
Ярославский вокзал. 26 апреля 1974 года.

В Москву Аксёнов приехал ночью, переночевал на Курском вокзале, утром отыскал гостиницу (ещё во Владимире заранее купил карту, чтобы по столице попусту не плутать). В «Алтае» никто не спал, ребята подгоняли под себя новенькую форму, эмблемы пришивали. Вячеслав отыскал руководителя владимирской делегации, им оказался знакомый по ССО. Тот убеждал товарищей на заседании штаба как только мог, но ничего не добился – поезд был окончательно сформирован.

Аксёнов и здесь рук не опустил: дошёл до ЦК ВЛКСМ, сказал, что доберётся до места сам, и билет сам купит. Только, мол, объясните, с какого вокзала ехать и к кому обратиться. Комсомольские боссы посовещались и озвучили своё решение: «Поезжай в гостиницу, найдут тебе место в поезде, только поедешь без формы». А в «Алтае» ребята встречают: «Ох, и упрямый же ты парень! Из ЦК звонили, поехали одеваться».

— В каком-то центральном магазине мне быстро подобрали форму, — говорит Вячеслав Аксёнов. – Брюки, ремень, рубашку, куртку, кепку и даже туфли. Я был счастлив. Об одном жалею: в Кремлёвский Дворец не попал, на торжественные проводы отряда. Пока туда-сюда возили, пока форму подшивал... Опоздал, в общем. А ребята вернулись взволнованные, радостные. С этого момента я был одним из них.

Спасала молодость

На лесной делянке.
На лесной делянке.

Вечером 26 апреля 1974 года отряды бамовцев уезжали с Ярославского вокзала Москвы. Два состава, штабные вагоны... На перронах всех крупных городов поезд встречала молодёжь. Митинги, обмен фотографиями, книгами, значками. Ребят-добровольцев воспринимали так, как будто они уже строили дорогу, а ведь ещё ничего не было сделано. Зато пели первые песни о БАМе: «Мы – молодая гвардия труда», «Отряды наши миллионные зажгут зарницы над тайгой...».

— В Братске нам показали ГЭС, даже внутрь пустили, в машинное отделение, — вспоминает Вячеслав Аксёнов. – Очень впечатлила Ангара, море. Мы ощутили гигантский размах сделанного и того, что ещё предстоит сделать – с уже с нашим участием. Голова кружилась, когда рассуждали о будущей магистрали, о её значении для страны. А слова о лишениях только подогревали интерес. Ведь как были настроены? Нам говорили: «Летом комары, мошкара». А мы: «Ура!» «Зимой морозы до 60 градусов» – «Ура!». Эйфория! Мне тогда казалось, что настрой у всех одинаковый. Но со временем оказалось,: кто-то в отряд записался, чтобы Москву увидеть, кто-то захотел по стране проехать на поезде, просто потолкаться какое-то время среди первых, получить свою долю почёта. Забегая вперёд, скажу: и бежали со стройки. Плоты вязали и уходили вниз по реке. Но это – жизнь...

Уже в поезде стали формировать бригады. Нужны были плотники и лесорубы. Владимирская делегация попросилась на рубку леса.

Половина Всесоюзного отряда отправилась в Тынду, остальные – в Усть –Кут. А уже оттуда вертолётами направились к слиянию рек Таюры и Нии, в посёлок под названием Звёздный. Десант – 300 рабочих и человек сто корреспондентов. А посёлок – всего несколько палаток с печками и охотничье зимовье. В нём кухню оборудовали, а ели на свежем воздухе. Даже поварихи не было, готовили по графику сами. Один пересолил, другой недоварил... И ничего — ни ссор, ни упрёков.Делали своё дело на совесть. Трудно, конечно, было. Но – молодость! И болезни не пугали, хотя в первую же зиму половину ребят радикулит прихватил. Работали до пота, по пояс в снегу. А печка-то в палатке на 12-15 человек всего одна, одежда высохнуть не успевает. Утром на улицу выйдешь, она сразу колом встаёт.

Хватало, конечно, проблем. Зато как радовались комсомольцы-добровольцы, когда услышали первый тепловозный гудок на трассе!

Братский участок БАМа.
Братский участок БАМа.

К тому времени Вячеслав работал уже в бригаде Виктора Лакомова, самого молодого Героя Социалистического Труда (звание он получил ещё до БАМа). Избрали Аксёнова комсоргом. За ударный труд бригада получила переходящее знамя ЦК ВЛКСМ. Словом, жизнь кипела.

— Мне довелось в 1974 году даже в новогоднем «Голубом огоньке» сняться. Приехал в ЦК ВЛКСМ, а тут – приглашение, — удивляется Аксёнов. – А я же прямо с просеки, заросший весь, с бородой, как такого на экран? Но – побрили, привели в порядок. Запись, кстати, делали аж в ноябре, задолго до праздника. Честно признаться, мало что помню, столько впечатлений разом. Космонавт там был... И жара страшная: софиты горят, сидишь весь мокрый. А телевизионщики говорят: «Эти конфеты не трогайте, это бутафория. А вот те можете взять по одной штучке». В общем, засветился я в «Огоньке». Долго потом то приглашение хранил, но всё-таки потерял. Обидно...

Девушек на БАМе было немного. Понятно, что все они просто купались в мужском внимании. Не устоял однажды и товарищ Аксёнов.

— В 76-ом году работали мы на укладке рельсов, — вспоминает Вячеслав Иванович. – Так получилось, что прикрепили к нам сразу двух поварих. Одна, Светлана, замужняя уже, соглашалась только готовить, а не подавать каждому мужику первое-второе-компот, говорила – муж ругаться будет. Тогда на раздачу поставили молоденькую Аню, которая приехала к брату на стройку и осталась у него жить. Девушка никого из бригады не выделяла, всё внимание – к пище, правильно суп разлить, столько гущи, столько бульона. А я присматривался. И как-то пригласил её в кино. Аня согласилась, но поделилась с братом. Тот: «Кто позвал?». А сестра отвечает: «Да не знаю я, как его зовут, они там все обросшие, грязные, старые». Конечно, ей-то всего 19 лет, а мне уже 27 стукнуло. Парню меня издалека показали, он и успокоился: «А, это Славка Аксёнов! Можно идти в кино». Но следующий день все на Аню смотрели уже как на мою невесту. Потом поехали в Усть-Кут, подали заявление, купили кольца... В общем, 18 марта в этом году исполнилось 46 лет нашей семье.

Комар не достаёт!

Именем Героя Труда назвали тепловоз.
Именем Героя Труда назвали тепловоз.

Событий в жизни хватало. Вячеслав Аксенов бригадирствовал. Его избрали командиром отряда имени XVIII съезда комсомола, отправили на Братский участок БАМа. Семья перебралась на новое место, в посёлок Кичеры. Именно здесь Вячеслав Иванович познакомился с человеком, очень много сделавшим для строителей БАМа.

Это Лидия Жукова, учёный-вирусолог из Москвы. Большую часть своей жизни она посвятила разработке средств индивидуальной защиты от гнуса и клещей.

— Мы много общались с Лидией Ивановной, — рассказывает Вячеслав Аксёнов. – Она говорила о том, с чего всё началось. Ещё в конце 60-х годов она в Томске изучала всяких кровососов – комаров, мошку. И к ней обратились местные лесорубы: «Невозможно работать в лесу, комары донимают». Лидия Ивановна вместе с жёнами этих лесорубов связала из старых сетей что-то наподобие тельняшек, толщиной как раз с комариное жало. Поверх этой «кольчуги» работяги надевали рубашку. И получалось, что тело дышит, а комар не достаёт. Против мошки отчасти помогала капроновая сетка. К нам в Кичеры Лидия Ивановна лет восемь летом приезжала, жила подолгу. Мы тогда дэтой просто умывались, чтобы от комаров спастись. И она всерьёз взялась за непростое дело. Ткань для робы должна ведь быть водостойкой, при этом дышащей и ноской. Так вот Жукова внимательно прислушалась ко всем нашим замечаниям и дорабатывала спецодежду.

Сначала, как говорит Вячеслав Иванович, защитные куртки были на пуговичках – это не совсем удобно. Заменила на «молнии». Пожаловались, что сигареты в наколенных карманах брюк мнутся, особенно при работе с бензопилой, — на следующий год внутренние карманы были уже в куртках. Целыми ящиками привозила обновлённую с учётом пожеланий строителей одежду.

Серьёзно Лидия Жукова занималась клещами. Собирала их у горячих источников простынёй, упаковывала в пробирки, а зимой в Москве изучала. Потом с манжетами экспериментировала, с капюшонами. Бамовцы были ей очень благодарны.

Жукова и ее команда разработали костюм, упаковывающий человека с ног до головы, с плотными манжетами на руках и щиколотках, застежками не на пуговицах, а на молнии, к которому прилагались еще и очки, наподобие горнолыжных. Один из элементов современной защитной одежды, наголовную сеточку, специалисты называют сеткой Жуковой – в её честь.

К слову, работая в Институте тропической медицины, она помогла и нашим специалистам, работающим в Африке: придумала костюм, оберегающий от укусов мухи цеце.

Вот с такими людьми сталкивала судьба Аксёнова. И всё – благодаря БАМу. Рабочая дружба не ржавеет. Вот и сегодня он – в Тынде, на праздновании 85-летнего юбилея своего товарища Ивана Варшавского, также Героя Социалистического Труда, бригада которого (вместе с бригадой Бондаря) 29 сентября 1984 года соединила «золотым звеном» рельсы БАМа на разъезде Балбухта в Читинской области, ознаменовав тем самым открытие сквозного движения поездов на всём протяжении Байкало-Амурской магистрали.

Звание Героя Социалистического Труда Вячеслав Аксёнов получил в 1984 году. Также он является Лауреатом премии Ленинского комсомола, Почётным транспортным строителем, Почётным гражданином Северо-Байкальского района.

С 1993 года живёт в Красноярске, до ухода на пенсию работал бригадиром на строительстве жилья.

Встреча с краеведами в библиотеке имени Горького.
Встреча с краеведами в библиотеке имени Горького.
Фото: Руслан Рыбаков

Фото: личный архив Вячеслава АКСЁНОВА

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА