Проспект культуры

В Красноярском краеведческом музее открыта выставка о покорении космоса

Музей также предлагает познакомиться с историей воздухоплавания.

В Красноярском краеведческом музее открыта выставка о покорении космоса
Историю авиационно-космической техники на выставке иллюстрируют открытки, марки, значки, медали.

Дмитрий Шабалин

Люди всегда мечтали летать. И взмыть в небо пытались ещё в античные времена. Прошли столетия, и Юрий Гагарин совершил полёт к звёздам. С чего же всё начиналось? Об этом можно узнать в Красноярском краеведческом музее на выставке “Три ступени до космоса”.

Название для экспозиции выбрано не случайно. Во-первых, человечество прошло на пути к космическим пространствам как раз три эволюционных ступени: шары и дирижабли, самолёты, ракетная техника. Во-вторых, корабль “Восток” с Гагариным на борту запустила именно трёхступенчатая ракета-носитель.

Первый стенд напоминает нам о легенде об Икаре и его крыльях из перьев и воска. Здесь же мы можем увидеть рабочие чертежи планера, выполненные гениальным Леонардо да Винчи (доподлинно неизвестно, была ли предпринята попытка полететь на нём). В общем, это — начальные шаги к космосу.

Один из авторов выставки, научный сотрудник отдела истории музея Михаил Чечелев рассказывает, что в нашем городе воздухоплавание начиналось довольно комично. В Красноярске первый воздушный шар запустили в 1910 году. Николай Орлов поднялся над Енисеем, чтобы рассказать сибирякам, как выглядит город и его окрестности с высоты птичьего полёта. На свою беду и на потеху горожанам приземлился он возле реки Качи, самого хулиганского района Красноярска. Тамошние жители возмутились: что это такое над ними летает? И каждый прохожий счёл нужным прожечь папиросами оболочку воздушного шара или каким-либо другим способом повредить его. Лишь сопротивление Орлова и подоспевшие жандармы спасли шар от противников лётного дела.

Дирижабли в Енисейской губернии, как говорит Михаил Николаевич, распространены не были. Лишь в 1931 году в небе над Диксоном проплыл “Граф Цеппелин”, который проводил различные исследования и аэрофотосъёмку.

Из экспозиции мы узнаём много интересных фактов, связанных с Красноярском. Например, о том, что в 1923 году у нас образовалось губернское Общество друзей воздушного флота. Инструктором был назначен один из основоположников развития авиации в России Борис Масленников. За время его работы в Красноярске были построены планеры в железнодорожных мастерских и военно-артиллерийской школе, организовывались агитполёты по краю. Уже в 1924 году в “Итальянских казармах” (в районе нынешней ул. Карла Маркса) открылись авиакурсы. На занятиях поначалу было около 100 человек. Из окончивших курсы образовался актив ОДВФ.

В начале мая 1925 года по железной дороге в Красноярск привезли самолёт “Сопвич”. Постановлением городской конференции ОДВФ самолёту дали имя “Красноярец”. Это был первый самолёт, ставший “собственностью” города. Аэродром организовали в районе Иннокентьевского поселка.

Историю развития авиационно-космической техники на выставке очень ярко иллюстрируют открытки, марки, значки, медали. Например, несколько открыток рассказывают о “Дневных записках Желябужского”, в которых сохранилась запись за 1695 год. В ней говорится, что один мужик “сказал, что он, сделав крыле, станет летать, как журавль. И по указу Великих Государей сделав себе крыле слюдяные, и стали те крыле в 18 рублев из Государевой казны. И боярин князь Иван Борисович Троекуров с товарищами и с иными прочими вышед стал смотреть: и тот мужик те крыле устроя, по своей обыкности перекрестился, и стал мехи надымать, и хотел лететь, да не поднялся и сказал, что он те крыле сделал тяжелы”. Мужик тут же стал просить, чтобы ему позволили сделать другие, более лёгкие, “иршенные”, то есть замшевые. Но и на других крыльях полёт не удался. Запись заключает: “И за то ему учинено наказание: бит батоги, и те деньги велено доправить на ней и продать животы ево и остатки”.

Небольшой раздел посвящён первому космонавту планеты. Здесь можно увидеть различные сувениры, памятные медали, связанные с его именем, а также шлем лётчика и модель истребителя МиГ-15, на котором летал Гагарин. Именно этот тип самолётов и унёс жизнь Юрия Алексеевича. Большинство экспонатов напрямую касаются космической техники. К примеру, макет первого искусственного спутника Земли, который провёл на орбите 92 дня. За это время он совершил 1 440 оборотов. Мир был буквально ошеломлён: спутник изменил политическую расстановку сил. Министр обороны США заявил: “Победа в войне с СССР более недостижима”. Заменив термоядерную водородную бомбу маленьким спутником, наша страна одержала огромную политическую и общественную победу.

Ракеты и космические корабли строили во многих городах. Красноярск тоже может по праву называться “звёздным городом”. В столице края несколько предприятий работают на космическую отрасль. ОАО “Красмаш” является основным изготовителем в России баллистических ракет для подводных лодок, а также базового модуля разгонного блока для ракет-носителей “Зенит” и “Протон”. С 1960-х годов на заводе строили ракеты оборонительного и гражданского назначения. Ещё одно знаменитое космическое предприятие края — НПО Решетнёва. Примерно две трети спутников, входящих в орбитальную группировку России, являются продукцией этого предприятия. За 60 лет специалистами компании создано порядка 1300 космических аппаратов. В экспозиции представлены несколько макетов спутников серии “Гонец”.

У космонавтов уходит не один год, чтобы разобраться во всех системах корабля, отработать внештатные ситуации, подготовиться к перегрузкам. Для этого задействуют целый комплекс тренажёров. Один из них — “Скамья Жуковского” — представлен на выставке. Это устройство тренирует вестибулярный аппарат даже у тех, кого укачивает в автобусе. Самое интересное, что на “скамью” можно не только посмотреть, но даже воспользоваться ею, на время ощутив себя космонавтом.

В центре экспозиции — образцы новейшей отечественной космотехники. Это перспективные разработки, основанные на тяжёлых ракетах “Энергия” и “Протон”. Однако среди них нашлось место и пионеру пилотируемой космонавтики, ракете-носителю “Восток-1”, той самой, что вывела на орбиту корабль с Юрием Гагариным на борту.

Космическая техника постоянно совершенствуется. Разрабатываются новые системы управления, создаются высокотехнологичные компактные спутники. Строятся мощные ракеты-носители. Поднявшись на третью ступень в освоении космоса, человечество не остановилось. Уже сделан шаг за пределы Солнечной системы, роботы осваивают ближайшие планеты и астероиды. Однако мы, несмотря на все достижения, всё ещё в начале пути.

НЮАНС

Члены отряда космонавтов часто приезжали в Красноярск. К примеру, в 1963 году у нас побывал Юрий Гагарин, а Валерий Рюмин даже был принят на работу токарем в одну из бригад комбайнового завода.

Один из экспонатов выставки — парашютная книжка Аркадия Вепрева, первого губернатора Красноярского края. Она была выдана в 1947 году. Судя по записям, будущий глава региона совершил пять прыжков, четыре из которых с высоты 1 000 метров.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА