Красноярск исторический

В Красноярском краеведческом музее можно отправиться в виртуальный тур в Хакасию

Для этого нужно заранее записаться и купить обычный входной билет в музей.

В Красноярском краеведческом музее можно отправиться в виртуальный тур в Хакасию

Руслан Рыбаков

Слово “петроглиф” имеет древнегреческое происхождение. Оно появилось из сочетания двух слов: petros — камень и glyphe — резьба.

Из центра Красноярска — в летнюю, полную древних тайн Хакасию. Такое путешествие с помощью технологий виртуальной реальности теперь может совершить любой желающий. Отправиться на необычную экскурсию в заповедные и труднодоступные горы и степи соседнего региона горожанам предлагает краевой краеведческий музей.

Доисторические картинки

Оригинальная экскурсия в афише краеведческого музея появилась совсем недавно. Чтобы оказаться в Хакасии, достаточно надеть очки виртуальной реальности. И они перенесут вас к горному массиву Оглахты — музею древнего искусства под открытым небом. На склонах этих скал расположены тысячи петроглифов — доисторических рисунков.

На открытии новой экскурсии “Городские новости” побеседовали с Александром Заикой — археологом, который посвятил жизнь изучению этого древнего искусства не только в Оглахты, но и на других территориях, которые тысячи лет назад художники выбрали местом для своих пленэров.Петроглифы — это высеченные на скалах, камнях и других поверхностях изображения животных, военных сцен, охоты, относящиеся обычно к древнейшей истории человечества — от палеолита до Средневековья и Нового времени. В России наскальные росписи — писаницы — есть на Урале, в Карелии, на Кавказе и в Сибири. Горный массив Оглахты является частью государственного природного биосферного заповедника Хакасского, и это одно из самых загадочных местонахождений петроглифов.

Храм под открытым небом

Александр Леонидович называет комплекс Оглахты потрясающим. По его словам, на склонах размещены уникальные сюжеты, которые позволяют нам погрузиться в мысли и дела древних жителей Сибири.

— Особенность этого места заключается в том, что изображения здесь присутствуют не только на скалах, но и на каменных плитах, находящихся на земле, — рассказал археолог. — Видимо, это местонахождение было храмом под открытым небом, святилищем, в котором могли работать только “штатные иконописцы”. Мы можем сравнить этих художников с известными средневековыми авторами Феофаном Греком и Андреем Рублёвым, которые расписывали православные храмы. Похоже, что древним художникам, творившим на Оглахты, уже было недостаточно скал, поэтому они использовали каменные плиты. Одна из них хранится в красноярском краеведческом музее, а часть артефактов перевезли в Абакан. Но всё же многие камни с рисунками до сих пор остаются на том же месте, где с ними работали авторы петроглифов. Добраться до них может далеко не каждый — места эти довольно отдалённые и труднодоступные.

Часть ритуала

Петроглифы, по словам Александра Леонидовича, — это часть ритуала, который мог проводиться, например, по случаю удачной охоты. Люди добывали зверя и делали жертвоприношения духам леса и животных. Учёные считали, что в рисунках был заложен и экологический смысл — в изображениях, кроме благодарности, зашифровывалось пожелание оленям и лосям, чтобы их потомство не иссякало.

— Очевидно, корни этой традиции уходят в эпоху палеолита, откуда появился пантеон образов для поклонения, — рассказал специалист по петроглифам. — В пантеон входят лоси, кабаны, медведи, быки. Петроглифы показывают нам крупные реалистические фигуры этих животных, от которых напрямую зависела жизнь людей.

Рисунки на скалах многое могут рассказать о людях, их оставивших. Так, в нынешнем полевом сезоне, который у красноярских археологов, несмотря на холодную весну, уже начался, Александр Заика исследует петроглифы на реке Мане. Он не в первый раз берётся за изучение этого объекта. Однако, возможно, сейчас с помощью современных технологий и древних рисунков удастся доказать, что именно на территории Восточного Саяна жили люди, которые первыми в мире одомашнили оленей.

— Достоверных данных о том, где зародилось оленеводство, пока не найдено, — поделился Александр Леонидович. — Есть версии, что это Верхнее Приамурье или Лапландия. Но по берегам Маны есть изображения всадников на оленях и лошадях. Так что и эту версию сбрасывать со счетов не стоит.

Звери — главные

Это сейчас человек — царь природы. Но долгие тысячелетия он ощущал себя несколько ущербным по сравнению с миром животных. У зверей есть клыки, когти, мощные челюсти, острое зрение, способность быстро передвигаться. У человека всего этого не было. Много времени ушло на то, чтобы люди могли компенсировать свою неполноценность орудиями труда и оружием.

Приниженное положение человека прослеживается и по петроглифам. Людям на доисторических картинах художники отдавали второстепенную роль, главными всё-таки были звери.

— Первые опыты изображения человекоподобного лица в анфас появляются только четыре тысячи лет назад, — объяснил археолог. — Конечно, не только из-за неравенства сил людей и животных. Сейчас мы можем говорить, что это была неолитическая революция в искусстве, когда древние художники достигли высокого уровня мастерства.

Сначала древние авторы рисовали своих героев в профиль. Так было проще. Учёные считают, что могла применяться простая техника: положил животное, обвёл на песке, уменьшил, перенёс на камень. С людьми зачастую получалось карикатурно: большой нос, большая голова, открытый рот — своего рода «уродцы», зато узнаваемо.

Кстати, рисунки древних людей находят не только на скалах и камнях. Петроглифы есть и в пещерах, причём довольно далеко от входа. Сделаны они явно при свете факелов, в неудобных условиях, в нишах, колодцах. То есть авторы этих изображений были ещё и отличными спелеологами и оставили человечеству шедевральные образцы творчества.

Видна рука мастера

В более поздние эпохи художники стали настоящими мастерами, они делали изящные и тонкие рисунки. Немудрено, что долгое время, даже в ХIХ веке, специалисты отказывались верить, что изображения относятся к древнему искусству, считали, что здесь поработали современные мистификаторы.

— И только когда стали находить в грунте рядом с петроглифами предметы древнекаменного века, мировой научной общественности пришлось согласиться: это нарисовано 15–20, а то и 35 тысяч лет назад, — отметил Александр Леонидович.

Для неспециалиста многие образы на петроглифах выглядят довольно трудоёмкими. Кажется, чтобы сделать такой рисунок, художник должен отложить в сторону все насущные дела, отказаться от участия в охоте и заниматься только творчеством. Значит ли это, что соплеменники готовы были содержать рисовальщика?

Александр Заика рассказал, что, по одной из научных версий, древние художники являлись отдельной социальной категорией. У них были заказчики, которые приглашали исполнителей для создания рисунков на ту или иную тему. В общем, так же, как и у современных представителей этой профессии. Впрочем, у авторов петроглифов были свои навыки, технологии и инструментарий, они позволяли облегчить труд.

— Мы уже накопили гигантский объём материалов по петроглифам в Сибири, можем разграничить различные стили и художественные школы и даже узнать “руку конкретного мастера”, — поделился исследовательскими результатами Александр Леонидович. — Например, один из художников, работавших на Оглахты, оставил свои рисунки также на Шалаболинской писанице — памятнике наскального искусства на правом притоке Енисея — реке Тубе. У него свой узнаваемый набор инструментов, особая манера. Находить такие совпадения — увлекательная поисковая работа на стыке археологии, этнографии и искусствоведения.

Виртуальная экскурсия в краеведческом музее — это проект “Место силы”, который для Красноярска реализовала компания МТС. В прошлом году организация сняла фильм в формате “360 градусов” об Оглахты. Его можно смотреть как в обычном формате, так и при помощи VR-оборудования. Чтобы попасть на виртуальную экскурсию, нужно заранее записаться и купить обычный входной билет в музей.

0+

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА