Проспект культуры

В Красноярской научной библиотеке проходит выставка «Первые имена русского балета»

Экспозиция знакомит зрителей с подборкой подлинников из фонда Российской государственной библиотеки искусств.

В Красноярской научной библиотеке проходит выставка «Первые имена русского балета»
Мировое танцевальное искусство вышло из русского балета.

Дмитрий Шабалин

Эту коллекцию с полным правом можно назвать фотоэнциклопедией театра. Снимки легендарных отечественных танцовщиц, книги о самых удачных постановках, автографы, нотные клавиры... В краевой научной библиотеке проходит выставка “Первые имена русского балета”.

Экспозиция знакомит зрителей с подборкой подлинников из фонда Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ). Большую её часть составляют театральные фотографии известных мастеров. Среди них Шарль Бергамаско, Альфред Лоренс, Иван Дьяговченко, Елена Мрозовская, Мирон Шерлинг, Игорь Александров, Владимир Блиох. Мастера “светописи” запечатлели выдающихся деятелей театра в жизни и на сцене с 1890-х годов до наших дней.

Первый стенд посвящён семье Мариуса Петипа, человека, с которым связана целая эпоха русского балета. Он был рождён для этого искусства (интересно, что слово “петипа” означает “маленький шаг). Поставил более 60 спектаклей, соединив французскую грацию с русским духом. По сути, Петипа создал сценическую форму постановки танца и стиль, которые сегодня называют классическим балетом.

Конечно, мы можем увидеть только крохотную часть фотодокументов, поскольку весь архив включает более 300 подлинников, в том числе редкие портреты второй жены Петипа и его детей. Кстати, как говорит главный библиотекарь отдела культурных программ РГБИ Светлана Большакова, архив передала библиотеке внучка великого хореографа балерина Ксения Чижова-Петипа.

Экскурсию ведёт Светлана Большакова, главный библиотекарь отдела культурных программ РГБИ.

В экспозиции — множество славных имён. Матильда Кшесинская, как никто владевшая аудиторией, обладавшая просто железным характером и самодисциплиной, при этом очень любившая наряжаться и сниматься на фото. Жаль, что чаще её вспоминают по поводу связи с Николаем II. Соперница Кшесинской по сцене Анна Павлова. Ещё в детстве, увидев спектакль в Мариинке, она заявила матери: “Я буду танцевать “Спящую красавицу” на этой сцене!” Слабой, болезненной Анечке было тяжело учиться в балетной школе. Судьба её решилась, когда знаменитый хореограф Мариус Петипа воскликнул: “Она будет летать по сцене, как пушинка на ветру!”

Галина Уланова — невероятная балерина, которая постоянно занималась самообразованием: читала, посещала выставки. Обожала спорт, каталась на байдарке. Она умела концентрироваться, а её размышления над ролью не ограничивались пространством репетиционного зала.

— В 1956 году впервые после долгого перерыва Большой театр выехал на гастроли в Лондон, — говорит Светлана Большакова. — Улановой было 46 лет. Она танцевала Джульетту. Успех был ошеломляющий. По этикету, когда королева покидает зал, любое действие прерывается, все встают. Но Уланова танцевала так, что чопорная английская публика ухода королевы... не заметила.

Героиней выставки стала и Майя Плисецкая, элегантная, с “говорящими руками”. Она ходила в Московский зоопарк специально, чтобы наблюдать за лебедями, а потом воплощала их движения в танце. Балерина, которая в 75 лет выступала на сцене Большого театра.

Конечно же, организаторы выставки вспомнили и знаменитого импресарио Сергея Дягилева, и человека-легенду Вацлава Нижинского, и великолепных танцовщиков Владимира Васильева и Мариса Лиепу. Словом, полное погружение в тему.

Интересен ещё один момент. По снимкам легко проследить, как менялась с годами фотография. Сначала они — статичные (то есть постановочные). Потом появилась более современная техника, и фотографы получили возможность снимать целые сцены прямо во время спектакля.

Среди фотографий выделяются снимки Мирона Шерлинга (1890–1958). Творческая манера мастера необычна. Шерлинг был пикториалистом, использовал изобразительные и технические приёмы, которые сближают фотоискусство с живописью и графикой. Для достижения своей цели он тщательно обрабатывал негатив, применяя соскабливание, травление и подкрашивание пластинок. Коллекция его снимков в РГБИ на самом деле уникальна.

Нюанс

Моду на балет в высших кругах общества вернул Пётр Первый. Тогда же в России открылась школа балетного танца. Еще одно важнейшее событие XVIII века — открытие Большого театра на правом берегу реки Неглинки. Впоследствии здание получит название Старого Петровского театра.

В тему

Триумф нашего балета состоялся благодаря “Русским сезонам” импресарио Сергея Дягилева. В 1909 году он привёз в Париж русский балет — и сразу успех! Начиная с этой гастрольной премьеры балетные сезоны получили европейскую “прописку” на несколько лет.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА