Персона

Хазрет Совмен: «Я приобщён к великому делу — приношу пользу Родине!»

Меценат показал всему миру, как мы умеем работать и заботиться о людях.

Хазрет Совмен: «Я приобщён к великому делу — приношу пользу Родине!»
Своими делами Хазрет Совмен вписал своё имя в историю Красноярска.

Правительство Красноярского края

Основатель уникальной золотодобывающей компании. Создатель лучшего в стране дома-лицея для ребят, оставшихся без попечения близких. Не просто спонсор, а настоящий вдохновитель многих важных для Красноярска проектов, который делом помог сотням и даже тысячам людей. Всемирно известный меценат, почётный гражданин города Красноярска и Красноярского края Хазрет Меджидович Совмен 1 мая отмечает своё 86-летие.

Мы решили напомнить нашим читателям о том, какой путь прошёл этот удивительный человек. О самых важных вехах его жизни рассказывает Елена Еханина, автор книги “Хазрет Совмен. Дорогами Земли”.

Жаждал перемен

Их было семь братьев и сестёр, необыкновенно и разнообразно одарённых, красивых, сильных. Родители, Меджид и Гошефиж, гордились ими. Но желали ли исключительной судьбы кому-то? Вряд ли, ведь это означало быть брошенным на волю жизненной стихии. Но Хазрет, казалось, жаждал перемен. В далёком 1961 году он вышел за родительский порог без страха, с предчувствием чего-то необыкновенного.

В его учётной карточке, сохранившейся по сей день, написано: “13 июня 1963-го принят шофёром в 1-й гараж Магаданской автобазы”. Побережье Охотского моря, предгорья хребта Джугджур, Магаданская область, Колымская трасса… Здесь он ещё восторженный мальчишка. Скучает по дому, особенно по маме. Всё воспринимает как большое приключение. Верит в дружбу. Смешлив. Активен. С жаждой берётся за любую работу. Бригадир молодёжной комсомольской бригады водителей, он чаще других уходит в рейс от причалов Ногаевского порта до Певека, прииска Кулар — а это три тысячи километров. Когда-то Колыма казалась ему “закраем света”, но с каждым годом эта суровая страна становилась всё ближе и ближе.

Судьбоносное решение

В 1965 году Хазрет Совмен принял своё основополагающее, судьбоносное решение — ушёл в золотодобычу. Поступил в артель “Экспедиционную”, где его ждали особые трудности и немало несправедливости. Контингент — бывшие уголовники, бандеровцы. Таких людей наш герой ещё ни разу не встречал. Сколько раз в нём вскипала кровь гордого горца, а руки непроизвольно искали на поясе рукоять воображаемого кинжала. Сколько раз его спасала природная мудрость черкеса: “Будь медлен на обиду”. Порой работа казалась нестерпимо тяжёлой, а жизнь до золотодобычи — идеальной, светлой, что ли.

Он менялся, мрачнел, углублялся в тонкости профессии. Всё, чему мог научиться, принял. Всем, кому мог помочь, с готовностью отдавал. Внешне — такой же симпатичный, худощавый парнишка. Внутренне — уже мужчина в том самом, единственно верном смысле. Таким его увидели руководители объединения “Северовостокзолото”. И доверили грандиозное дело — возглавить старательскую добычу на Чукотке.

У Хазрета Меджидовича “рука лёгкая”. Всем своим предприятиям он давал имена сам, буквально лично выписывая им путёвку в долгую, успешную жизнь. А, например, на вопрос: “Почему назвал артель “Восход”?” — он отвечает: “Искал свою Чукотку в учебниках и энциклопедиях, врезалась фраза: “Жители Крайнего Востока — Анадырь, Чукотка — встречают рассвет первыми в СССР”. В 1969 году Совмен создал золотодобывающее предприятие “Союз”, которое без малого десять лет отрабатывало многочисленные месторождения Колымы. Председатель артели обладал удивительной способностью — ему безотчётно доверяли люди. Его живой разум, воображение цепко схватывали факты. Хазрет Меджидович удивлял своих товарищей познаниями и умениями, неистощимой энергией, щедростью, заботой, отчаянной храбростью. Это не было нормой в старательской среде. Но Хазрет Совмен менял устоявшиеся представления. Поэтому все равнялись на “Союз”, в артель стремились попасть, а устроившись, работали годами. И неслучайно это предприятие решением ПО “Северовостокзолото” стало победителем в социалистическом соревновании за 1973 год, причём конкуренция была очень жёсткой: за почётное звание боролись 123 старательские артели.

А вот ещё один факт из биографии Хазрета Меджидовича: 20 марта 1974 года на собрании “Союза” были приняты повышенные социалистические обязательства. Среди множества пунктов (золото сверх плана, рациональное использование, выполнение мероприятий и пр.) особо любопытны следующие: “…не иметь ни одного случая производственного травматизма”, “внести в фонд мира 5 000 рублей”, “…в порядке шефской помощи завезти совхозу “Россохинский” горюче-смазочные материалы”. Лёгкое недоумение по части искренности советской идеологии (ну кто же в будущее с коммунизмом в таких суровых северных условиях верил?) Совмен с горячностью опровергает: “Что вы! Верили, и крепко! Я с гордостью считал, что приобщён к великому делу — приношу пользу своей Родине! А по-настоящему горжусь знаете чем? Все мои люди остались целы и невредимы”.

Меньше белых пятен

В 1970-е, глядя на уходящие за горизонт просторы Чукотки, Совмен задумывался о том, куда его завела судьба. Ведь до него сюда ещё не ступала нога человека. И осознание этого факта будоражило. Оленья упряжка, камусовые лыжи, карабин, вездеход — для старателя они были не реквизитом приключенческого фильма о золотоискателях, а частью повседневной жизни! Но догадывался ли он тогда, что это только начало? Потому что всё, что происходило с Хазретом Меджидовичем в следующее десятилетие, в 1980-е, больше напоминает головокружительный сценарий. В нём есть место всем жанрам: приключения, трагедия, вестерн, если хотите. Голливуд, как принято говорить, отдыхает! Судите сами…

В 1979 году в обстановке совершенной секретности руководство СССР приняло решение по освоению одного из самых недоступных регионов Арктики. Архипелаг Северная Земля, по прогнозам геологов, был перспективен для добычи золота. Вот только никто в мире ещё не пытался работать так далеко и в таких непростых условиях. Кто же справится? Ответ на этот вопрос даёт пожелтевший от времени листок протокола совещания у министра. Дата — 23 сентября 1980-го. Подписано это архиважное и сверхсекретное решение об усилении работ на острове Большевик министром цветной металлургии СССР Петром Ломако. На том совещании присутствовало всего девять человек. А главным героем обсуждения стал молодой мужчина, прилетевший из Магадана. Хазрет Совмен, которому на этот момент было чуть более сорока лет. Сколько в то время в стране было крутых специалистов, а выбор пал именно на него.

Спустя несколько дней Хазрет Меджидович прилетел на мыс Челюскин и далее вертолётом прибыл на Большевик. Геологическая карта этого острова была выпущена в 1970 году всего в пяти экземплярах. Информации в ней было немного — к тому моменту исследовали лишь берега да территории в устьях островных рек. Всё остальное — одно большое белое пятно.

При виде безмолвных просторов острова, его первородной безжизненности и безлюдности любого человека охватит оторопь: ведь улетит вертолёт — и всё! Останешься один на один со стихией. Но Совмен, вспоминая первый визит в Заполярье, лишь улыбается: “Какие тревоги? Надо планировать посёлок, строить взлётную полосу, завозить технику и грузы… Работы было непочатый край. Непочатый край… Земля Санникова”. И правда, на дворе ХХ век, люди уже освоили практически всю планету, а он, получается, первопроходец. Опять работает там, куда не ступала нога человека! Даже в самых дерзких фантазиях детства он “не замахивался” на такое. Поэтому без сомнений переехал в Красноярский край, где зарегистрировал артель “Полюс”.

Свою миссию по изучению архипелага старатели выполнили с честью. Хазрет Совмен доказал всему миру, что добывать полезные ископаемые на столь высоких широтах можно. Белых пятен на карте мира стало меньше.

Сами справимся

“Какой период в вашей профессиональной истории для вас важнее?” — на этот вопрос Хазрет Меджидович отвечает не сразу. Это можно понять, ведь у него перед глазами пролетают золотодобыточные полигоны Колымы, зимники тундры, ледяные торосы побережья Северной Земли, струящийся золотой песок, золотые его трудяги-старатели… Но, когда пауза прерывается, он произносит: “Рудное золото Олимпиады”.

Об этом уникальном трудовом подвиге старателей мир узнал в самое непростое для нашего общества время. 1997 год. В институте Адама Смита в Лондоне представители крупных добывающих компаний мира, не стесняясь русской делегации, откровенно потешались над разваливающейся горной отраслью России. Речь многих докладчиков сводилась к пренебрежительному обмену опытом на тему: “Как побыстрее получить лицензии на территории постсоветского пространства”. Говорили нелицеприятно: “Русские работать не умеют”.

Это было возмутительно. Совмен не смог это стерпеть и, хотя его доклада не было в регламенте, добился слова. Вышел на трибуну, сдерживая эмоции, и подробно, без всяких листков, глядя в глаза чванливой публике, стал рассказывать про свою Олимпиаду, про сроки возведения, про технологии, про десятки тонн добываемого золота и о ещё больших перспективах. Знал каждую циферку, каждую формулу. Говорил горячо, опять мысленно держа руку на рукояти черкесского кинжала. В этот момент поднималась с колен новая Россия, а за спиной Хазрета Совмена в полный рост стояли его ребята из “Полюса”, сделавшие невозможное в Северо-Енисейской тайге.

В конце он произнёс: “Так что, уважаемые, о нас прошу не беспокоиться, сами справимся”. Английская публика обескураженно молчала, только что щегольски одетый российский гражданин им утёр нос. “Хочу добавить, — вернулся к микрофону Хазрет Меджидович. — В связи с увеличением объёма я приехал в Лондон на переговоры по приобретению 80 единиц карьерной техники”. Зал ахнул. Представители компаний, журналисты окружили нашего Совмена плотным кольцом, наперебой протягивая “этому супермену” многочисленные буклеты, рекламирующие горное оборудование.

Это была ПОБЕДА, обеспеченная его нечеловеческими усилиями, бессонными ночами, трудностями личностного роста, исследовательским поиском, административными лабиринтами. Выстраданный его Олимп. Преодолев высоту, он не остановился в движении. В проекте уже вторая фабрика, да такая, каких в мире ещё не строили.

Работать для земляков

Любопытно разглядывать фотографии прошлых лет. Вот разливают расплавленное золото по формам. На лицах оживление, это и понятно: кого оставят равнодушным штабеля из слитков драгоценного металла? И лишь у Хазрета Совмена нет ни тени общего ажиотажа. Такая работа — льётся добытое золото. Неслучайно в одной из публикаций, вышедшей в 1990-х, Хазрет Меджидович назвал свою деятельность: “Мой трудовой вклад”. С 1963 года он шёл по золотой жиле своей судьбы, а стрелка его внутреннего компаса вела в родные края. Адыгея — вот точка его извечного притяжения.

Никто и ничто не может тягаться со святой любовью к матери, к Родине. Эта любовь движет личностью, сподвигает на поступки. 8 января 2002 года Совмен был избран президентом Республики Адыгея. Его позиция была проста — работать для земляков, держать курс на социально ориентированную экономику. Отдавать. Возрождать. Укреплять.

И сегодня Хазрет Меджидович также верен себе. Кто в Адыгее не знает Совмена? Люди чтут его и в Красноярском крае, и в Москве, и далеко за пределами рубежей и границ. Многие ему обязаны благополучием и здоровьем, верой в людей.

Хазрет Меджидович — это герой, устремлённый в будущее своей страны, в завтра. Он весь в глобальных планах: что происходит в Арктике? Как сделать экологичным мир? Над чем бьётся медицина? Сколько интересного происходит на Земле, и Хазрет Совмен внутри этих тем. Он этим движим, этим руководит. Но никогда не забывает спросить: “А как там в родном Афипсипе?” Более 60 лет назад он перешагнул порог родного дома, отдав себя такой неимоверно увлекательной, трудной, героической судьбе.

За свою долгую жизнь Хазрет Совмен получил множество наград и званий. Его личная коллекция медалей, орденов, знаков почёта, которая, к слову, будет представлена в готовящемся к открытию музее дома-лицея, вызывает восхищение. Но сам он выделяет два отличия: “Правительственная награда “За доблестный труд” (1970 год), орден “Знак Почёта” (1974 год) — это кровь и пот моей молодости”, — признаётся Хазрет Меджидович.

КОММЕНТАРИЙ

Владислав Логинов, глава Красноярска:

— Хазрет Меджидович Совмен — человек-легенда. Перечислить всё, что удалось сделать выдающемуся меценату для красноярцев, непросто, ведь каждый год список его добрых дел пополняется. В центре внимания мецената — те, кто прежде всего нуждается в помощи, в том числе будущее поколение россиян. Все жители Красноярского края знают о том, как Хазрет Меджидович заботится о детях, живущих в созданном им 20 лет назад доме-лицее. В этом году благодаря поддержке Хазрета Совмена ребята-бойцы Поста № 1 из города Краснодона Луганской Народной Республики, который является городом-побратимом Красноярска, получили комплекты формы для несения вахты у Вечного огня. Это неизмеримый вклад в сохранение правдивой истории о нашей стране, искренняя поддержка молодых патриотов России. Красноярцы ценят всемерную помощь легендарного земляка. В знак благодарности жители приняли единогласное решение назвать набережную Енисея в Ленинском районе именем почётного гражданина города Красноярска и Красноярского края Хазрета Совмена. В день рождения Хазрета Меджидовича мы от всей души желаем ему здоровья и сил для реализации всех масштабных планов! Спасибо за доброе сердце, справедливость и молодость души. Мы ждём вас дома, в Красноярске.

Своими делами Хазрет Совмен вписал своё имя в историю Красноярска. При финансовой поддержке мецената были воплощены в жизнь разные проекты, в том числе:

— построен и содержится дом-лицей имени Хазрета Совмена;

— отреставрирована часовня Параскевы Пятницы;

— возведён на правобережье храм Рождества Христова;

— возрождён парк имени 1 Мая;

— построен детский сад в микрорайоне “Преображенский”;

— открыт мемориальный комплекс в честь 70-летия Победы в Ленинском районе;

— создан парк имени 400-летия Красноярска.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА