Наука и образование

Почему учительница начальных классов должна уметь рукодельничать?

Одна из специфик работы с младшеклассниками — необходимо проводить уроки технологии.

Почему учительница начальных классов должна уметь рукодельничать?

Дмитрий Шабалин

В работе с воспитанниками свои увлечения наставница применяет регулярно.

Работа с детьми — очень важный и непростой труд, который требует большой отдачи и личного развития педагога. Однако учитель начальных классов лицея № 11 Юлия Моисеева справляется с этой задачей легко. У неё много творческих увлечений.

Юлия Моисеева с раннего детства знала, что после школы будет поступать в педагогический. На этот выбор ещё в начальных классах повлияла классный руководитель — Людмила Ивановна Фельк, которая работала в гимназии № 6 (ранее школа № 68).

— Я буквально влюбилась в свою первую учительницу, настолько она мне нравилась — как себя ведёт, держит в классе, как говорит и выглядит. Да и так сложилось, что в своём дворе я была самым старшим ребёнком, поэтому мы часто играли в школу, и я всегда старалась чему-то научить своих маленьких друзей, — поделилась Юлия Викторовна.

В лицее № 11 педагог трудится уже шестнадцатый год:

— Школа — это моё. Были периоды, когда я уходила из профессии — работала несколько лет администратором и гувернанткой. Но это так скучно! Поэтому, когда позвали в лицей, я с радостью согласилась. Меня заряжает моя работа, — признаётся учитель.

Одна из специфик работы с младшеклассниками — необходимо проводить уроки технологии, соответственно, надо многое уметь делать своими руками. Для Юлии Викторовны это не проблема. Она выросла в творческой семье.

— Мама всегда вязала, очень хорошо у неё получалось, поэтому как-то потихоньку и я научилась рукоделию. А папа прекрасно вырезает по дереву. Все канцелярские принадлежности в моём кабинете — папки под документы, подставки под ручки и так далее — вырезал мой отец. В такой семье было бы странно не уметь работать руками! — смеётся педагог.

Юлия Викторовна показала интерьерные игрушки, которые связала сама — двух сов и огромного полосатого кота. “Так получилось, что у меня очень много сов. Когда родилась дочь Соня, то вокруг сами по себе начали появляться фигурки и изображения этой птицы, при этом сама себе я ничего не покупала — дарили на праздники дети и родители. Кружка, статуэтки, канцелярия… И в какой-то момент я стала вязать больших сов. Всё-таки это символ мудрости, спокойствия — это важно для учителя, — отмечает Юлия Моиссева.

В работе с воспитанниками свои увлечения наставница применяет регулярно.

— Навыки рисования помогают, — говорит она. — Ещё в школе ходила в художественный кружок к очень хорошему педагогу, Юрию Алексеевичу, его, к сожалению, уже нет с нами. Там я и получила основные навыки, которые применяю до сих пор на своих уроках. Сейчас я у третьего класса веду ИЗО и технологию по программе Полуянова. Это развивающее обучение, достаточно непростое, потому что дети осваивают разные техники рисования. То есть просто поставить готовую картинку и сказать “повторите” не получится. Например, мы рисуем животных в движении — это очень сложно даже взрослым. Даже у Василия Сурикова были проблемы с изображением лошадей. Для того чтобы нарисовать коня, мы делаем подвижную фигуру — рисуем части тела, вырезаем их, скрепляем степлером между собой, чтобы все элементы могли двигаться. Выбираем позу, например, ставим на дыбы, кладём на лист бумаги и обводим. У каждого ребёнка своё животное — слон, кошка, собака…

Юлия Викторовна рассказала, что сейчас на уроки к младшеклассникам приезжает её наставница — ветеран лицея, учитель ИЗО и технологии Ирина Петровна Машевская, которая безвозмездно занимается с ребятами.

Рисование помогает Юлии Моисеевой и младшеклассникам в участии во всероссийской программе “Орлята России”. Она создана в рамках федерального проекта “Патриотическое воспитание граждан” и направлена на формирование у младших школьников социально значимых качеств личности, ключевых базовых ценностей.

— Я ездила в лагерь “Орлёнок” на обучение, мы списались с ребятами из села Новобатайск Ростовской области. Решили обмениваться посланиями. Один конверт с письмами уже получили, сейчас пишем ответ. Есть ребятишки, которые пока не могут составить письмо, — они рисуют открытки. Кто готов писать — с удовольствием делают это. Интересуются у ребят из Новобатайска погодой, их увлечениями, спрашивают, какие домашние животные есть у новых друзей по переписке. Рассказывают и про свои занятия, про школу и досуг. Когда все послания будут готовы, мы на продлёнке пойдём всем классом на почту, чтобы отправить конверт. Малыши этот день ждут, чуть ли не в календарике отмечают! Целое событие для них, — рассказала Юлия. — Также мы с третьеклассниками разрабатывали обложки на тетради с изображением достопримечательностей Красноярска, чтобы отправить ребятам в Новобатайск. На обложках есть и QR-код, который перенаправляет на страницу с видеоэкскурсией о нашем городе. Надеюсь, нашим новым друзьям будет интересно.

Вне школы учитель все свободное время уделяет хобби. Их много — вязание крючком, шитье, аппликации, создание картин из бисера.

— Многое попробовав, я уже понимаю, чем интереснее заниматься. Например, бисероплетение меня не увлекло. Алмазная мозаика, с одной стороны, очень затягивает, но это долгий, монотонный, однообразный процесс. Я, смешно сказать, одну картину делала три года. Мне её подарили родители первоклассников на День учителя. Дети скоро выпустятся из младшей школы, а я её только закончила! Опять же, такое занятие требует специальных условий — свет, удобная широкая рабочая поверхность. Если вязать крючком я могу где угодно, хоть в автобусе, то мозаику просто взять с собой на дачу не могу — можно запросто потерять “алмазики” в дороге.

Юлия готова осваивать новые виды творчества.

— Сейчас столько возможностей для самореализации! Было бы только свободное время, — замечает педагог. — Его, конечно, часто не хватает. Но мне помогает моя дочь Соня, которая сейчас учится в третьем классе. Она очень хорошо рисует, лепит. Сейчас у неё новое увлечение — сама себе делает из бумаги кухню. Набрала кучу коробок, уже смастерила плиту, холодильник… Она из бумаги мне как-то сделала суши, роллы, булочки с кунжутом! Я однажды проснулась, а меня ждёт “завтрак”: на тарелке лежат суши, рядом палочки и меню — и всё бумажное!

Юлия Моисеева поделилась, что в планах — освоить технику валяния, ей очень нравятся броши и игрушки, выполненные в этой технике.

— Хочу попробовать! Изделия получаются очень мягкие, уютные, — говорит Юлия Викторовна. — Украшения из эпоксидной смолы тоже интересно попробовать. Скорее всего, новые увлечения буду осваивать вместе с Сонечкой.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА