PRO движение

Что такое кикшеринг и как он развивается в Красноярске?

Электросамокаты становятся реальной альтернативой общественному транспорту.

Что такое кикшеринг и как он развивается в Красноярске?
С 1 марта 2023 года средства индивидуальной мобильности стали полноправными участниками дорожного движения.

Дмитрий Шабалин

Прогуливаясь по улицам Красноярска, сложно не заметить повсеместно припаркованные, расставленные в ряд жёлто-чёрные электросамокаты. Сегодня краткосрочная аренда этих средств индивидуальной мобильности (СИМ) — уже часть жизни многих горожан, а прокат — востребованный, устоявшийся бизнес. В его тонкостях и перспективах разбирался корреспондент «Городских новостей».

Развлечение или передвижение?

Если ещё буквально пять – семь лет назад на самокатах катались в основном дети, то теперь вид взрослого человека в солидном деловом костюме, передвигающегося по улице на этом виде транспорта, уже мало кого удивляет. На сегодняшний день горожанам предоставляется возможность за относительно небольшую сумму получить удовольствие от поездки по любимому городу. А всё благодаря такому виду деятельности, как кикшеринг. Довольно забавно звучащий термин обозначает систему предоставления в краткосрочную аренду электро- и обычных самокатов с помощью приложения.

— У меня муж берёт самокаты для покатушек по набережной, — рассказывает Наиля, мама двоих детей. — Сама я не умею автоматически оплачивать эти услуги, не разбираюсь в этом. Однако мне нравится такое развлечение. В целом удобная штука.

На самом деле для большинства пользователей современных смартфонов ничего трудного в оплате нет: нужно только скачать приложение, а дальше всё делается буквально интуитивно. Может, как раз в этом и кроется один из залогов популярности этого вида транспорта, который уже используют не только как средство развлечения. Так, по словам Наили, её супруг иногда берёт СИМ для того, чтобы без пробок доехать до работы. И это далеко не единичный факт. Так что можно утверждать, что в тёплое время года электросамокаты становятся реальной альтернативой общественному транспорту.

Вот только не все горожане считают эти устройства достаточно безопасными.

— Неделю назад прокатился от «Планеты» до своего дома и обратно, за полчаса примерно получилось около 200 рублей, — рассказывает красноярец Иван. — Использовал самокат, как замену автобусу и своим ногам. И вновь убедился, что это довольно опасное транспортное средство, особенно для тех, кто не имеет опыта езды на велосипеде или мотоцикле и не соблюдает технику безопасности. Хотя сейчас вроде и ограничили максимальную скорость, но всё равно лучше быть осторожнее. Совсем новичкам я бы не советовал кататься там, где много людей и машин.

С тем, что модный транспорт может стать источником проблем, согласны и представители молодого поколения.

— Для нас это как тусовка, — рассказывает студентка Регина, жительница правобережья. — Мы собираем деньги и катим толпой через Енисей и обратно. Но когда гуляешь по городу пешком, приходится чаще оглядываться, особенно когда ты в наушниках, чтобы пропустить тех, кто едет на электросамокате.

Как это устроено

Сегодня в краевом центре услуги аренды электросамокатов предоставляют три компании: Busy-Fly, «Экоплюс» и «Вуш». Аудитория СИМ, как и среди пользователей другого вида транспорта, сейчас довольно разноплановая.

— Когда сервис только появился в городе, основными пользователями были молодые красноярцы, ориентированные на технологии, экологичность, — рассказал представитель пресс-службы компании «Вуш» Денис Балакирев. — Но со временем рамки расширились. Сегодня у нас есть нижний порог — сервис доступен с 18 лет, верхнего возрастного порога нет.

Стоит сказать, что в первое время к электросамокатам, которые припаркованы на улицах, относились весьма неоднозначно. В некоторых городах России их даже сбрасывали в воду. Однако сегодня такие случаи — большая редкость.

— В основной своей массе жители Красноярска относятся к шеринговым самокатам очень ответственно и аккуратно, используя их в качестве транспорта, — пояснил Денис Балакирев. — Количество негативных инцидентов держится на уровне 0,01 процента от общего числа поездок, а случаи умышленного повреждения и вовсе единичны.

По статистике компании, большинство поездок на самокатах совершаются на расстояние пять – семь километров и длятся около 12 минут. В среднем базовый тариф составляет 45 рублей за старт и шесть рублей за каждую последующую минуту. При этом в зависимости от времени суток, спроса, заряда транспортного средства и количества «машин» в конкретной точке стоимость в течение дня меняется как в большую, так и в меньшую сторону. Для тех, кто пользуется электросамокатами часто, есть возможность оформить подписку: тогда в стоимость не будет включаться плата за старт, а войдёт только поминутная оплата.

На данный момент каждый электросамокат, который сдаётся в прокат, оснащён специальным модулем: он собирает всю информацию о мобильном транспорте и передаёт её в единую систему. При этом в городе работают сервисные команды. 24 часа в сутки они перемещаются по всем районам, чтобы в случае необходимости поменять батареи, переставить транспорт с одной парковки на другую, проверить его техническое состояние.

Перспективы и ограничения

С 1 марта 2023 года средства индивидуальной мобильности стали полноправными участниками дорожного движения. Теперь, в соответствии с новой редакцией ПДД, запрещено ездить по городу на СИМ со скоростью более 25 километров в час. В жилых, велосипедных зонах, на дворовых территориях действует ещё более строгое ограничение.

Любопытно, что ужесточение правил дорожного движения для СИМ не снизило спрос на электросамокаты. Напротив, популярность такого вида транспорта только растёт. Этой весной аналитики компании «МегаФон» использовали данные о скачивании приложений кикшеринга и пришли к выводу, что по сравнению с прошлым годом брать мобильные устройства в аренду в крупных городах стали в два с половиной раза чаще.

Раз есть спрос, то появляются и новые предложения. К началу нынешнего сезона парк электросамокатов в нашем городе вырос. Появились и новые трассы для комфортных прогулок на двухколёсном транспорте.

— Важно, что мы открыли зону на Калинина, у озера-парка и на улице Елены Стасовой до торгового квартала, — рассказал региональный представитель «Вуш» в Красноярске Павел Леонов. — Мы добавили 600 самокатов новых моделей, которые с сегодняшнего дня в распоряжении горожан. Стоимость проката в этом году не изменится.

По данным ГИБДД Красноярска, с начала текущего года в городе было зафиксировано два ДТП с участием электросамокатов. Первое произошло на улице Горького. Пожилой водитель «Сузуки», выезжавший с дворовой территории, не заметил 22-летнего молодого человека на электросамокате, который неожиданно выехал из-за припаркованного автомобиля. Второе ДТП произошло с участием 14-летнего подростка, который двигался по тротуару проспекта «Красноярский рабочий» в сторону Предмостной площади и решил пересечь проезжую часть по линии тротуара, не сойдя с транспортного устройства. В этот момент водитель «Мазды» не успел среагировать на неожиданное появление несовершеннолетнего и допустил на него наезд. Подростка доставили в медицинское учреждение.

ГИБДД Красноярска напоминает:

— Передвигаться на электросамокате разрешено только по одному. Запрет на перевозку пассажира закреплён официально пунктом 24.8 ПДД. Согласно статье 12.29 КоАП РФ за такое нарушение водителю грозит штраф в размере 500 рублей.

— Запрещается пересекать проезжую часть по пешеходному переходу, не слезая с электросамоката. СИМ нужно везти рядом с собой, а самому идти пешком. За пересечение дороги по пешеходному переходу на самокате придётся заплатить штраф 800 рублей.

— Детям до 14 лет кататься по дорогам общего пользования, где присутствуют машины, запрещено.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА