Проспект культуры

Костюмер Красноярского камерного оркестра много лет готовит наряды для музыкантов

Свои работы Наталья Терехова представляла в Италии на выставке кружевных шедевров.

Костюмер Красноярского камерного оркестра много лет готовит наряды для музыкантов
Сначала нужно плести глазами, а потом — руками.

Дмитрий Шабалин

Строгое чёрное платье, кружевной воротничок или накидка — поклонники Красноярского камерного оркестра легко узнают музыкантов этого коллектива по одежде. Много лет артисты выступают в сценических нарядах, акцентные детали которых выполнены Натальей Тереховой, костюмером оркестра.

Наталья Валентиновна — кружевница во втором поколении. Её бабушка занималась плетением, внучка следила за работой.

«Сначала нужно плести глазами, а потом — руками», — говорит мастерица. Родом она из Вологды, где кружевоплетение — один из традиционных народных промыслов. Когда Наталья училась в школе, то в 9–10-м классах осваивала искусство плетения.

— Курсы, на которых мы занимались, курировала кружевная фабрика “Снежинка”, — рассказывает Наталья Терехова. — Обучали серьёзно. Зачётная работа была как выпускной экзамен. Мы плели воротничок, и комиссия его оценивала. После окончания курсов мы получали профессию “кружевница” и могли работать на предприятии.

Наталья выбрала другой путь — поступила в музыкальное училище по классу “Виолончель”. В 1979 году судьба привела её в Красноярск. Здесь она работала в театре музыкальной комедии, в музыкальной школе № 5. И всё время потихоньку плела. В 1981 году стала вести кружок кружевниц в городском Дворце пионеров.

В начале 90-х Наталья Терехова познакомилась с директором Красноярского камерного оркестра Ларисой Маркосьян. Она увидела работы Натальи Валентиновны, заинтересовалась. Как раз в это время встал вопрос о концертных костюмах музыкантов — оркестр собирался на гастроли за рубеж. Хотелось чего-то особенного. И родилась идея о кружевных деталях к платьям.

— Было разработано более двадцати моделей, — вспоминает Наталья Валентиновна. — Нужно было остановиться на одном варианте, но не смогли. В итоге решили сделать целую коллекцию. Но при изготовлении каждого изделия использовалась вологодская техника плетения. И на всех кружевах был вологодский растительный орнамент.

Как музыкант мастерица хорошо понимала, какие нужны накидки — чтобы и красиво было, и скрипку держать удобно. С учётом всех нюансов создавались модели. Потом встал вопрос, из чего плести кружева. “Ниточка требовалась ровная, чтобы не получалось зазорин, — поясняет Наталья Терехова. — Но в Красноярске такой не нашлось — заказывали в Вологде. Решили, что нужен лён с добавлением лавсана, чтобы изделия не мялись. Это очень важно для музыкантов, которые постоянно гастролируют.

Сейчас мастерица уже и не помнит, сколько времени ушло на создание коллекции. Говорит, что на плетение воротничка требуется пять-восемь дней, если трудиться по три — четыре часа. Ей зачастую приходилось создавать красоту дома по ночам — после работы в музыкальной школе. Вологодское кружево плетут с помощью коклюшек. В среднем нужно 14–16 деревянных палочек, чтобы создавать ажурное полотно. Наталья Валентиновна говорит, что так плести совсем нетрудно. Главное — желание.

— Музыканты не смотрят на руки, на клавиатуру, когда играют. Так и здесь — работаешь не глядя, — приводит сравнение мастерица. — Для меня плетение — отдых. Когда заполняется рисунок на полотне — это праздник.

Для камерного оркестра она сплела 16 разных и три повторяющихся кружевных модели. Также для музыкантов сшили платья из льняного трикотажа. В новых костюмах коллектив отправился на гастроли — во Францию, в Италию, в Испанию. Везде красноярских артистов принимали тепло. Восхищались слушатели не только мастерством музыкантов, но и их нарядами. Люди подходили поближе к артисткам оркестра, чтобы рассмотреть кружева ручной работы.

На гастролях вместе с нашими музыкантами была и Наталья Терехова. Ей представилась возможность в Италии показать свои работы на выставке кружевных шедевров. За участие в ней Наталье Валентиновне вручили серебряную медаль.

За долгие годы платья у артисток Красноярского камерного оркестра не раз менялись, а кружевные детали оставались.

— Уже почти тридцать лет прошло, а кружево выглядит хорошо, — отмечает Наталья Терехова. — Лён — прочный материал. Конечно, где-то может ниточка порваться, я привожу воротничок в порядок. Слежу за костюмами.

20 мая Красноярский камерный оркестр под управлением скрипача-профессора, основателя и художественного руководителя Михаила Бенюмова отметит 30-летие. В честь юбилея вчера коллектив дал праздничный концерт “Под управлением любви…”. Артистки по традиции вышли на сцену в эксклюзивных нарядах. Фирменный стиль у коллектива во всём — и в музыке, и в одежде.

ЦИФРА

Более 2 000 концертов дал Красноярский камерный оркестр за годы своей творческой деятельности. Коллектив выступает в концертных залах, на железнодорожных вокзалах, на уличных городских пространствах, в музее и национальном парке “Красноярские Столбы”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА