Новости

Борщ как эксперимент

Борщ как эксперимент

Борщ как экспериментТолько самое вкусное и полезное — в красноярских школах стартовал новый этап глобальной экспериментальной программы. Никакого фастфуда и сомнительных полуфабрикатов, только правильные и качественные продукты.

Пристальное внимание к школьным завтракам и обедам было обращено в 2007 году. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что система обеспечения школьников полноценным питанием находится в плачевном состоянии и нуждается в радикальных изменениях. Тогда министр подчеркнул, что совершенствование этой системы в российских школах является стратегической задачей. Она должна помочь решению проблем демографии и здоровья всей нации.

Врачи констатируют: хронический гастрит уже не первый год занимает “почетное” место лидера в списке болезней школьников. Кажется, что на фоне других проблем неправильное питание — мелочь. Однако недооценивать ее очень опасно. Анемия, язва желудка, сахарный диабет, нарушения обмена веществ — далеко не полный список болезней, вызванных несбалансированным и нерегулярным питанием.

Большую часть времени в течение одиннадцати школьных лет дети проводят в образовательных учреждениях. Нередко обедом становится бутерброд или булка на бегу, чипсы, шоколадный батончик. Месяц, второй — и ребенок начинает жаловаться на боль в животе, тошноту, усталость. Внимание к проблеме детского питания на уровне всей страны не случайно. Банально, но от того, что мы едим, зависит наше самочувствие. Вредная еда крепче детей не сделает, а значит, отразится на здоровье всей нации.

Не случайно совершенствование системы школьного питания предусмотрено национальным проектом “Образование”.

В 2007 году Красноярский край стал победителем конкурсного отбора регионов для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания школьников.

Главное управление образования администрации Красноярска на конкурс представило программу на 2008—2009 годы. Она предусматривает как раз пропаганду здорового питания детей, повышение качества и сбалансированности рационов питания, в том числе диетического, и увеличение количества ребят, выбирающих школьные столовые.

Совершенствование системы питания в учебных заведениях напрямую связано с внедрением современных технологий. Готовить вкусно и качественно для больших школ на печах и в котлах прошлого века уже нереально.

Красноярск, как победитель конкурса, за два года реализации проекта получил 50 миллионов рублей из федерального бюджета и около 15 миллионов рублей из городского бюджета. На эти средства были отремонтированы пищеблоки и приобретено новое технологическое оборудование, мебель для столовых 26 образовательных учреждений Железнодорожного и Октябрьского районов.

Гимназия © 9 Железнодорожного района и школа © 133 Октябрьского района стали базовыми школами экспериментального проекта. В них прошел капитальный ремонт столовых, в которых появилась возможность готовить овощные полуфабрикаты на современном технологическом оборудовании.

Так, в гимназии © 9 обучаются 1 270 ребят. Чтобы на переменах вкусно и качественно накормить столько детей, вся технологическая цепочка — от доставки исходных продуктов до подачи борща на стол — должна быть максимально модернизирована.

Теперь здесь выделены овощной и холодный цеха, готовая продукция делится на порции. В гимназии © 9 вся “черновая” работа — приемка овощей, их обработка — проходит в специально оборудованном подвале. До недавнего времени там были подсобные помещения, теперь аккуратный цех, где продукты хранятся в специальных контейнерах, а все процессы автоматизированы.

Очищенные и упакованные полуфабрикаты отсюда поступают в столовые других школ района. Никаких неудобств образовательному процессу это не доставляет. Пищеблок переоборудован из изначально предназначенных для него помещений, а подъезды для транспорта расположены отдельно от дороги, по которой обычно идут на занятия дети.

— Капитальный ремонт пищеблоков школьных столовых позволил привести их в соответствие с санитарно-эпидемиологическими нормами, что обеспечивает качество и безопасность готовой продукции, — объясняет Сергей Семенов, заместитель начальника главного управления образования администрации города. — Благодаря проведенной работе мы сможем предотвратить рост ряда заболеваний среди детей, охватить большее количество школьников сбалансированным питанием. Это станет возможным за счет доступной стоимости, создания дополнительных линий раздач, новых форм обслуживания, а современное технологическое оборудование увеличивает производительность труда работников.

На новые кухонные агрегаты повара действительно не нарадуются. Взять, к примеру, пароконвектомат. Он позволяет одновременно готовить несколько блюд, сохраняя их внешний вид и полезные свойства, все получается ароматным, пропеченным и без лишнего жира.

За два года реализации программы оборудование поставлено в 15 школьных столовых, холодные цеха для приготовления овощных блюд выделены в лицеях © 7, 8, школах © 99, 95. Ремонт и поставка оборудования также были произведены в четырех лицеях и семи школах, ремонт школьных столовых в буфеты-раздаточные проведен еще в девяти образовательных учреждениях.

Все эти преобразования замечательны, но не столь эффективны, если ребенок не приучен к культуре питания с детства. “Я не хочу есть в школьной столовой, там невкусно”, категорично заявляет ваш ребенок. Не спешите с выводами и обвинениями поваров в профнепригодности. Побывайте в школьной столовой хотя бы раз сами. Действительно, может быть, не слишком вкусно, а может, чадо просто не привыкло к такой еде. Это как в летних лагерях — дети жалуются родителям, что они голодные, а потом выясняется, что школьники не едят супы, овощные рагу, рыбу, каши. Ждут магазинные пельмени и сосиски, не понимая, что такое рассольник.

Некоторые родители вздохнут, мол, сложно говорить о правильности или неправильности, когда семейный бюджет строго ограничен. Едим то, что доступно по деньгам. Это большое заблуждение, предупреждают диетологи. Рацион современных подростков мало зависит от доходов родителей. К тому же всеми обожаемые чипсы дороже тарелки супа и порции гречневой каши с котлетой. Можно на несколько часов перебить голод какой-нибудь хрустящей ерундой, но пользы ребенку это не принесет. Ежедневное питание школьника имеет свои особенности. На фоне физических изменений возникают перестройки в психоэмоциональной сфере. Растущий организм, испытывающий серьезные нагрузки, на одной быстрорастворимой лапше долго не протянет. Необходимы полноценные мясные блюда, кисломолочные продукты, овощи и фрукты.

Ошибочно считать, что энергозатраты восполняют популярные шоколадные батончики, рекламируемые как суперпитательные. Калорий в них действительно много, а вот пользу детскому организму они не принесут. В таких продуктах высокое содержание сахара, консервантов и прочих красителей. Лучше уж ребенку перекусить хорошим шоколадом, горсткой орехов, фруктами. Но предпочтительнее — горячее питание. Подростку можно попытаться объяснить, что вредная еда становится причиной лишнего веса и проблем с кожей. В меню же школьных столовых, как правило, ограничены жареные, жирные блюда, синтетические пищевые добавки, специи.

В школьных буфетах смогли “победить” чипсы и газировку — их официально запретили к продаже в образовательных учреждениях. Первый шаг к здоровому питанию сделан. Может быть, наступит время, когда дети “добровольно” предпочтут гамбургеру борщ.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА