Персона

Владислав Логинов: «В основе наших решений — обратная связь от горожан»

Мэр Красноярска рассказал, как обратная связь с жителями помогает улучшать город.

Владислав Логинов: «В основе наших решений — обратная связь от горожан»
Владислав Логинов в редакции «Городских новостей».

Руслан Рыбаков

Уложиться в отведённый регламент встречи с главой Красноярска Владиславом Логиновым журналистам “Городских новостей” удалось с большим трудом. С одной стороны, у нас оказалось довольно много актуальных вопросов. А с другой, Владислав Анатольевич отвечал, как всегда, подробно, приводил много фактов, уточнил целый ряд деталей... Так что полтора часа разговора пролетели как один миг.

Предлагаем вам довольно сжатый отчёт о разговоре с мэром Красноярска в нашей редакции.

Гражданский подход

— На этой неделе стартовало предварительное голосование партии “Единая Россия” по выборам в Красноярский городской Совет. Можете объяснить, в чём важность этого органа для жителей краевого центра? Зачем нам нужны депутаты?

— Мне кажется, что в депутатской работе очень многое зависит от личности народного избранника. В горсовете нужны не те, кто громче всех кричит, кто в моменте старается доказать, что он на стороне жителей. Представлять интересы горожан должны люди, занимающиеся системной работой. Те, кто действительно переживает за своих земляков, свой избирательный округ, конкретный участок. Знает, что творится на территории, которую он представляет. И тогда очевидно, зачем он нужен. Причём не важно, какую фракцию представляет.

Приведу конкретный пример. Депутат от КПРФ, Игорь Васильевич Сорокин, поднял проблему: фасад дома, в котором жил Хворостовский, подходы к нему находятся в неудовлетворительном состоянии. И подойти нельзя, и цветы возложить некуда. Совместно с этим вопросом поработали. И в течение недели привели всё в порядок.

Второй, очень похожий пример. Депутат от “Единой России” Дмитрий Викторович Власов обратил внимание на состояние памятника Ленину в сквере Юбилейном на правобережье. К слову, никакого отношения к последователям вождя мирового пролетариата он не имеет, но понимает, что это наша история. Так воспитан. И на этот запрос город тоже отреагирует: мы восстановим плиты, почистим монумент, приведём его в порядок. Это пример настоящего депутатского, гражданского подхода.

— Считается, что горсовет — это самая близкая к людям власть…

— Это действительно так. Поэтому важно, чтобы депутаты городского Совета отстаивали не свои личные интересы, а слышали жителей. Понимали, в чём они нуждаются.

Объясню, насколько это важно. В этом году мы перешли на новый уровень муниципального диалога: принимая программу ремонта, реконструкции и строительства дорог, администрация взяла за основу обращения жителей. В наш список вошли именно те участки, на которые чаще всего жаловались горожане. Те дороги, о ремонте которых люди чаще всего просили. Такому формату обратной связи с красноярцами большое внимание уделяет и врио губернатора Михаил Михайлович Котюков. Вместе с ним недавно инспектировали объекты ремонта. Он отметил наше решение о расширении улицы Семафорной, о котором просили и горожане, и депутат по этому округу Андрей Викторович Козиков.

Соблюдать технологию

— Давайте продолжим тему дорог. В этом году работы начались довольно рано, и уже практически заасфальтирован Коммунальный мост. Это хорошо, но остаётся вопрос: насколько качественно проведён ремонт?

— Я начну со своей любимой темы в сфере дорожного ремонта — с бордюров. Хочется, конечно, чтобы они были из природного камня, и, возможно, со временем мы к этому придём. Но пока используем железобетонные. Их качество напрямую зависит от соблюдения технологии, причём до такой степени, что выполненный по всем требованиям бордюр может стоять и сто лет, а сделанный с нарушениями рассыпается через год. В этом году мы укладываем бордюры, которые произведены на сосновоборском предприятии. Объясню почему. Там есть система входящего контроля, не позволяющая засыпать материал, который не соответствует по влажности, содержанию пыли и другим параметрам. Кроме того, автоматика обеспечивает точное соблюдение технологического процесса: температурный режим просыхания, влажность, при которой бордюр набирает прочность. И ещё один аргумент: именно на этом заводе изготавливали брусчатку, уложенную на проспекте Мира. Я, честно говоря, был не особо уверен, что она будет так долго стоять. Но к ней и сегодня нет никаких претензий.

Более того, эту же брусчатку укладывали в аэропорту, причём зимой, перед самым Новым годом. И там тоже всё в порядке. Даже напыление на плитках сохранилось. Так что это лучшее, что на сегодняшний момент можно сделать из железобетона. И бордюры соответствуют всем требованиям.

— Но дорога — это в первую очередь проезжая часть. Что можно сделать для того, чтобы сохранить качество асфальтового полотна?

— Нужно сказать, что в этой сфере за последние десять лет изменились многие технологические процессы. Стали применять минеральный порошок, использовать щебёночно-мастичный асфальт и много что ещё. На предприятиях появились более качественное оборудование и техника премиального качества. Так что никто лопатой асфальтобетон не разгребает.

Теперь давайте проанализируем, что мы можем требовать от дорог? Основные магистральные улицы в исторической части города имеют очень высокую степень загрузки: по ним в час проезжают от двух с половиной до шести тысяч автомобилей. Согласно федеральному закону, их назначенный ресурс составляет от трёх до семи лет. То есть через этот срок они могут уже требовать ремонта.

В то же время у нас в городе около 1 300 километров дорог общего пользования. И если соблюдать требования и, например, ремонтировать их раз в семь лет, то каждый год мы должны приводить в порядок более 130 километров. А если раз в пятилетку — 260! Для Красноярска это цифры нереальные. Даже в этом рекордном году у нас в ремонт попало 50 километров дорог. Но я не могу сказать, что это фатально: наших объёмов достаточно для обеспечения безопасности движения.

Есть ещё один фактор, который мы должны учитывать. Разрушение покрытия начинается с верхних слоёв — происходит их истирание и выщелачивание. Если на это вовремя среагировать, то можно продлить срок эксплуатации проезжей части.

Также дорога имеет одно интересное свойство, о котором мне как-то рассказал очень опытный работник отрасли. Это деформационные трещины, количество которых во многом зависит от климата: у нас в среднем через каждые шесть метров (я проверял — это действительно так). В Норильске они встречаются почаще, в Ростове, наоборот, пореже. И с этими трещинами надо работать! Я поставил задачу — контракт по их заливке в Красноярске должен быть большой. Сотни километров. Во всём мире так продлевают срок службы дорог. Посмотрите в интернете: в странах, которые приводят в пример, говоря о качестве дорог, все автотрассы в лентах заливки.

— А если взять такое направление, как содержание, уборка дорог… Хватает ли нам здесь ресурсов?

— На сегодняшний день в нашем парке есть порядка 200 единиц транспорта для уборки дорог. Надо ли нам больше? С точки зрения текущего содержания у нас есть всё необходимое. Если на дороги вывести в два, в три, в пять раз больше спецмашин, то весь город просто встанет. А если выпускать их по ночам, то будет слишком много шума.

В то же время в пиковые моменты, когда идут снегопады, ливни, мы дополнительно берём технику на субподряд. Поэтому я считаю, что на данный момент у нас оптимальное количество специализированного автотранспорта.

Есть ещё один момент, очень непростой. Укомплектованность водителями и механизаторами предприятий, занимающихся уборкой улиц, составляет всего 60 процентов от потребности. Все умеют и хотят ездить на легковых автомобилях, но не все могут и желают работать на “КамАЗах” и комбинированных дорожных машинах. Мы даже подготовили помещения в общежитиях и однокомнатные квартиры для людей из районов края, чтобы привлечь их к уборке Красноярска. Но не идут.

Я буквально в понедельник поставил задачу пересмотреть размеры зарплат для сотрудников предприятий отрасли, чтобы она была привлекательной. Чтобы люди приходили к нам. Иначе никак. Ведь городской механизм уборки и содержания должен работать как часы.

Маршрут — экологический

— В Красноярск в этом году прибудут электробусы. Это только первый шаг большой программы или они останутся такой диковинкой?

— Появление электробусов станет своего рода преамбулой к реализации больших проектов в этой сфере. Я уверен, что в обозримом будущем у нас сократится доля общественного транспорта с выхлопной трубой. И не важно, что там: двигатель Евро-5, дизель или газ... Мы стремимся к тому, чтобы таких машин на маршрутах становилось меньше. Должно быть больше электробусов, троллейбусов с автономным ходом, трамваев.

— А уже известно, по каким маршрутам поедут те электробусы, которые прибудут к нам осенью?

— Определяя маршрут, мы используем два главных критерия. Первый — это его востребованность. Нам известно, сколько человек пользуется автобусом на данном направлении в течение недели, месяца, года. И, конечно, оснащаем новыми машинами самые популярные маршруты.

Второй критерий — обеспеченность технологическим оборудованием. Будем выпускать электробусы там, где есть зарядные станции. Потом постепенно оснастим необходимой инфраструктурой весь город. Есть третий критерий — я бы назвал его идеологическим. Например, запуск экологических студенческих маршрутов до корпусов СФУ. И не только потому, что мы не хотим испортить воздух на Сопке. Просто студенты должны понимать, как развивается город, каковы наши приоритеты. И стремиться тоже сделать что-то для него.

Важно быть с Россией

— Недавно у Красноярска появился город-побратим в ЛНР. Это легендарный Краснодон. В начале года вы уже побывали там. Какое впечатление произвела эта поездка?

— Конечно же, меня поразили люди, которые живут в Луганской Народной Республике. У них другие цели, другие приоритеты. Подростки в том же Краснодоне в десять лет встают в очередь, чтобы к 13–14 годам получить право попасть на Пост № 1. В наших школах у большинства детей смартфоны, оторваться порой не могут. Там, дай бог, у двух из десяти ребят есть такие телефоны, и хвастаться этими гаджетами они не станут. Для этих людей главное — сохранить историческую память, быть настоящими патриотами своей Родины.

Вот лишь одна деталь. В Краснодоне в детсадах размещены портреты всех молодогвардейцев (47 юношей и 24 девушки. — Прим. автора), а также фотографии погибших в боях за ЛНР героев специальной военной операции и родителей воспитанников этого садика.

Ещё один эпизод. Мужчина, 65 лет, водитель микроавтобуса, недавно вернулся из зоны СВО. Сидим в машине, он вдруг на руль опёрся и говорит: “Что я здесь делаю? У меня там воюют сын и внук. Уволюсь и опять туда поеду”. Люди там готовы сражаться за то, чтобы жить в большой и сильной стране. Для жителей Краснодона нет ничего важнее, чем жить в России. Очень не хочется их разочаровать.

— А чем администрация и жители нашего города могут им помочь?

— В первую очередь нужно показать, что мы вместе, один народ. Моральная поддержка — это очень важно! Уже этим летом к нам приедут на отдых ребята из Краснодона. Уверен, сибиряки окружат их вниманием, помогут провести время интересно и с пользой. Постараемся сделать так, чтобы этот период им запомнился.

Нетипичный болельщик

— Вопрос банальный, и всё-таки хотелось бы узнать: есть ли у вас любимые места в Красноярске?

— От городских пейзажей хочется отдохнуть, поэтому гулять предпочитаю на острове Татышев или в “Гремячей гриве”. Там нет никакой строгой схемы движения — захотел пошёл налево, свернул направо. В городе не получается отвлечься от работы — там камень отвалился, тут кирпич крошится, здесь дерево засохло... Я могу пару дней промолчать, но критическая масса накапливается. Информация систематизируется, и тогда я собираю специалистов.

— Но всё равно от забот отвлекаться нужно. Есть у вас увлечения? Мы знаем, что вы спортивный болельщик, вас часто видят на стадионе.

— Да, мне нравятся динамичные виды спорта, и здесь не важно, за какой именно из них болеть. Например, волейбол — быстрая, красивая игра, где ситуация может измениться в любой момент. То же самое могу сказать про хоккей. Наши красноярские ребята там показывают хорошие результаты, это вызывает гордость.

Или регби — внешне довольно силовой вид спорта, но там требуются действительно серьёзные интеллектуальные усилия.

Однако болельщик я нетипичный. За ситуацией в чемпионатах, турнирных таблицах пристально не слежу. Но стараюсь по возможности на событиях присутствовать, помогает отвлечься, снять психологическое напряжение.

Курс на набережные

— Сейчас идёт подготовка к 400-летию Красноярска. Какие проекты, которые реализуются к юбилейной дате, вы считаете самыми важными и долгожданными?

— Я не хочу выделять какой-то самый важный или наиболее значимый проект. Построить “Поздеев-центр” и новое здание для хореографического училища на Предмостной площади, привести в порядок развязку на въезде в город с южного направления и сделать прямую дорогу с Октябрьского района до аэропорта, провести реконструкцию театра оперы и балета... Все новые проекты нужны городу, и каждый из них — долгожданный.

— До большого юбилея ещё пять лет, а совсем скоро у нас будет отмечаться очередной День города. Можно узнать, какие сюрпризы ждут красноярцев на этот праздник? И какие ещё уличные мероприятия планируют проводить этим летом?

— Программа празднования Дня города (с 9 по 12 июня. — Прим. автора) у нас очень насыщенная. Мы чуть позже расскажем об этом подробнее. Поверьте, организаторы постарались учесть интересы всех горожан. Что до летних мероприятий, то у нас был такой проект выходного дня — “В центре Мира”. Сейчас из-за масштабных строек по развитию транспортной инфраструктуры города его пришлось приостановить. При этом у нас фактически пустуют набережные и на левом, и на правом берегах. Я недавно, в один из первых по-настоящему тёплых дней, был на Центральной набережной. Люди гуляют, детей не сосчитать, а с инфраструктурой отдыха — дефицит. Вот как это понимать? Почему в Сочи на Имеретинской набережной или в той же Ялте всё по-другому? Зачем нам перекрывать улицы, если у нас есть Центральная и Ярыгинская набережные, обустроенное пространство вдоль Ульяновского проспекта, в районе сквера Энтузиастов и ДК 1 Мая? Можно сделать там постоянно действующие концертные площадки, поставить точки продажи кофе, сувениров, ещё каких-то мелочей, пригласить коллективы для выступлений. Будем смотреть в этом направлении.

Фото: использованы фотографии администрации Красноярска

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА