Общество

В Красноярске в одном из заведений общепита техника взяла на себя часть обязанностей человека

Лучше всего контакт с роботом-официантом находят дети.

В Красноярске в одном из заведений общепита техника взяла на себя часть обязанностей человека

Руслан Рыбаков

Робот работает в кафе «Гараж».

В кафе “Гараж”, которое находится в Железнодорожном районе, заказы из кухни к столикам доставляет робот-официант. Это первый подобный опыт в системе общественного питания Красноярска, хотя не исключено, что кто-то захочет его повторить. Журналист “Городских новостей” выяснил, как искусственный интеллект облегчает задачи работникам кухни и развлекает гостей.

Похудеете на фитнесе

Кафе “Гараж” является частью довольно крупного комплекса в Железнодорожном районе, куда люди приходят позаниматься фитнесом, купить специализированные спортивные товары. То есть всё здесь пронизано идеей о том, что нужно быть активными и не отставать от жизни.

Робот-официант с головой в виде кошачьей мордочки вполне вписывается в эту современную концепцию. Посетители с первых минут воспринимают его дружелюбно. Да и как может быть иначе, если умная машина не только добросовестно выполняет обязанности, которые доверили ей люди, но и общается с посетителями. Например, говорит: “Мяу, почешите мне за ушком!” Впрочем, это одна из самых незамысловатых реплик. Есть и более сложные варианты, когда используются имена посетителей, учитываются их индивидуальные особенности, возраст.

— Лера и Катя, вы хорошо выглядите, — так построил робот диалог с девушками, заказавшими отбивные и блинчики. — Кушайте, не беспокойтесь, похудеете на фитнесе. Когда девчата засобирались уходить, “умный” официант им напомнил: “На улице сегодня дождливо, может быть, посидите лишнюю минутку у нас в тепле и уюте. Принести вам чай?”

У второклассника Глеба робот поинтересовался школьными делами. Но тот пропустил вопрос об учёбе мимо ушей — возможно, потому что начались долгожданные летние каникулы, и об оценках думать не очень хотелось. При этом парень задал множество своих вопросов. Правда, не начинённому электроникой собеседнику, а своей маме Татьяне и находящемуся неподалёку Марату Иванчину, руководителю отдела маркетинга сети фитнес-центров.

“А робот сильный?”, “А он готовит еду или только развозит?”, “Он может передвигаться быстрее?” — эти и ещё десятки других “как” и “почему” обрушились на родительницу и представителя администрации кафе.

Татьяна пояснила, что сын занимается в кружке по робототехнике, интересуется квадрокоптерами, приборами ночного видения. А в будущем хочет построить завод для изготовления из бытовых отходов новых полезных вещей. Узнав из социальных сетей о кафе с роботом, Глеб уговорил маму сюда наведаться. Впечатления от визита остались самые приятные. Плюс пополнилась копилка знаний в области программирования. Марат Иванчин подробно рассказал любознательному школьнику, каким образом чудо техники “заряжают” на выполнение тех или иных действий.

Грузоподъёмность — 40 килограммов

— Наш робот называется “раннер”, что в переводе с английского означает бегун, — пояснил Марат. — Он просто незаменим для крупных заведений с большим количеством посетителей — для сокращения времени ожидания заказа. На поддонах, которые вмонтированы в корпус бегуна, помещается до 40 килограммов груза.

По словам маркетолога, разговаривает инновационное устройство благодаря загруженным в него речевым модулям. Работники кафе могут их менять в зависимости от ситуаций. Так, “на улице дождливо” легко превращается в “за окном светит солнце” всего несколькими нажатиями кнопок.

Заказы этот робот не принимает, а только доставляет до клиента готовые блюда. Доехав от кухни до нужного столика, бегун подсвечивает тот поддон, который гость должен снять. А после того как заказ забирают, с довольным мурлыканьем уезжает обслуживать других посетителей. Места выгрузки блюд необычный официант определяет по специальной маршрутной карте, сейчас это его умение доводится до автоматизма. В идеале он должен самостоятельно обнаруживать при помощи датчиков помехи и перестраивать траекторию движения. Когда в качестве препятствия выступает человек, нужно вежливо попросить его отойти.

У робота-официанта, к слову, есть немало общего с роботом-пылесосом, который запоминает карту квартиры и по ней катается. Только функционал у электронного работника общепита, как вы уже догадались, гораздо шире.

На захват мира — половина суток

— Вы не боитесь, что электронные друзья со временем отберут у вашего брата хлеб? — спросили мы у официанта по имени Степан, который готовил для бегуна очередную партию заказов.

Молодой человек воспринял это как шутку и объяснил, что такого точно не произойдёт. Им с коллегами пообещали, что зарплата у них в связи с некоторым облегчением труда не пострадает. И вообще, искусственный интеллект, по его мнению, хотя и является неплохим подспорьем, полностью заменить человека неспособен. Он может “хозяйничать” только до тех пор, пока включен в розетку, и на “захват мира” ему отпущено всего 12 часов в сутки.

К дискуссии на тему “Роботы: дружить или бояться?” присоединился Марат Иванчин. “Есть три стратегии восприятия автоматизации привычных повседневных процессов, — сказал он. — Кто-то ложится костьми на пути прогресса и утверждает, что раньше было лучше — пусть даже щи лаптем хлебали. Второй вариант — нейтральное отношение к переменам, не исключающее возможности мирно с ними сосуществовать. И третий, самый правильный — активное использование новшеств, потому что они действительно удобны”.

Марат провёл параллель между роботами-официантами и автоматическими стиральными машинами, которые начали массово появляться в нашей стране в девяностых годах. Многие хозяйки тогда загружали бельё, задавали нужный режим, а дальше сидели и смотрели в иллюминатор, пока барабан не перестанет крутиться. Сегодня умная стирка — это норма повседневности, ею никого не удивишь. Точно так же через какое-то, возможно, непродолжительное время будет и с роботами-официантами.

Акцент

Легче всего контакт с роботом-официантом находят дети. Для них это своего рода техническое развитие, которое пригодится в жизни. Ведь сегодня существует тренд на “умную” организацию быта. Уже не редкость, к примеру, холодильники, которые напоминают своему хозяину о том, что в доме закончились молоко, овощи и другие продукты.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА