ЖКХ и благоустройство

В Красноярске жители дома на Семафорной просят помощи у государства на ремонт подъездов

Многоэтажку на Семафорной можно было бы назвать домом образцового содержания, если бы не подъезды.

В Красноярске жители дома на Семафорной просят помощи у государства на ремонт подъездов
Людмила Огнегина в подъезде своего дома.

Дмитрий Шабалин

— Не можем накопить на ремонт подъездов. Деньги, которые собираем на счёте дома, нужно тратить на другие серьёзные работы, а подъезды приходят в упадок. Почему государство не может поддержать жителей, ведь состояние входных групп и лестничных клеток — это очень важно? — такое обращение в редакцию пришло от Людмилы Огнегиной — экс-председателя совета дома по улице Семафорной, 251.

Журналисты “Городских новостей” побывали в многоэтажке Людмилы Александровны и узнали, почему жителям не удаётся собрать нужную сумму на ремонт.

50 процентов — на содержание

Дом на Семафорной, 251 — стандартная панельная девятиэтажка 1978 года постройки. В этом году зданию исполнилось 45 лет. Что говорить, не новостройка. Но жители стараются поддерживать многоэтажку в приемлемом состоянии. Для этого, например, в 2021 году повысили тариф за содержание и текущий ремонт, сейчас платят 27,17 рубля с квадратного метра. Должники есть, но их немного.

— Сейчас в год мы собираем один миллион 800 тысяч рублей, — рассказала Людмила Александровна. — 19 процентов уходит УК на административные расходы. Кроме того, надо оплачивать обслуживание лифтов, содержание техничек, дворников, аварийно-диспетчерской службы, проведение дератизации. Сюда же входит зарплата сотрудникам. Поэтому ещё 50 процентов тратится на содержание общего имущества. Например, много средств забирает промывка отопления, подготовка дома к зиме. От жителей бывают заявки. И только 30 процентов (то есть около 600 тысяч) остаётся на текущий ремонт.

Фото: Дмитрий Шабалин
Фото: Дмитрий Шабалин

По словам Людмилы Александровны, до 2016 года домом управляла компания “Жилфонд”. Когда она обанкротилась, многоэтажка потеряла полтора миллиона рублей. По тем временам — хорошие деньги, на них можно было отделать подъезды лучшими материалами. Однако на тот момент в доме были куда более серьёзные проблемы. Уйдя от жилфонда, жители решили, что будут сотрудничать с МУК “Красноярская”, и в принципе своим выбором довольны. За семь лет за счёт средств текущего ремонта удалось поменять канализацию, ливнёвку, часть отопительной системы, стояки.

— Дом находился в ужасном состоянии, работы было много, — объясняет читательница “Городских новостей”. — Окна вставили, тамбура сделали, восстановили перила, которых не хватало, — наши же граждане вырвали и, видимо, сдали на металлолом. За счёт средств фонда капремонта поменяли лифты.

Жалкие обломки

Сейчас многоэтажку на Семафорной можно было бы назвать домом образцового содержания, если бы не подъезды. На них без слёз не взглянешь. С потолка сыплются куски отслоившейся краски, штукатурка со стен сбита и также кусками слазит краска, от кафельной плитки на полу остались жалкие обломки.

— Ремонт в подъездах не делался примерно 20 лет, — говорит Людмила Александровна. — И как бы мы ни экономили, нам всё равно не удаётся собрать нужную сумму, даже один подъезд в год не можем сделать. По смете сумма получается около миллиона на каждый подъезд, а их у нас три. Получается, при существующих сборах на текущий ремонт в 600 тысяч в год мы должны около двух лет копить на каждый подъезд и никаких других работ не выполнять. Я уже и так прошу соседей делать что-то самостоятельно, чтобы лишнего не тратить, — например, установить доводчики на тамбурные двери, раскидать землю во дворе. Но за прошлый год у нас получилась экономия всего 385 тысяч.

Жители многоэтажки даже рассчитывали дополнительные взносы на текущий ремонт. Получилось, что нужно в течение трёх лет собирать сверх квартплаты восемь рублей с квадратного метра. Казалось бы, не такие уж и большие деньги. Но после того, как СГК дважды за год увеличила тариф на отопление, обсуждать эту инициативу перестали — плата стала непосильной. Да и сама Людмила Александровна с января уже формально не председатель совета дома, не выдержала давления: один из соседей решил судиться с ней из-за повышения тарифа на жилищную услугу. Но Людмила Огнегина продолжает выполнять важную общественную работу, потому что, по её словам, фактически председателя в многоэтажке нет.

Правило. Решение о создании резервного фонда многоквартирного дома принимается на общем собрании собственников обязательно с согласия УК, так как влечёт изменения в договоре управления.

Инициатива без поддержки

По подсчётам Людмилы Огнегиной, только в домах МУК “Красноярская” таких разрушенных подъездов, как в здании на Семафорной, 251, не меньше половины. По мнению Людмилы Александровны, помочь решить проблему могло бы государство. Наша читательница уверена, что на краевом уровне нужно признать, что собственники жилья не справляются с содержанием недвижимости, и разработать региональную программу, по которой 50 процентов ремонта мест общего пользования можно было бы финансировать из бюджета (краевого и муниципального). Так как Людмила Александровна является членом общественного совета при краевом стройнадзоре, она выходила с инициативой софинансирования в органы власти, но поддержки её идеи пока не получили.Между тем, по словам руководителя общественного движения “Народный контроль в ЖКХ” Романа Казакова, программы, подобные той, что предлагает Людмила Огнегина, действуют в некоторых регионах России, например в Подмосковье.

— Красноярский край хотя и не бедный регион, но бюджетами Подмосковья он не располагает, — высказал мнение Роман Владимирович. — Посчитайте сами: в крае 18 тысяч многоэтажек. Готов ли регион финансово поддержать все эти дома? Если выделять хотя бы по полмиллиона тысяче домов в год, то программа растянется на двадцатилетку. И каждый год придётся тратить полмиллиарда, а это половина большой новой школы!

Фото: Дмитрий Шабалин
Фото: Дмитрий Шабалин

Роман Казаков, руководитель общественного движения “Народный контроль в ЖКХ”: — Дому не стоит ждать бюджетных денег, потому что программа может так и не появиться, а здание ветшает уже сейчас. Для начала нужно определить, какие именно работы собственники хотят выполнить в подъезде. Затем на основании этого перечня узнать рыночную стоимость ремонта. Может быть, найдутся подрядчики, которые всё сделают за 500–600 тысяч рублей, а не за миллион. Можно начать с первых этажей или поговорить с УК насчёт рассрочки оплаты: сделать сейчас, а рассчитываться постепенно. Ещё один вариант — создать резервный фонд, деньги из которого УК сможет потратить на определённый перечень работ и только после согласования с собственниками.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА