Проспект культуры

«В фильме задействованы звезды российского кино»: интервью с режиссером Джефом Агаевым

Создатель картины «12 этажей спустя» рассказал о съёмках амбициозной ленты.

«В фильме задействованы звезды российского кино»: интервью с режиссером Джефом Агаевым
Джеф Агаев на съёмочной площадке фильма «12 этажей спустя»

Джеф Агаев известен в Красноярске как фронтмен музыкального коллектива «Плюс 800». Он выступал на одной сцене со «Смысловыми галлюцинациями» и «Танцами минус». Он также пишет книги, стихи, является профессиональным художником и дизайнером. Недавно он нарисовал обложку для сингла «Повезло» красноярской группы «Озоновый слой». Но немногие знают, что Джеф Агаев создаёт амбициозный фильм «12 этажей спустя» по мотивам своего романа, где задействована звезда отечественного кинематографа Евгений Ткачук. Актёр сейчас на пике своей карьеры и абсолютно у всех на устах после феноменальной роли шута в сериале «Король и шут» и харизматичного злодея в комедийной драме «Мир. Дружба. Жвачка», которого сравнивают с Хитом Леджером в роли Джокера. Также в фильме задействованы и другие звезды отечественного кино и даже легендарные рок-деятели.

Журналист Gornovosti Дмитрий Попугин поговорил с Джефом о создании фильма, переезде в Красноярск из Ашхабада и его знакомстве с Евгением Ткачуком.

— Джеф, вы переехали в Красноярск из Ашхабада, где у вас был собственный музыкальный коллектив «АССА». Почему именно Красноярск?

— Группа «АССА» — это первая группа, которую я создал. С ней у меня связаны самые светлые и тёплые воспоминания. Про это я написал в своей книге «Кукла на проволоке», действие которой проходит в старом Ашхабаде. У нас одна половина большой семьи жила в Сибири, в Железногорске, а другая — в бескрайних песках у каракумского канала в Ашхабаде. Мои родные и близкие большой многонациональной семьи катались туда-сюда в гости, и это вылилось в итоге в мой переезд в Красноярск.

— Вы – разносторонняя личность. Помимо песен, вы пишете книги, стихи, а также являетесь профессиональным художником и дизайнером. Какой вид творчества приносит вам наибольшую радость, а что — прибыль?

— В творчестве наибольшую радость приносит возможность воплощать свои собственные мысли, пусть даже иногда на заданные темы. Даже когда рисую банальный рекламный баннер, то все равно ищу в этом плюсы, взять хотя бы то, что я это делаю не бесплатно, а значит, должен сделать всё качественно. Основной доход приносит работа по моей специальности – я художник. Разрабатываю дизайн и создаю иллюстрации. Я научился чётко контролировать свое время, и поэтому моя деятельность расписана фактически по минутам. А вечером перед сном я анализирую все то, что натворил, и решаю, что ещё могу сделать. Ну и на тумбочке перед кроватью у меня всегда лежит ручка и бумага, чтобы записывать новые идеи. Сны для меня — это очередное времяпровождение, где я нахожу вдохновение.

— Тогда поговорим о снах и вашем режиссёрском дебюте. Вы уже сняли фильм под названием «Я не могу уснуть», где героиня живёт на грани двух миров — между явью и сном. Тема бессонницы и этого пограничного состояния вам близка самому?

— Фильм «Я не могу уснуть» является для меня своеобразным экспериментом, где затронута идея пограничного состояния, которая характеризуется сознательным восприятием образов из бессознательного. Эта тема не то чтобы близка мне, но время от времени она имеет место быть в моей жизни.

— Сейчас вы работаете над фильмом «12 этажей спустя» по вашему одноимённому роману. В книге достаточно необычное и сюрреалистичное построение сюжета, где герой путешествует по этажам времени, встречая на своем пути предательство, жестокость и глупость. Есть отличие сюжета фильма от книги?

— Книга «12 этажей спустя» очень далека от фильма. Мы просто использовали концепцию счета количества этажей и так же, как в книге, стёрли границы временных континуумов. Порой приходится игнорировать логику, где-то позволяем зрителю самому что-то додумать. В картине главный герой — писатель, художник и поэт — не может встроиться в современную цифровую реальность, и ему сложно принять мир, в котором творчество на втором месте, а на первом – это продажа.

— Фильм «12 этажей спустя» снимался в Санкт-Петербурге и в Красноярске. В нем задействованы звезды российского кино: Евгений Ткачук, Илья Дель, Олег Гаркуша. Какие у них роли в вашем фильме?

— Главный герой фильма попадает в различные странные истории. Ему пытаются помочь его друзья. В Питере это актёры Евгений Ткачук и Илья Дель. Они ищут продюсера, но материал главного героя настолько «неземной», что его сложно понять коммерсантам. Они просто-напросто не понимают, как это творчество можно продать и заработать. Олега Алексеевича, которого многие знают как фронтмена легендарной отечественной группы «АукцЫон», в фильме Евгений Ткачук просит, чтобы он прочел один из отрывков книги главного героя. Но ему всё некогда этим заниматься, и он старается быстро всё сделать, чтобы избавиться от незваного гостя. Главное, что он все-таки не отказал и выполнил просьбу. В фильме также снимается актриса театра и кино Осман Делибаш. Она пытается получить роль в несуществующей картине главного героя. Фильмом «12 этажей спустя» занимается молодая киностудия «Сибирская сова», и эта картина является её дебютной работой, так же как и моей. В дальнейшем мы рассчитываем на коммерческие проекты, чтобы были деньги и на творческие.

— Евгений Ткачук долгое время считался восходящей звездой отечественного кинематографа, а сейчас, после сериала «Король и шут» и третьего сезона «Мир. Дружба. Жвачка», является суперзвездой. Как вы познакомились? Как привлекли актёра к работе в съёмках вашего фильма «12 этажей спустя»?

— С Евгением мы жили в соседних районах в Ашхабаде, буквально в 15 минут ходьбы друг от друга. Но мы не были знакомы, хотя, скорее всего, сталкивались в том же пушкинском театре, где у Евгения отец работал, а мой отец трудился в Культпросвете и в филармонии. Он был лучшим настройщиком города, настраивал фортепиано всем творческим людям, и в театре его все прекрасно знали. В общем, город Ашхабад – небольшой, и музыканты, художники, актёры знали друг друга. Надо сказать, что вырос я в старом театральном доме, на каждом этаже которого жили работники театра. Вечером весь дом репетировал, и здание буквально гудело, пело, плясало, а я качался на качелях и думал о чем-то своём, детском под эти звуки. С Евгением Валерьевичем мы познакомились уже взрослыми и зрелыми людьми. У него свой конно-драматический театр «ВелесО». Волшебное место, в котором работают удивительно талантливые люди. Я увидел в интернете, как Евгений общается с конями, это такое взаимодействие природы добра и светлой энергии, едва ли можно найти что-то похожее в наше время где-то ещё. Вдохновившись всем этим, я написал песню и предложил Евгению её спеть. Он согласился, но со временем у него очень сложно из-за высокой занятости, и вот через полгода, когда я уже и не ждал, он вдруг позвонил, и мы определились с датой записи. Он записал голос на минус в Питере. Песня «Небо ватой» была первой нашей совместной работой.

Позже я принял участие в конкурсе сценариев театра «ВелесО» со своей книгой «12 этажей спустя» и стал одним из победителей конкурса. Меня пригласили в Санкт-Петербург, и буквально с самолёта, без репетиций в театре, Евгений выдал мне текст и сказал: «Джеф, будешь играть Дорофея». Эта роль стала моей первой, а сам спектакль был собран из отрывков произведений участников — победителей этого конкурса. Потом уже в гостинице я понял, что хочу снять фильм, я предполагал, что технически я должен справиться, и написал Евгению о своей идее. Он удивился, но все же выслушал, а потом предложил снять фильм не по мотивам книги, а историю о писателе, который мечтает снять свое кино. Так и началась работа.

— Евгений Ткачук помогал вам в работе над фильмом. Расскажите о его вкладе в картину «12 этажей спустя».

— За два года в процессе работы над фильмом я прошёл уже на практике школу драматургии Евгения. Все его правки и советы конспектировались, снимались и записывались на аудио, чтобы я возвращался к ним в любое время. Первая версия картины, которую я привез в Москву, была фактически бытовой нарезкой. С тех пор их уже более трёх после бесконечных и глобальных правок.Однажды мы договорились с Евгением встретиться на «Мосфильме», но в результате работа у него заняла весь день и нам удалось увидеться только поздно вечером. Мы отсматривали первоначальную версию картины буквально по кадрам, я и не знал, что это так трудоёмко. Работа заняла у нас около шести часов, разошлись уже поздней ночью. В Красноярске мы также работаем по правкам, и мне приходится трудиться ночью из-за разницы во времени. Вот так почти всю ночь, иногда щепетильно, покадрово, отсматриваем и обсуждаем все нюансы.

— Очень важную роль в фильме будет играть музыка. Какие песни прозвучат в «12 этажей спустя»? Какие музыканты задействованы в работе над фильмом?

— В записи некоторых песен задействовано несколько студий. Запись проводилась в Красноярске, Санкт-Петербурге и Москве. Песен этих ещё никто не слышал, кроме тех людей, кто работает над фильмом. Планируется выпустить альбом из саундтреков картины. В работе над фильмом задействованы красноярские и питерские музыканты. Некоторые песни исполняют Марта Ткачук, Евгений Ткачук, а также Осман Делибаш. В работе над музыкой к фильму также приняли участие: Аннасолтан Атдаева (скрипка), Александр Афанасьев, Дмитрий Ковальчук, Артём Дубашев (бас), я (гитары, клавиши, аранжировка, голос), Иван Ревенко (ударные), Дмитрий Райф (духовые), Виталий Бородин (гармонь), а также вокально-эстрадная студия «ДоМиНорка» из Железногорска.

Одну из песен фильма я записал с Андреем Куприяновым, лидером красноярской группы «Озоновый слой», так как именно его энергетика подходит к этой композиции. Концепцию музыки для фильма «12 этажей спустя» достаточно долго искали, для такой картины сильно прилизанным и причёсанным композициям просто не было места. Поиск музыки к каждому эпизоду был очень сложным и продуманным процессом, и это не говоря уже об озвучке самой картины, над которой предстоит ещё много работы.

— На какой стадии сейчас находится создание фильма «12 этажей спустя»?

Сейчас мы уже на финишной прямой. Работа над фильмом ведётся тщательно и терпеливо, так как иначе добиться желаемого результата просто нереально. Процесс не останавливается уже около двух лет.

Фото: «Сибирская сова», Джеф Агаев

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА