Проспект культуры

В красноярском музее Бориса Ряузова открылась выставка «Сердце города»

Художники признаются в любви своему городу с помощью искусства.

В красноярском музее Бориса Ряузова открылась выставка «Сердце города»
Серия живописных картин Андрея Поздеева.

Дмитрий Шабалин

У каждого из нас есть свой город. Для одних это деревянные дома Покровки и Николаевки, выдыхающие печной дым. Для других — подсвеченные старинные здания на проспекте Мира. Третьи предпочитают цветущую Стрелку в месте слияния Енисея и Качи... Но всё это — наш город.

Доброй традицией в музее художника Бориса Ряузова стали выставки, которые представляют работы разных авторов, посвящённые Красноярску. Нынешняя экспозиция получила название «Сердце города» (6+).

На выставке представлены произведения шестнадцати художников — как уже покинувших этот мир, так и ныне здравствующих. Жанры разные: живопись, графика, керамика. Но абсолютно в каждой работе — любовь к городу на Енисее.

Декоративные тарелки.
Декоративные тарелки.

Рассматривать городские пейзажи так же интересно, как изучать семейный фотоальбом. Можно проследить, как Красноярск взрослеет, развивается, меняется.

Вот, например, картина Виктора Белинского «Дом архиерея», написанная в 1985 году. Это сейчас здание известно как храм Иоанна Предчети, а тогда здесь располагался, если память не изменяет, филиал онкологического диспансера. И памятника Святому Луке, естественно, не было. Но сам Архиерейский дом узнаваем.

Другой пример — «Сельскохозяйственный институт» Бориса Ряузова. Художник запечатлел уютный скверик напротив главного корпуса вуза, который сейчас именуют Пушкинским, а в 70–80-е годы называли просто «Стакан». Ни качелей, ни ротонды. Открытое место, где главная достопримечательность — гранитный фонтан, имитирующий Столбы. Смотришь и возвращаешься в юность.

Борис Ряузов. «Набережная Енисея», 1985 год.
Борис Ряузов. «Набережная Енисея», 1985 год.

В экспозиции «Сердце города» можно увидеть, как разные авторы по-своему воспринимают один и тот же фрагмент городской среды. Это очень любопытно — сопоставлять художественную интерпретацию и реальный ландшафт. Та же часовня Параскевы Пятницы на Караульной горе совершенно по-разному исполнена Борисом Ряузовым (этот пейзаж, кстати, включён в постоянную экспозицию музея) и Андреем Поздеевым (его вариант одного из символов города поместили на афишу выставки). Ощущение от просмотра работ интересное. Из реального города, который шумит за стенами здания, ты попадаешь в не менее реальный, но какой-то другой. И, не выходя из зала, путешествуешь по любимым уголкам Красноярска.

Перед глазами работа Леонида Кузнецова «Пора цветения. Юдинка». Как узнаваемо! Была ведь там две недели назад.

Владимир Переятенец. «Красноярск. Ул. Карла Маркса»
Владимир Переятенец. «Красноярск. Ул. Карла Маркса»

А вот «Кофейня в красном доме» Марии Вороновой. Ну точно — это же на Мира! Панорамный «Красноярск» Елена Ильянкова писала явно с обрыва в Академгородке. А «Город в тумане» Виктора Воронова конкретной точки на карте города не обозначает, но картинка до боли знакомая: утренняя свежесть, роса, чуть размытые контуры зданий...

Почти все посетители надолго останавливаются перед урбанистическим пейзажем Александра Числова «Два моста». Работа недавняя, 2021 года. Многие красноярцы наверняка не один раз наблюдали это место, но автор его УВИДЕЛ. И воспроизвёл очень даже поэтично. Работу удачно дополняют скульптуры Елены Красновой «Туристы»: гости города как будто рассматривают его достопримечательности, в частности — два моста.

Интересный момент. В далёкие 60-е на берегу Енисея напротив нынешнего Дворца бракосочетаний Борис Ряузов написал одну из своих картин, посвящённых городу. Называется она «У Посадного острова». Красноярск давным-давно поменял свой облик, много воды утекло, но прежними остались и берег, и остров, и Енисей. Сотрудники музея ещё в 2019 году решили провести серию открытых пленэров для желающих попробовать свои силы в изобразительном искусстве и написать собственные работы по мотивам картины признанного мастера. Традиция прижилась. И в нынешнем июле пленэры продолжатся.

Александр Числов. «Два моста». Елена Краснова. «Туристы».
Александр Числов. «Два моста». Елена Краснова. «Туристы».

А выставка ждёт красноярцев. Здесь можно ощутить, что город снаружи, город внутри. И в сердце.

Акцент

Экспозиция «Сердце города» открыта для посетителей со среды по воскресенье с 11:00 до 19:00. Доступна оплата Пушкинской картой. Запись на экскурсии и мероприятия по телефону 211-26-20. Выставка будет работать до 6 августа. Пленэры на Центральной набережной состоятся 6, 13 и 20 июля с 16 до 19 часов.

В тему

«Пленэр» переводится с французского как «свежий воздух». Этот термин означает написание картин на природе, при естественном освещении. Понятие пленэрной живописи появилось сравнительно недавно — в начале XIX века. До этого художники готовили масляные краски прямо в мастерских, растирая вручную пигменты. Благодаря новому веянию на свет появились краски в тюбиках, которые очень удобно брать в дорогу. Деревянный этюдник тоже был изобретён из-за развития пленэрной живописи.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА