Наука и образование

Что для учителя радость? Ольга Курыгина о том, каким должен быть директор современной школы

Ольга Курагина работает директором школы № 154 с 2017 года.

Что для учителя радость? Ольга Курыгина о том, каким должен быть директор современной школы
Ольга Курыгина, директор школы № 154.

Дмитрий Шабалин

От ремонта классов и озеленения территории до истории создания Александром Пушкиным «Капитанской дочки» — круг задач и вопросов, которые приходится решать и пояснять директору школы, широк. В этой работе нет рутины, но есть большие возможности для развития. Однако в таком ритме могут жить только дисциплинированные, энергичные и творческие люди, способные зажигать других.

В нашем проекте, посвящённом Году педагога и наставника, мы рассказываем об учителях, которые становятся примером для своих воспитанников. Это педагоги общеобразовательных школ, спортивные тренеры, художественные руководители, чей авторитет признают коллеги и ученики.

Ольга Курыгина, директор красноярской школы № 154, рассказала, какие сегодня цели у образовательных учреждений, как найти подход к родителям и чем интересна педагогика.

— Почему вы выбрали профессию учителя?

— Моё детство и юность прошли в Кежемском районе, мама работала в школе, по специальности она филолог. Двоюродные сёстры тоже учителя — у нас уже целая династия. Мама поощряла моё желание читать, дома была хорошая библиотека. В Красноярск я приехала в семнадцать лет. Сначала поступила в педагогическое училище, потом получила высшее образование — как и мама, стала учителем русского языка и литературы.

— Что особенно нравилось читать?

— В детстве любила приключенческую литературу, сейчас мой любимый автор — Гоголь. Мама родом из Нижнего Новгорода, и раньше мы летом часто ездили туда. Обратно летели со связками купленных книг — в то время у нас в Кежемском районе их не было. Любовь к чтению осталась на всю жизнь, теперь и в моей семье к книгам относятся с уважением.

— Открытие вашего образовательного учреждения в своё время стало настоящим событием для города. Впечатляли и оснащение, и масштаб. Насколько сложно приступать к руководству новой и большой школой? Где вы работали прежде?

— Долгое время я работала в гимназии № 11 на правобережье, потом в школе № 151, и в 2017-м меня назначили директором школы-новостройки. В этом году мы отметили пятилетие. Скажу честно, руководить новым образовательным учреждением непросто. Многое нужно начинать с нуля. Например, создавать базу локальных документов, искать специалистов — срочных организационных вопросов в таких условиях огромное количество. Кроме школы, в нашу структуру входит детский сад. В общем, это почти двести сотрудников.

Но главное, что в новую школу приходят дети из других учреждений и нужно за короткий срок создать дружный коллектив. Первый год был сложным, но сейчас могу сказать, что у нас сложились свои традиции. Так, одна из них — озеленение пришкольной территории, к которому подключаются дети и родители. Результат вы сами видели, когда шли по двору. Мы позиционируем себя как место для отдыха жителей всего микрорайона. В хорошую погоду у нас очень много детей на площадках.

— Директор школы работает в режиме многозадачности. Нужно решать вопросы из совершенно разных сфер — от покраски стен до участия в конференциях. Какая, по-вашему, роль директора школы сегодня?

— Современный руководитель — это менеджер. Он должен быстро думать, оперативно принимать решения, видеть варианты развития, возможные последствия. Но каким бы талантливым ни был руководитель, успех зависит от команды. Нужно уметь работать с людьми, находить тех, кто будет понимать тебя и задачи, которые стоят перед коллективом. А ещё необходимо быть хорошим психологом.

— Сегодня есть трудности с тем, чтобы привлечь и удержать специалистов в школах. Как вы работаете с педагогами?

— В таких больших школах статичным коллектив не бывает. Причины разные. Например, наш микрорайон часто выбирает молодёжь, многие снимают квартиры. Пока живут здесь, трудоустраиваются в школу, потом покупают собственную недвижимость, переезжают и переходят на новое место.

Да, проблема с кадрами существует. Решать её стараемся разными путями. Я, как член экзаменационной комиссии в педуниверситете, приглашаю студентов в наше учреждение, тесно работаем с педколледжем. Поощряю ребят, когда они приходят на практику. Стараюсь, чтобы студентам у нас понравилось и они остались.

— Когда-то школа была авторитетом для детей и родителей. А как теперь?

— В моём детстве школа воспринималась как второй дом, и сейчас я наблюдаю, что это отношение возвращается. Одно время шла речь только об образовательной составляющей: нам так и объясняли, что педагоги оказывают образовательные услуги. Но я с такой трактовкой не соглашусь. Сейчас огромное внимание уделяется воспитанию. Сегодня в школу возвращаются детские объединения, волонтёрство. Это востребовано, поскольку ребёнку важно находиться в социуме, быть признанным. Я не раз наблюдала, как дети со средней и даже низкой успеваемостью активны как раз в общественной работе и внеурочной школьной жизни.

— Что в приоритете у родителей и педагогов, насколько важна успеваемость?

— Оценки, конечно, важны сегодня для всех. Есть родители, для которых успеваемость — самое главное, но есть и те, кто не стремится к пятёркам, а поощряет социальную активность ребёнка. Хорошее образование ценно, но важно и умение выстраивать отношения в обществе.

— Современные родители активно участвуют в жизни школы: поддерживают инициативы, что-то предлагают, нередко критикуют, а иногда и требуют. Как работаете с семьями учеников?

— Мы стремимся с родителями дружить и быть открытыми. Чем прозрачнее работа школы, тем меньше необоснованных претензий. У нас действует пропускной режим и в любое время свободно в учреждение не попасть, но мы проводим экскурсии, приглашаем на мероприятия. Я всё время говорю родителям: есть вопросы — обязательно приходите, и мы обсудим.

— Каким должен быть человек, работающий с детьми?

— Мне бы хотелось, чтобы он был неравнодушным к делу. Каждый на своём месте должен отвечать за качество своей работы.

— Руководя школой, вы продолжаете вести уроки?

— Да, я веду уроки литературы. В этом году у меня был восьмой класс.

— Как приучаете подростков к чтению?

— Конечно, есть трудности. Дети сегодня художественную литературу читают мало. Но стремлюсь воспитывать интерес к классике, чтобы ребята имели хотя бы общее представление об авторах и произведениях. Вот из крупных, изучаемых в этом году, — «Капитанская дочка» Пушкина. Есть лингвистический класс, где ученики много читают, с такими ребятами проще. С другими детьми разбираем по главам на уроках, домой задаю небольшие части, чтобы не отпугнуть от чтения.

— Дети сегодня живут в интернете, а вы следите за технологиями, за тенденциями в молодёжной среде?

— Стараюсь, у меня есть страницы в соцсетях. Но, признаюсь, когда отдыхаю, люблю тишину и в телефоне общаюсь только по рабочим вопросам. А вот следить за молодёжной культурой помогают дочь и внучка.

— А ещё педагоги в вашей семье есть?

— Муж — бывший преподаватель вуза, дочь работает в детском саду, сейчас исполняет обязанности заведующей. Кстати, я на её выбор профессии никак не влияла.

— Что приносит вам радость в работе?

— Улыбки детей — радость. Любые достижения учеников — тоже. Иногда даже тройка ребёнка — хороший результат. Радость, когда медалисты подтвердили свои результаты. Когда идёшь по коридору, а первоклашки тебя обнимают. В этом году у нас есть девочка, получившая сто баллов по ЕГЭ. Тоже для нас огромная радость.

— Чем привлекательна профессия педагога? Как бы вы кратко сказали о том, почему стоит работать учителем?

— Мы всегда молодые, заряженные детской энергией. В школе не может быть скучно, здесь всегда много творчества.

— Коллеги удивляются вашей энергии. Помимо образовательного процесса, хозяйственных вопросов, вы много времени уделяете общественной работе. Как переключаетесь?

— У меня есть дача, которую я люблю. С удовольствием выращиваю цветы, а лучший отдых для меня — у воды, ведь я жила на Ангаре. Я хорошо плаваю, мне это доставляет удовольствие. Озеро, река, море — люблю воду, солнце и природу.

В тему

Школа № 154 расположена в микрорайоне Иннокентьевском. Её открытие разгрузило сразу несколько образовательных учреждений. Старт учебного процесса эксперты назвали началом нового этапа развития системы образования Красноярска. Техническое оснащение, планировка помещений школы соответствуют всем современным требованиям, которые предъявляются к образовательному процессу.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА