Проспект культуры

В Красноярске открылась выставка художницы Марии Пономарёвой

Выставка продлится до 28 июля.

В Красноярске открылась выставка художницы Марии Пономарёвой
Портрет «Нежность». Пейзаж «Однажды летом».

Дмитрий Шабалин

В творчестве этого автора преобладают портреты. И это не просто фотографическое отображение. Художница как будто видит в своих героях только самые хорошие стороны, переносит их на картины и даёт зрителю понять, что мир — добрый.

В залах Красноярского союза художников (пр. Мира, 56) сейчас проходит персональная выставка Марии Пономарёвой «Вдохновение жизнью». Кому-то название может показаться излишне пафосным, но только не тому, кто хоть раз видел работы этого автора, черпающего вдохновение из всего, что есть вокруг. Будь то удивлённые глаза ребёнка, держащего в ладошке живую ящерку, или просто жёлтое яблоко на белом столе.

"Евгения» и «Натюрморт с ананасом. Февраль»
"Евгения» и «Натюрморт с ананасом. Февраль»

Сама Мария Пономарёва о своём творческом кредо говорит довольно лаконично, но вместе с тем образно: «Я с детства представляла себя художником, прошла хорошую школу у мастеров, которые учили честно работать. Живопись для меня от слов «живо», «жить». Творчество воспринимаю как чудо и спасение». Когда смотришь на произведения этого автора, понимаешь, что эти слова — не поза, а правда.

Марии Пономарёвой очень интересны люди. Возможно, она интуитивно находит светлых, глубоких и на самом деле чистых героев для своих работ. Или просто видит их такими? А может быть — они сами тянутся к ней?

Искусствовед Марина Москалюк, например, считает, что Мария Пономарёва стремится «увидеть в своей современнице неизменные нравственные и эстетические ценности, передающиеся нам с молоком матери». Профессионалу поверить можно.

В экспозиции — 15 портретов, в основном — женских. «Здравствуйте», «Девочка со скрипкой», «Даша», «На балконе», «Девушка с саксофоном», «Сестра. Скрипка»...

«Сестра. Скрипка».
«Сестра. Скрипка».

Смотришь на этюд портрета женщины в малахитовом ожерелье, со слегка восточными чертами, и так хочется увидеть уже большую работу. «Нежность»: молодая мама с грудным ребёнком на руках. Почти Мадонна. А вот «Сумерки. Весна»: девушка в лесу, снег ещё не везде растаял, а у неё в глазах ожидание чего-то нового, необычного, незнакомого...

В глаза героинь Марии Пономарёвой хочется смотреть. И, наверное, каждый заметит во взгляде что-то своё. А в облике (женском ли, детском) — нечто созвучное собственной душе.

В творчестве художницы тесно переплетаются портреты, пейзажи, натюрморты. О последних хочется сказать особо.У Марии Пономарёвой есть замечательная серия «Цветы и фрукты». Казалось бы: ну что нового можно сказать? А вот автору удалось. Потому что её натюрморты из этой серии — не просто ранетки или груши. «Айва на белом», «Хурма на оранжевом», «Лимоны на золотом», «Гранаты на красном». Они вызывают чувства, которые даже трудно обозначить словами. А есть ещё «Яблоки в прозрачных сосудах», где спелые плоды сливаются по цвету с начинающей желтеть листвой на деревьях. Очень «вкусным» получился «Натюрморт с ананасом. Февраль». На улице — зима, а на подоконнике — лето. А картина «Июльский чай» (букет, чашка, пиала с красной смородиной) напомнит почитателям творчества Марии Пономарёвой молодёжную краевую выставку 1999 года. Тогда ещё совсем молодая художница представила на суд зрителей работу, где тоже изобразила кислицу — ягодка к ягодке.

«Айва на белом», «Хурма на оранжевом», «Лимоны на золотом».
«Айва на белом», «Хурма на оранжевом», «Лимоны на золотом».

Что касается пейзажей, их в экспозиции не особенно много. Но сразу можно почувствовать: мастеру живописи (а Мария — настоящий мастер) интересны и неяркие цветущие ирисы в горах Пуланколь, и заснеженные стога сена, и жёлтое поле у хакасского села Сон. И даже бочка с водой, стоящая где-то на дачном участке. Всё это её вдохновляет.Общее же впечатление о выставке в Доме художника выражает, пожалуй, картина «Жизнь». Вроде просто: покрывало на траве, на него прилегла молодая женщина и смотрит в летнее небо. Покой. Безмятежность. Счастье.

Акцент

Пономарёва Мария Леонидовна родилась в 1972 году. Окончила Красноярский государственный художественный институт (1991–1997), училась у члена-корреспондента РАХ Анатолия Знака. Затем — творческие мастерские живописи отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток Российской академии художеств» в Красноярске (1999–2003) под руководством народного художника России, профессора Анатолия Левитина. В профессиональный союз вступила в 2005 году.

Участница международных, всероссийских, региональных, краевых и городских выставок с 1997 года. Работы находятся в музее Академии художеств в Москве, в музеях Красноярска, в Норильске, Железногорске, в Омском музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, в частных коллекциях России и за рубежом.

Выставка продлится до 28 июля. 12+

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА