Новости

С богатым наследием

С богатым наследием

С богатым наследиемЖелезнодорожной район можно с уверенностью назвать городом в миниатюре. Здесь есть и комфортные жилые микрорайоны, и мощные предприятия, и транспортный узел федерального значения, и тихие уголки для отдыха, и исторический центр, и офисные здания, и частный сектор со своим особым укладом.

Тридцать лет — возраст небольшой и для человека, и для района. Но уникальность Железнодорожного в том, что официально ему всего три десятка, а вот историческое наследие досталось ценное, накопленное не за один век.

В XVIIXIX веках город рос в северном и южном направлениях, особенно любима была среди красноярцев Афонтова гора — с нее открывается чудесный вид на Енисей и правобережные отроги Саян. На склоне Афонтовой горы размещались дачи известных красноярских купцов Кузнецова, Гадалова, Юдина.

Важным этапом развития Енисейской губернии и Красноярска стало строительство Великой Транссибирской магистрали. В декабре 1895 года в наш город прибыл первый поезд. Чуть позже на 711-й версте Средне-Сибирской железной дороги были построены станционные пути, возведены здание вокзала, депо, кузницы, мастерские.

В 1896 году неподалеку от Афонтовой горы произошла закладка железнодорожного моста через Енисей. Строительство по тем временам шло достаточно быстро. В августе 1898 года здесь прошел первый поезд до Иркутска. Так были соединены сквозным железнодорожным движением Средняя и Восточная Сибирь.

В 1900 году в Париже на Всемирной выставке достижений науки и техники проект железнодорожного моста получил Гран-при, и в Европе стало известно о далеком сибирском Красноярске.

Строительство железной дороги привлекло в город множество переселенцев. Красноярск начал расширяться, возникли новые слободы — Нахаловка, Таракановка, Алексеевка, Николаевка. Сейчас это микрорайоны улиц Копылова, Менжинского, Ладо Кецховели.

Последние годы Железнодорожный активно строится и благоустраивается. Вместе с главой администрации района Леонидом Беглюком мы проехали по самым значимым местам.

Именно этот район является воротами города для всех, кто прибывает к нам поездами. Новое, красивое и современное здание вокзала было построено пять лет назад. Привокзальная площадь после реконструкции увеличилась на полторы тысячи квадратных метров, она единственная в стране украшена геральдической символикой. Теперь весь комплекс — гармоничное архитектурное сооружение.

— Достопримечательностей в районе немало, — говорит Леонид Беглюк. — И одна из главных, конечно, железнодорожный вокзал, где ежедневно встречают и провожают друг друга, проезжают в другие города тысячи людей. Уже с вокзала складывается первое впечатление о городе.

Следующими точками маршрута обычно становятся Красная площадь, улица Карла Маркса, проспект Мира. Улица Горького служит границей с Центральным районом. Так что Железнодорожный район является “хозяином” и части исторического центра. А вот граница с Октябрьским проходит по улице Ладо Кецховели.

Как говорит Леонид Михайлович, зависти и ревности между соседями нет. Зато здоровая конкуренция присутствует. Районы хоть и дружат, но всегда подмечают, что у кого интереснее придумано и красивее благоустроено.

— Я убежден, что главное богатство района — это люди, — говорит Леонид Михайлович. — Люди, которые здесь живут и работают. С особым трепетом мы относимся к ветеранам. Мы благодарны им за бесценный вклад, опыт, заботу о районе. Кроме того, с уверенностью могу сказать, что у нас талантливая успешная молодежь. Имена ребят известны за пределами района.

Исторически сложилось так, что у Железнодорожного района нет возможности расти вширь и осваивать новые территории. Однако район востребован, и все больше семей хотят жить именно здесь, привлекателен он и для предпринимателей. Приходится проводить “ревизию” имеющихся площадей. Современные жилые дома и здания сегодня в районе строятся на улицах Толстого, Калинина, Маерчака, Новосибирской, осваивается участок на проспекте Свободном, где на месте ветхих домов возводится жилой комплекс.

В планах на перспективу — активное освоение частного сектора Николаевки. Новый микрорайон с высотными домами будет обеспечен всеми элементами инфраструктуры — школами, детскими садами, медучреждениями, магазинами.

И, будем надеяться, в недалеком будущем транспортные потоки города разгрузит четвертый мост, необходимость строительства которого очевидна. Он соединит Свердловский, Железнодорожный и Октябрьский районы.

— Кроме того, благоустраиваем улицу Калинина, этот микрорайон когда-то был построен для проживания работников комбайнового завода, — рассказывает Леонид Михайлович. — Надеемся, что скоро улицу можно будет смело называть “проспект Калинина”. Там запланирована большая реконструкция, уже идет возведение современных домов.

При этом классическим спальным Железнодорожный район не назовешь. Здесь зарождалась промышленность, старейшее предприятие города — железнодорожные мастерские, ныне ЭВРЗ. Сейчас в районе около трех тысяч предприятий малого бизнеса. Крупных предприятий четырнадцать, в их числе — “Красноярский хлеб”, комбайновый, водочный, дрожжевой заводы, “Радиосвязь”, железная дорога и ее многотысячный коллектив.

— У нас много хороших управленцев,— рассказывает глава администрации района. — Например, сильное предприятие “Радиосвязь”. У него большие перспективы, серьезный опыт в научно-исследовательской работе. Руководители предприятий и бизнесмены понимают свою социальную ответственность и активно участвуют в общественных делах района и города, откликаются на наши просьбы.

Впрочем, не одними только предприятиями может похвастаться Железнодорожный район. Вы знали, что на его территории расположены 28 памятников архитектуры?

Посетить учреждения культуры жителям Железнодорожного можно, не покидая собственный район. Например, сходить в театр на спектакль наших актеров или выступление гастролирующих звезд. В этом году Красноярский музыкальный театр отметил свое пятидесятилетие.

Старейшее культурное учреждение города — ДК железнодорожников. Открыто оно было более семидесяти лет назад. Именно здесь одним из первых в городе родился ансамбль современного бального танца. Здесь репетирует молодежный театр “На краю”, занимается хореографический ансамбль “Енисейские звездочки”, джазовый ансамбль, хор русской песни, вокальная группа “Родные напевы”. Много лет Дворец культуры остается местом, где можно не только приятно провести время, но и найти занятие по душе.

В 1982 году в здании бывшего польского костела открылся зал органной музыки Красноярской государственной филармонии. Зрительный зал на двести человек отличается великолепной акустикой. За эти годы в органном зале выступили потрясающие исполнители. Кроме органных программ в зале проходят и камерные концерты.

— В последние годы сильно преобразился внешний облик всего города. Мы стараемся сохранять места отдыха, пусть небольшие, но уютные, — рассказывает Леонид Беглюк. — Это сквер на улице Карла Маркса в районе Красной площади. В этом году был заложен сквер трудового отряда главы города. То, что туда вкладывают свой труд сами ребята, замечательно и знаково. Также в районе появилась еще одна традиция: в парке имени Гагарина вместе с ветеранами мы высадили именные ели участников войны.

К старшему и подрастающему поколениям в районе действительно уделяется особое внимания. Здесь чтят традиции и преемственность.

— Очень важно, что дети имеют возможность встретиться с непосредственными участниками тех великих событий, — говорит Леонид Михайлович.

Сейчас один из главных вопросов по отношению к ветеранам поставлен главой государства. Это обеспечение жильем. В Железнодорожном районе еще немало участников Великой Отечественной войны проживают в неблагоустроенном частном секторе. В администрации района делают все возможное, чтобы решить эти серьезные вопросы.

— Что касается ребятишек — они у нас все умные и красивые, — отмечает Леонид Беглюк. — Я доволен деятельностью образовательных учреждений в районе. У нас хорошие педагоги, работающие с интересными образовательными программами. Но, к сожалению, остается проблема дефицита мест в детских дошкольных учреждениях. Она актуальна не только для Красноярска, но и для многих крупных городов. Стараемся искать варианты для решения этой проблемы. Так, на улице Пушкина у нас строится детский сад на 260 мест — здесь формируется инфраструктура нового микрорайона.

Большое внимание в районе уделяется и спорту, благо, ресурс для этого есть. В Железнодорожном районе расположен один из самых больших фитнес-центров, спорткомплексы “Сибиряк” и “Энергия”. Между прочим, на спортивных аренах района первые шаги к громким победам делали победители и призеры международных соревнований — гимнастка Светлана Путинцева, пловец Алексей Ковригин, скалолазка Татьяна Руйга и другие.

Делить по районам людей на “своих“ и “не своих” невозможно, да и не нужно. Кто-то здесь живет, кто-то работает, кто-то учится. Есть и те, кто когда-то здесь обосновался, создал семью, а позже переехал в другое место, но все равно считает Железнодорожный своим.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА