Проспект культуры

Основатель Tempers Василий Юрченко: «Мне нравятся пластинки, которые привозят друзья»

Мы поговорили с Василием Юрченко о выросшем интересе к винилу, узнали, сколько стоит заниматься диджеингом и почему это интересно людям.

Основатель Tempers Василий Юрченко: «Мне нравятся пластинки, которые привозят друзья»
Василий Юрченко.

Екатерина Крупина

В августе прошлого года Василий Юрченко со своей командой открыл пространство «Круги». Это одновременно магазин, лекторий и мини-кофейня. А в начале этого года в историческом здании на проспекте Мира появилась школа диджеинга Tempers, там же работает виниловый уголок. Gornovosti поговорили с Василием Юрченко о выросшем интересе к винилу, узнали, сколько стоит заниматься диджеингом и почему это интересно людям..

– Расскажите историю DJ-школы и магазина виниловых пластинок Tempers. С чего вы начинали?

– Всё началось с Francis Club. Это вечеринка и программа на радио. Проект посвящен Фрэнсису Грассо – первому клубному диджею. У меня всегда было много творческих идей, и тогда я начал их воплощать. После первой вечеринки я увидел, что людям это интересно. Сначала планировали проект, как дружеские встречи, но постепенно это переросло в большее. Я понял, что другие мои творческие идеи тоже нужно реализовывать.

Что касается пространства «Круги», то у меня появилось желание сделать небольшой виниловый уголок в Красноярске, потому что в городе не было ни одного подобного магазина. Ко мне постоянно обращались люди с вопросами: «Где купить пластинки?». Мы познакомились с владельцем клуба «Дом», он подсказал помещение в историческом здании, я предложил концепцию. Я хотел, чтобы это было публичное пространство, куда человек может прийти, потрогать винил, послушать его на проигрывателе, посетить тематическое мероприятие. Такие возможности есть далеко не в каждом магазине даже в Москве.

Создание школы диджеинга было моей давней мечтой. Я сам играю на пластинках с 2006 года. Время от времени возникало желание поделиться знаниями и опытом. И я увидел, что есть запрос на это. Я больше играю на пластинках, а сейчас наступила эра цифрового диджеинга. Можно купить недорогой контроллер и ноутбук и всё — вы диджей. Это сильно поменяло представление о диджеинге. Но лично я больше тянусь к культурной составляющей диджеинга.

Диджеинг может быть просто хобби для человека. То есть если человек придёт учиться – это не означает, что он сделает это своей профессией.

– Чем отличается цифровой диджеинг от винилового?

– В первую очередь, тем, что цифровой диджеинг — это любой цифровой файл. Вы можете, например, скачать треки из «ВКонтакте», загрузить в диджейскую программу, она сама посчитает темп каждого трека, тональность. В этой программе вы потом будете играть. А если говорить про виниловые пластинки, то никаких программ нет. Диджейский винил отличается от тех пластинок, которые мы слушаем. Например, тем, что диджеи используют преимущественно синглы – один трек на всю сторону пластинки. За счёт этого звучание лучше, трек длиннее, может идти до 10 минут. Здесь нет подсказок, программ, надеться нужно только на свой слух и руки. Это, конечно, намного сложнее.

– В чём сложность цифрового диджеинга?

– Основная сложность для любого диджея – собрать материал. Это момент, когда могут отсеиваться люди еще на этапе обучения. Научиться пользоваться программой, контроллером, разобраться в кнопках – это довольно просто. А вот сформировать музыкальный материал, особенно если вы не имеете какой-то чёткой цели, гораздо сложнее. Сложно научиться думать как диджей, отбирать материал, находить источники. Но для первых шагов подойдет любой материал, остальное дело практики. Когда начинаете играть, сначала репетируете дома, потом приходите в бар для выступления, начинается волнение, другой звук, проносится в голове мысль, что всё идёт не по плану. Вот тут и начинается опыт.

– Сколько стоит заниматься цифровым диджеингом и виниловым?

– Самый популярный для начального уровня поддержанный контроллер для цифрового диджеинга стоит около 30 тысяч рублей, а новый – около 45 тысяч. Это добротный, начального уровня контроллер. Более менее продвинутый будет стоить 60—80 тысяч рублей. Набор для винила (две виниловых вертушки и микшер) стоит от 100 тысяч. Также нужны ещё иглы, пластинки, наушники. Если говорить про цифровой диджеинг, то достаточно купить контроллер за 30 тысяч рублей, на наушниках можно сэкономить первое время и взять недорогие, ещё купить флешку или ноутбук. И вы готовы играть. С пластинками всё намного дороже: нормальный набор будет стоить в районе 200 тысяч рублей. Это без пластинок. Их сейчас стало достаточно сложно покупать, и стоят они дорого, потому что они рассчитаны на определенную аудиторию фанатичных людей.

– А когда начался бум на пластинки?

– Скачок произошёл в пандемийный год, в 2020-м. Тогда в два раза вырос спрос, причём именно на современных исполнителей. Спрос увеличился за счёт молодёжи. Это они покупают Дуа Липу, Лану Дель Рей. И это прекрасно, потому что раньше образ винилового ценителя выглядел так: мужчины, которые хорошо зарабатывают, они готовы тратить миллионы на звуковые аппараты, на золотые провода, слушают «Пинк Флойд» и «Лед Зепеллин». Сейчас всё сильно поменялось. В 2020 году произошел раскол на мир аудиофилии, где слушают очень качественную музыку на соответствующей аппаратуре, и других, кто готов купить недорогой проигрыватель и слушать пластинки на нем. Первые можно сказать, что и не слушают свои коллекционные пластинки. Это как дорогая картина. Но старые коллекционные пластинки действительно хорошо звучат. Сегодня пластинки изготавливают по упрощённой технологии. Это часто влияет на качество звука. Сейчас в приоритете визуальный вид. Так новые альбомы можно заказывать в разных цветах, вплоть до флуоресцентного и нанесения картинок. Раньше нужно было познакомиться с нужным человеком, пообщаться с ним, узнать, что стоит покупать, а что нет. Сейчас достаточно прийти в магазин и купить проигрыватель за 10-15 тысяч рублей, который с большей долей вероятности будет некачественным и даже портить пластинки. Но для первого шага, чтобы войти в мир винила, это будет тоже неплохо. Поэтому бум винила произошел, в том числе потому что, проигрыватели стали дешёвыми. Появилась возможность их купить себе или другу.

– Как вы думаете, есть ещё причины?

– Да, безусловно. Сегодня стали снова иметь значение материальные вещи, которые можно потрогать, поставить на полку или подарить. С помощью этого можно немножечко заземлиться. Для людей это важно, потому что выразить себя становится сложнее. Раньше мы говорили про одежду как элемент субкультуры, а сегодня ты в одном стиле, а завтра в другом. Сейчас это стало иметь меньшее значение. Критически важным становится затормозиться. Волна винила идёт уже несколько лет и вряд ли исчезнет.

– На какие жанры сейчас больше спрос?

– Сложно сказать, здесь очень сильно зависит от аудитории. С момента открытия «Кругов» я замечаю, какую разную музыку слушают люди. Например, есть винильный раздел – это бестселлеры – все популярные поп-исполнители разных лет. Для кого-то это «Пинк Флойд», для кого-то Майкл Джексон, для кого-то Адель.

– Почему вам нравятся пластинки?

– Пластинки — это истории. Мне нравятся пластинки, которые друзья привозят откуда-то. Теперь всякий раз, когда беру такую пластинку, я не только могу послушать музыку, но и вспомнить добрым словом друга. Пластинки — это абсолютно многослойный носитель. Кто-то просто слушает музыку, а кто-то ещё размышляет о том, какая у неё история. К примеру пластинке 50 лет. Слушаешь её и думаешь, сколько она прошла по миру. Помимо эстетской, функции она ещё и сентиментальную может выполнять.

– Что вы любите слушать?

– Утром более энергичную музыку – электро, брейкбит, современную. Вечером что-то более «без бита» — джаз, электронная музыка.

– Что вы можете сказать о музыкальной культуре в Красноярске, если сравнить с другими городами?

– В Красноярске есть много интересных проектов, музыкантов, которые находят своего слушателя. Каждый город — это отдельная вселенная. Сложно сказать, кто лучше, кто хуже, везде свои оттенки. В Новосибирске, например, что-то более интеллектуальное, возвышенное. В Красноярске — более прямолинейное и тяжёлое.

– Какие у вас дальнейшие планы?

– У нас ещё есть нереализованный потенциал. Сейчас важно удержать наши проекты на хорошем уровне и развиваться дальше.

Все фото: Екатерина Крупина

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА