Общество

Художник-проектировщик из Красноярска Алёна Парфенова рассказала о создании комфортного пространства

Больше света, цвета и меньше мультгероев.

Художник-проектировщик из Красноярска Алёна Парфенова рассказала о создании комфортного пространства
Алёна Парфенова.

О красноярском сквере, расположенном в Свердловском районе, теперь знают и в других странах. Международные эксперты признали его одной из лучших мировых инновационных практик муниципального уровня. Проект «Сквер Светлый» как пространство для открытого общения, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья, высоко отмечен жюри международной премии Гуанчжоу.

Его автор — Алёна Парфенова, художник-проектировщик, эксперт комплексного проектирования пространства и инклюзии, доцент кафедры СибГУ. Красноярский дизайнер среды помогает сделать город интересным, живым, современным. Также Алёна разрабатывает проекты для школ, детских садов, развивающих центров. «Городским новостям» она рассказала, как рождаются идеи, может ли цвет стен класса влиять на успеваемость детей и что такое соучаствующее проектирование и тактический урбанизм.

Зачем парку муравьи и ели?

— Работа над сквером уже завершена или что-то планируется и дальше?

— Проект предполагает некую незавершённость и постоянное развитие. Пространство будет меняться в зависимости от задач. Светлый создал вокруг себя уже целое сообщество. За полтора года работы мы убедились, что одна из основных идей, которая направлена на объединение разных людей, находит отклик у горожан.

— Сегодня, говоря о благоустройстве города, мы используем понятие «общественное пространство». А что это такое с точки зрения дизайнера — набережная, двор, сквер? И что в идеале должно включать благоустройство?

— Для меня это место, где как минимум два человека могут встретиться на нейтральной территории. Это не дом, не работа. Такое пространство необязательно располагается на открытом воздухе, оно может быть и внутри помещения.

Первое общественное пространство, с которым я работала в Красноярске, — «Парк иллюзий». Небольшая локация детского центра во дворе на проспекте Мира. Идея была в том, что прохожий будто бы попадает на съёмочную площадку.

Благоустройство, на мой взгляд, это не только новые скамейки и брусчатка. Обязательны смыслы — для кого, зачем, что мы хотим сказать и предложить.

— Как у дизайнера среды рождается идея? Что, помимо технических требований, ещё должно быть учтено?

— Сначала обсуждаем с заказчиком его видение, задачи, которые он хочет решить с помощью проекта. Обязательно исследую контекст, историю места. Так, есть границы сквера, но есть и близлежащая территория, жилой микрорайон вокруг. Нужно понять, кто будет пользоваться этим пространством. В разработку закладываются определённые сценарии.При этом учитываем потребности тех, для кого создаётся локация. Например, сквер Светлый предназначен для разных людей. Но здесь нет качелей, потому что они опасны для незрячего ребёнка. А проект создавался с учётом потребностей людей с ограниченными возможностями. Также для этого сквера предпочтительны гладкие дорожки, а не брусчатка, по которой неудобно ходить с тростью.

Есть такое понятие — тактический урбанизм. В России он начал развиваться относительно недавно. Это изменение городской среды под потребности людей. Жители-активисты сами что-то меняют — создают пешеходный переход там, где он удобен, но не предусмотрен нормативами. Также есть соучаствующее проектирование, когда люди активно вовлекаются в обсуждение проекта, предлагают какие-то решения. Например, при благоустройстве площадки просят вернуть живую ель, которая когда-то здесь росла. Я могу этого не знать, а жителям такой момент важен. Другой пример — озеро-парк Октябрьский и большие фигуры муравьёв. Появились они неслучайно. На территории много муравейников, и ребятишки из детского сада предложили обыграть это и придумали сказку. Рыбки — хранители воды, муравьи — леса.

Также проектом учитываются изменения образа жизни современного человека, а они стремительны. Существует нормативная база, где прописана высота, ширина разных элементов благоустройства, их количество. Но, к примеру, в каких-то местах необходимо больше урн, потому что там образуется много мусора.

— Какой стиль в благоустройстве и оформлении городских пространств сейчас популярен?

— Я училась в классической художественной школе и считаю, что сейчас конкретных стилей нет. Все основные стили сформировались ещё сто лет назад. Это же целые эпохи — рококо, барокко, классицизм. Сейчас используются отдельные элементы. Кроме того, сегодня важна функциональность объекта, его практичность и универсальность.

— Какую роль дизайнеры отводят озеленению? Почему бы просто не засадить всё яркими цветами и не придумывать сложных малых архитектурных форм?

— Что касается цветов, различных фигур озеленения — здесь сразу важно учитывать, что за ними нужен уход. Нужно решать, кто будет за это нести ответственность, в том числе и финансово.

Интересное наблюдение: в Санкт-Петербурге на Невском проспекте нет деревьев, но и нет ощущения каменных джунглей. Я задумалась и поняла, что на улице на уровне человеческого роста и взгляда много вазонов, клумб, горшочков с цветами. Растениями оформлены подоконники, летние веранды, входы в магазины и офисы. У нас пока такого цветочного фона мало. Конечно, настоящее восхищение вызвал Ташкент, но там климат другой. В своих проектах я стараюсь наполнить пространство зеленью. Например, в сквере Светлом обилие цветов.

— Сибиряки в условиях короткого лета радуются не только пышным клумбам, но и газонам. Как вы считаете, на зелёные поляны нужно только любоваться или на них можно и отдыхать?

— Это зависит от предназначения того места, где газон располагается. Если это большая площадка, где проходят массовые мероприятия, понятно, что люди будут сидеть на газонах. В то время как возле административного здания или храма отдыхать на траве не принято. Тон задаётся местом. Но если газон используется как площадка для отдыха, он должен быть качественным и ухоженным.

— Какое ваше любимое место в городе?

— Конечно, я искренне люблю свои объекты. Раньше часто бывала на острове Татышев, когда он ещё был диким, сейчас для меня там слишком многолюдно. Столбы люблю, Гремячую гриву. Я живу в Студгородке, и мне нравятся виды вокруг. Люблю улицу Вавилова, где я сейчас работаю. Люблю проспект Мира, по которому в студенчестве много ходила пешком.

— Как относитесь к арт-объектам? Что отмечаете в Красноярске?

— Арт-объекты давно существуют по всему миру. Это взаимодействие городской среды и человека. Вы идёте по улице, видите что-то необычное, возникает реакция, интерес. В этом плане меня поразил корейский Сеул. Там арт-объекты практически около каждого дома. Это и что-то сразу понятное, и то, что вызывает вопросы. Арт-объект может быть интегрирован в городскую среду — скамейкой, светильником.

В Красноярске мне особенно интересна «Трансформация» Даши Намдакова. Это, конечно, не арт-объект, а скульптура. Но именно с этим местом у меня происходит диалог.

Придумано детьми

— Вы автор дизайн-проектов для детских учреждений. Что учитываете при оформлении помещений для ребятишек?

— Возрастные особенности, назначение помещений, образовательную программу. Первым детским проектом в Красноярске был частный развивающий центр. Стояла задача при небольшом бюджете сделать пространство интересным и при этом универсальным, поскольку помещение было в аренде. То есть мебель и другие элементы в таком случае должны быть модульными. Основным материалом стало дерево — ящики, доски.

Потом для центра «Твори-Гора» я делала картонный городок. С ним ребята и педагоги участвовали в книжной ярмарке.Ценным опытом стала работа над проектом детского технопарка «Кванториум». Так получилось, что сроки были сжатыми. Разработали и реализовали проект за сорок дней. У детских технопарков есть свои фирменные элементы, но нам позволили проявить и собственное творчество. Результат все оценили высоко.

Также я работала над созданием пространства музея и библиотеки в детском доме-лицее Хазрета Совмена. Основой концепции стала книга — биография «Хазрет Совмен. Дорогами Земли» Елены Еханиной. Идея такая: попадая в музей, ты как бы проникаешь в содержание книги и узнаёшь историю человека, знакомишься с ним через его опыт, ценности, идеи, деятельность. В отдельном зале можно изучить работу учреждения, познакомиться с историями выпускников. Зонирование выстроено таким образом, что залы взаимосвязаны, отражают идеи и смыслы друг друга, но при этом каждый имеет своё уникальное содержание.

— Сами ученики принимают участие в обсуждении?

— Конечно. Это совместная работа с детьми и педагогами. Ребята всегда очень активно включаются и предлагают хорошие идеи.

— Вы сказали, что при оформлении помещений учитываете и образовательную программу. Как это отразить в дизайне?

— Часто в школе можно встретить обилие стендов, таблиц, объявлений на стенах. Если это не продумано, то такое оформление создаёт визуальный шум, который мешает сконцентрироваться. Коридоры, холлы можно грамотно использовать как выставочное пространство, локации для различных активностей.

Люблю старые типовые школы, кажется, что они небольшие, но на самом деле там можно прекрасно работать с коридорным пространством. Также важна расстановка мебели в помещении, она создаёт настроение, атмосферу.

— Но в дизайне школьных кабинетов есть свои незыблемые традиции. Кабинет литературы невозможен без портретов Гоголя и Толстого.

— Традиции тоже можно использовать в современном образовательном процессе. Мне понравилась идея, когда дети в сложной технике сами создали объёмные портреты писателей.

— В пространстве для маленьких детей — садах, поликлиниках — какой главный принцип оформления? Чем ярче, тем лучше, побольше знакомых мультгероев?

— В своих проектах я ушла от изображения конкретных персонажей, и дело не только в авторских правах. Нужно давать детям возможность для воображения. Я всегда предлагаю сделать изначально светлое пространство. Оно даёт возможность для вариативности. Для разных задач светом, элементами интерьера, цветными акцентами можно создавать собственную атмосферу. Так педагоги могут экспериментировать с локациями. Также обязательно учитываю психологию цвета, конкретные приёмы. Например, стены длинного коридора в школе можно оформить цветными вертикальными полосами, чтобы слегка притормозить излишнюю активность детей.

Иногда спорим

— Что входит в задачи дизайнера, кроме разработки проекта?

— Я провожу много времени на стройках, выступаю в роли прораба. Контролирую процессы, выбор материалов, иногда спорю с рабочими, убеждаю. Ситуации разные. Было такое, что сильно поспорили по поводу оттенка краски. Меня убеждали, что разницы нет, но я настояла на своём.

Вообще дизайн изначально был техническим понятием. Дизайнер должен знать свойства материалов, как они взаимодействуют, понимать нюансы отделочных и строительных работ. Сейчас под дизайном часто понимают декорирование — выбор штор, расстановку мебели. Нет, функции дизайнера гораздо шире.

— Когда девушка приходит на стройплощадку и начинает спорить, как реагируют суровые мужчины-рабочие? Снисходительно или общаются на равных?

— Раньше было по-разному. Мне довелось проектировать три ночных клуба в других городах. И вот там пришлось учиться говорить с некоторыми рабочими на их языке. Сейчас я уже умею объяснять доходчиво. Строители видят, что я оцениваю не с точки зрения «красиво — некрасиво, нравится — не нравится», а поясняю недочёты и делаю замечания профессионально.

— Чем или кем вдохновляетесь при работе над проектами? На чьё творчество ориентируетесь?

— Да, в вузе нас учили делать анализ, изучать тренды, материалы, но не копировать. Проект — это только твоё.

— Как относитесь к критике, когда заказчику «что-то не то, некрасиво»?

— Красиво — субъективная оценка. Это как восприятие вкуса еды. Такая критика меня уже не расстраивает. Я перешла в профессиональную плоскость, где ведётся диалог и критерии оценки другие.

— Какой российский город вам особенно нравится?

— Казань, восхищает отношение к городу и властей, и самих жителей. Ещё нравится Екатеринбург. А вообще, очень многое зависит от того, кто тебя встречает в городе и чьими глазами ты смотришь на него.

— Свой домашний интерьер разрабатывали сами?

— Да, он у меня полностью белого цвета, а вместо телевизора — проектор. Поначалу близких обстановка удивляла. Но в таком интерьере у меня отдыхают глаза.

В тему

Сенсорный сквер Светлый — полностью инклюзивное общественное пространство, созданное в Красноярске в 2021 году. Он располагается рядом с Красноярской краевой специальной библиотекой — центром социокультурной реабилитации инвалидов по зрению. Авторы проекта учли все потребности незрячих людей. Здесь удобная планировка, навигация, территория разделена на зоны. Под сенсорной средой понимается пространство, которое воздействует на нервную систему человека при помощи звуков, запахов, разных тактильных поверхностей.

Досье

Алёна Парфёнова

Образование: Красноярский государственный художественный институт. Кафедра «Дизайн среды», специальность — художник-проектировщик.

Аспирантура КГПУ имени В. П. Астафьева, Институт психолого-педагогического образования.

Место работы: директор центра социальных коммуникаций «Мир без границ». Доцент СибГУ имени М. Ф. Решетнёва.

Фото: Алена Парфенова / vk.com, Сквер «Светлый» / vk.com

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА