Наука и образование

В Красноярском техникуме железнодорожного транспорта рассказали о подготовке специалистов

Обучение длится почти 4 года.

В Красноярском техникуме железнодорожного транспорта рассказали о подготовке специалистов
Ольга Рузанова проводит инструктаж.

Михаил Шуклин

Многие красноярцы хотя бы раз в жизни путешествовали на поезде. Но не каждый задумывался о том, что за обеспечением перевозок по железнодорожной сети стоит работа огромного количества людей, в том числе специалистов по организации движения, без которых безопасность на дороге просто невозможна. В рамках проекта «Наставники» журналист «Городских новостей» пообщался с преподавателем, который обучает этой интересной специальности.

Работа в нештатных условиях

В лаборатории управления движением Красноярского техникума железнодорожного транспорта до мелочей воссозданы реальные условия труда будущих техников: пульты, интерактивные панели, компьютеры, телефонные аппараты, тренажёрный комплекс. Даже макет участка железной дороги, состоящий из уменьшенных копий станций и перегонов, светофоров, подвижного состава (пассажирские и грузовые вагоны) не производит впечатление детской игрушки, а дарит ощущение масштабности.

— Тут проходят демонстрационный экзамен, чемпионат «Профессионалы» и, конечно, практика, во время которой студенты учатся организации перевозок и управлению на транспорте, задают маршруты, — рассказала Ольга Рузанова, преподаватель с большим опытом. — При подготовке маршрута на пульте управления загорается красная линия. Руководит работой поездной диспетчер, обычно в его роли выступает преподаватель, осуществляющий связь со всеми станциями.

Перед тем как приступить к выполнению лабораторных работ, курсанты проходят инструктаж по технике безопасности. А чтобы точно выполнять указания преподавателя, нужно быть очень внимательным, ведь в будущем им не раз придётся решать непростые задачи.

— У ребят глаза горят, когда они первый раз оказываются на рабочем месте дежурного по железнодорожной станции. Сначала обучаются в стандартных условиях: светофор открывается, маршрут поезда готовится, всё идёт гладко, — рассказывает Ольга Ивановна. — Однако в жизни так бывает не всегда, поэтому преподаватель создаёт нештатные ситуации. Чтобы из них выходить, нужно применять теоретические знания. Это большая ответственность. Также наши выпускники должны уметь оформлять документы, журналы с записями, вызывать СЦБистов (специалисты в области железнодорожной автоматики), путейцев. Причём решения принимать нужно быстро.

Студентка проходит практику.
Студентка проходит практику.

Непредвиденные случаи в буднях железнодорожников далеко не редкость, и к ним нужно быть готовым. Случается так, что на станцию прибывает поезд, в составе которого есть вагон, гружённый лесом. При этом один из пакетов досок выходит за пределы габаритов. Это уже прямая угроза безопасности. Дальше такой вагон отправлять нельзя. Его сразу нужно поставить на обесточенный путь и устранить нарушения.

К слову, когда студенты проверяют свои силы на демэкзамене, они должны уметь справиться с волнением, применить не только теоретическизнания, но и проявить смекалку, логику. Всё проходит под камерой, а задания чётко ограничены по времени, при этом никто никому не может подсказывать.

Из поезда в кино

Ольга Рузанова работает преподавателем техникума уже не один десяток лет. В Красноярск она приехала по распределению в 1981 году, а первое знакомство с железной дорогой у неё произошло ещё в родном городе.

— Я жила в Самаре (раньше город назывался Куйбышев), недалеко от железной дороги. Мой отец работал машинистом локомотива на паровозе, водил грузовые составы, — рассказала Ольга Рузанова. — Впервые я села на поезд, когда училась в железнодорожном институте. Тогда раз в год студентам полагались бесплатные билеты. И мы с однокурсницами решили отправиться на каникулы. Просто посмотрели на карту, и первое место, где нам захотелось побывать, была Эстония, которая тогда была частью СССР. Мы втроём отправились в Таллин.

Поездка произвела на студентку неизгладимое впечатление. Во-первых, это был комфортабельный купейный вагон. Во-вторых, по приезде в Таллин подруги сразу попали в современное по тем временам просторное здание вокзала из стекла и бетона. Но и это не всё.

— В одном вагоне с нами ехала съёмочная бригада фильма о событиях Великой Отечественной войны, — рассказывает Ольга Ивановна. — Нам предложили поучаствовать в массовке, и мы согласились. Снимались в эпизоде, в котором нужно было воссоздать атмосферу сороковых годов. Например, ходить по улице под руку с молодым человеком, одетым в военную форму тех лет. Мне понравилось.

Всю жизнь учиться

По признанию нашей героини, воспитавшей не одно поколение железнодорожников, она испытывает настоящую радость, когда встречает своих бывших учеников.

— Почти каждую неделю мои бывшие студенты — нынешние сотрудники железной дороги — приходят меня проведать, — рассказала Ольга Рузанова. — Однажды еду в автобусе, а ко мне подходит моя выпускница, обнимает: «Здравствуйте!» Она занимает руководящую должность, а все начальники проходят аттестацию, периодически сдают экзамены. Так вот она говорит: «Я достала тетрадку с конспектом ваших лекций, в которой уже и листочки пожелтели, повторила и всё сдала. Представляете! Я так вас вспоминала!» А иногда подходят нынешние студенты и рассказывают, что их родители у меня учились.

Макет участка железной дороги.
Макет участка железной дороги.

Но самое большое удовольствие Ольга Ивановна испытывает, когда видит, что на занятии ей удаётся разжечь у студентов искренний интерес к своему предмету. И получить обратную связь.

— Начинаешь задавать вопросы на глубину знаний и понимаешь, что ты не зря поработал, получил отдачу, — делится наставник. — У меня был студент, который впоследствии стал первым заместителем начальника Красноярской железной дороги — Касаткин Владимир Алексеевич. Это очень большая должность. Не секрет, что на железнодорожном транспорте перевозятся грузы, начиная от иголки и заканчивая сложнейшим оборудованием. И всё время идут новые приказы, распоряжения, пишутся нормативные документы. Поэтому, чтобы добиться служебных высот, нужно непрерывно заниматься своим образованием. Нельзя останавливаться. Как говорится, нужно учиться всю жизнь.

Подробно

Красноярский техникум железнодорожного транспорта входит в состав Красноярского института железнодорожного транспорта — филиала ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения». Там получают образование (начальное, среднее, высшее и дополнительное профессиональное) сотрудники Красноярской железной дороги. Основной задачей является подготовка специалистов, отвечающих требованиям, предъявляемым к инженерам и техникам. За всю историю существования учебного заведения выпущено более тридцати тысяч техников и инженеров железнодорожного профиля.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА