Безопасность и правопорядок

Представляются сотрудниками соцзащиты и специалистами по подбору кадров. Красноярцам рассказали о новых схемах мошенничества

Это лучший способ уберечь свои средства.

Представляются сотрудниками соцзащиты и специалистами по подбору кадров. Красноярцам рассказали о новых схемах мошенничества
Бесплатный сыр — только в мышеловке.

Александр Черных

Рост экономической активности у нас в стране, к сожалению, сопровождается увеличением случаев мошенничества в сфере финансов. Причём преступность растёт не только количественно, но качественно. Злоумышленники используют всё новые и новые способы изъятия денег у добропорядочных граждан. О некоторых из них, появившихся в течение последних месяцев, мы и расскажем.

Рефинансирование

Мошенники заставляют заёмщиков рефинансировать кредиты, ранее полученные в других банках, в один, а затем перевести все эти деньги на якобы безопасный счёт. В итоге человек останется с огромными долгами и крайне смутными перспективами на возврат своих средств.

Обычно злоумышленники звонят клиенту и уговаривают его взять кредит. Когда жертва отказывается, сославшись на уже имеющиеся займы, ей предлагают подключиться к программе рефинансирования с более низкой ставкой и таким образом получить дополнительные средства.

Такую практику действительно используют многие крупные банки, как в России, так и за рубежом. Объединение кредитов на самом деле позволяет уменьшить финансовую нагрузку. Однако добросовестные кредитные организации в таких случаях не выдают заёмные средства на руки, а сами погашают займы, выданные другими банками. Также законопослушные финансисты никогда не предлагают перевести все полученные деньги на некий единый или безопасный счёт.

Звонок от «Госуслуг»

Клиенту поступает звонок с неизвестного номера. Злоумышленник представляется сотрудником портала «Госуслуги» и пытается убедить собеседника инвестировать деньги в «более доходное» направление.

Чтобы подкрепить своё «выгодное» предложение, мошенник предлагает жертве лично переговорить со специалистом Центробанка. Если вместе им удаётся «продавить» клиента, ему предлагают разместить средства на «исключительно безопасном» счёте и даже предоставить хороший кешбэк с будущих накоплений.

Далее человека просят пройти проверку персональных данных, сообщить коды из СМС, логины или пароли для входа в учётную запись банковского приложения. Получив таким образом доступ к счёту клиента, мошенники выводят деньги и исчезают.

Здесь важно помнить: сотрудники портала «Госуслуги» никогда не вступают в личный контакт с своими клиентами, а представители Банка России (официальное название ЦБ РФ) не ведут никаких дел с физическими лицами.

Обновить социальную карту

Снова звонок по телефону (чаще всего на городской номер) якобы от сотрудника органов социальной поддержки, который предлагает жертве обменять его социальную карту на новую. Чтобы провести эту операцию, мошенник просит жертву указать номер своего мобильного телефона для получения по СМС-кода о готовности карты, а затем продиктовать полученные данные. Таким образом, человек может незаметно для себя передать сведения для входа в банковское приложение и коды для подтверждения денежных переводов.

Обычно от таких звонков страдают люди старшего поколения. В таких случаях самый простой способ избежать беды — никому не передавать конфиденциальные данные по телефону. Если же вы твёрдо уверены, что разговариваете с сотрудником социальных служб, внимательно читайте тексты СМС — там всегда содержатся назначение и детали проводимой операции. При получении сообщения от банка перезвоните туда и проверьте полученную информацию в контакт-центре или офисе.

Техподдержка

Злоумышленники звонят клиенту (ещё вариант — списываются по мессенджеру), представляются специалистами по технической поддержке и предлагают установить на его смартфон «официальное» приложение банка для проверки устройства и поиска уязвимостей. Для убедительности используют логотип кредитного учреждения или просто подпись «Техподдержка».

Обычно жертве сообщают, что в её личном кабинете в банковском приложении замечены новые подключённые устройства или операции с признаками мошенничества. Далее человеку предлагают скачать якобы сертифицированное приложение банка и присылают ссылку на поддельный сайт с подробной инструкцией по его установке. Затем пользователю предлагают запустить новую программу, сообщить «оператору» её идентификационный номер (на самом деле это код доступа) и открыть свой мобильный банк. Таким образом, мошенники получают удалённый доступ к смартфону клиента, а также конфиденциальную информацию о нём и его онлайн-банке. Обычно этих данных достаточно для хищения средств со счетов.

«Денег брось на счёт»

Хорошо забытый способ мошенничества с использованием современных технологий. Злоумышленники взламывают аккаунт клиента в известном мессенджере «Телеграм», а затем просят знакомых и близких жертвы перевести средства на счёт в стороннем банке. При этом часто используют поддельный дизайн карт крупных кредитных организаций.

Реализуют эту схему в два этапа. Сначала в «Телеграм» приходит сообщение от знакомого, который просит вас проголосовать за своего родственника на конкурсе, приобрести товары по акции и т. п. При переходе по ссылке пользователя просят указать номер телефона и подтвердить выполненную операцию СМС-кодом. На самом деле человек в этот момент находится на фишинговом сайте и вводит пароль, который даёт доступ к его аккаунту в «Телеграме».

Затем со взломанного аккаунта мошенники рассылают сообщения знакомым и близким жертвы о некоем форс-мажоре и просьбой перевести деньги на номер карты (изображение прилагается). На самом деле это подделка, созданная с помощью специального бота. Номер карты реальный, но счёт находится в другом банке. Такая схема позволяет мошенникам получить время для того, чтобы спокойно вывести похищенные средства.

Работа нужна?

Мошенники направляют клиентам через известные мессенджеры предложения по обзору фильмов или шоу, оценке деятельности онлайн-кинотеатров и т. п. Плата за эту несложную работу колеблется в пределах от трёх до 12 тысяч рублей. В рассылке указан номер телефона «менеджера» для обратной связи.

Заинтересованным в подработке злоумышленники предлагают заполнить анкету с контактными данными якобы для оформления документов о трудоустройстве и направляют ссылку на фишинговый сайт. После регистрации клиента просят внести на указанный счёт определённую сумму, чтобы начать выполнять задания. От числа выполненных заданий зависит сумма на открытом «компанией» счёте. Сбор средств ведётся по принципу «финансовой пирамиды», и после её обрушения все «работники» теряются свои деньги.

Полезные советы

Поставьте в свой мобильный телефон определитель номера — там есть система оповещения не только о полезных звонках, сервисах и учреждениях, но и о мошенниках и спаме. Когда человек, позвонивший вам с неизвестного номера, предлагает провести какую-либо финансовую операцию, немедленно кладите трубку.

Если разговора избежать не удалась, перезвоните в банк и уточните полномочия сотрудника, который с вами беседовал. Не проводите никаких сомнительных операций в режиме онлайн, только в офисе кредитного учреждения.

Если вам говорят, что с вашего счёта проводят какие-либо несанкционированные операции, заблокируйте учётную запись своего банковского приложения. При необходимости её легко можно восстановить. Никогда не устанавливайте на свои персональные устройства неизвестные программы по просьбе третьих лиц.

Главный совет — не разговаривайте по телефону с неизвестными людьми.

Акцент

Президент России Владимир Путин подписал указ, обязывающий банки тщательнее отслеживать финансовые операции своих клиентов, предупреждать их о возможных рисках и возвращать переведённые мошенникам деньги за свой счёт. Этот закон вступает в силу 24 июля 2024 года.

Планируется за год сформировать общую базу данных о всех случаях и попытках перевода денежных средств в нашей стране без согласия клиентов. Сейчас там уже есть информация о десятках тысяч счетов, использованных мошенниками После вступления в силу закона банк обязан приостановить любой (даже через системы быстрых платежей) перевод средств на подобные счета. Возобновить эту операцию или выполнить её повторно можно только через два дня.

За этот срок банк должен сообщить клиенту что перевод средств остановлен, убедиться, что это не мошенничество, и при необходимости продолжить операцию. Если человек подтвердит перевод средств и деньги всё-таки попадут к злоумышленникам, то банк не понесёт ответственности за случившееся.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА