Общество

Руководитель региональной общественной организации Ольга Дрянных о медиации и зачем нужно объединяться

НКО сегодня имеют большой вес, потому что внедряют в нашу жизнь что-то новое.

Руководитель региональной общественной организации Ольга Дрянных о медиации и зачем нужно объединяться
Ольга Дрянных.

Дмитрий Шабалин

Ещё недавно о некоммерческих организациях (НКО) почти никто не знал. Но сегодня они имеют вес — потому что внедряют в нашу жизнь что-то новое и, можно сказать, дефицитное. Например, в Красноярске есть центр медиации «Территория согласия», где оказывают услуги по урегулированию конфликтов путём переговоров с участием посредника. Беседуем с её исполнительным директором Ольгой Дрянных.

С печатью — солиднее

— Ольга Валерьевна, ваш профиль по-научному называется «медиация». Многим ли вообще известно такое слово?

— Термин, действительно, в обиходе употребляется нечасто, и в России закон о медиации появился всего 13 лет назад. Хотя такое посредничество существует с древних времён, когда стороны для разрешения спора обращались к какому-то третьему лицу: старейшине, вождю племени, мудрецу. Так что сам принцип не нов.

— Если существует суд, зачем ещё одна дублирующая инстанция?

— Не все бывают удовлетворены судебными решениями, есть вещи, которые находятся за пределами юридической плоскости. Это, к примеру, обида, чувство несправедливости, которые в суде не всегда уместно озвучивать. Медиация — такой процесс, когда стороны являются не только активными участниками обсуждения, но и сами формируют темы. Допустим, во время бракоразводного процесса бывшие супруги ведут речь о сумме алиментов и сразу же можно обсудить вопрос о дальнейшем общении ребёнка с бабушками и дедушками.

— То есть медиация находится на стыке юриспруденции и психологии?

— Совершенно верно. Без знания законодательства медиатор не сможет грамотно оформить документы. А без знания психологии не получится работать с человеческими эмоциями.Медиация, кстати, применима не только в сфере семейных отношений, но и в сфере бизнеса, защиты трудовых прав и многих других. Решение, принятое в ходе медиации, стороны обязаны исполнять. Если его заверить нотариально, оно будет иметь силу исполнительного листа.

— Вы сами по образованию юрист?

— Я педагог-психолог и медиатор. Это дополнительная компетенция, но у меня она стала основной. Идею подсказал супруг, мы с ним смотрели телепередачу о медиации, и он вдруг сказал: «Думаю, и у тебя такое могло бы получиться…» Я прошла обучение, познакомилась на занятиях с земляками-единомышленниками. Мы объединились и после окончания курса создали организацию. Это было в 2014 году.

С самого начала мы продвигали не лично себя, а бренд: логотип, другие символы и образы. Важно быть узнаваемыми. Если есть фирменный документ, заверенный печатью, для клиента это имеет существенное значение.

Ещё на этапе создания организации нам стало понятно, что нужно наладить деятельность, приносящую стабильный доход, и уже параллельно с этим разрабатывать проекты, которые может поддержать государство. Грант ведь не всегда выиграешь. Внесли в устав пункт «оказание прочих видов деятельности, приносящих доход» — на это и опирались. Начали оказывать платные услуги по медиации, в 2017 году получили лицензию на образовательную деятельность. Разработали курсы и тренинги по ведению переговоров, так называемым гибким навыкам, помогающим строить карьеру — для детей, родителей, педагогов, работников социальной сферы. В дополнительном образовании, к слову, всегда есть потребность.

Вообще, деньги НКО может зарабатывать разными путями: продавать свои услуги или продукцию — проводить тренинги или варежки вязать, и так далее. Пусть недорого, но это всё равно какой-то ресурс, который можно направить на развитие и поддержание жизнеспособности организации.

Победить буллинг

— В итоге вы всё-таки получили гранты от властей. За что?

— В 2021 году мы вошли в число победителей региональной программы поддержки социальных инициатив «Партнёрство» — с проектом, направленным на работу с замещающими семьями, принявшими на воспитание детей. Наши эксперты обучили всех специалистов опеки Красноярска медиативным техникам, в частности — способам разрешения конфликтов между опекунами и подростками, рекомендовали применять эти методы в работе. В результате некоторые приёмные родители, которые уже написали заявления с просьбой забрать у них ребят из-под опеки, после медиации передумали и оставили их в семьях.

Ещё у нас был проект по работе с супругами, находящимися на стадии развода, эффект тоже порадовал. Сейчас мы работаем по проекту для разрешения с помощью медиации школьных групповых конфликтов — таких, как травля, запугивание, агрессивное преследование. Очень злободневная тема. Помощь в подготовке заявок на гранты нам оказал Красноярский городской центр поддержки общественных и предпринимательских инициатив. Там работают настоящие профессионалы!

— Какими качествами нужно обладать медиатору?

— Относиться к людям с уважением, верить в силу слова. Парадокс, но людям часто трудно договариваться друг с другом. Мы говорим не те слова, которые понятны собеседнику, как бы странно это ни звучало. Есть интересная схема: то, что мы хотим сказать, отличается от того, что мы говорим. Сказанное отличается от того, что слышит другой человек. А то, что он слышит, отличается от того, что он понимает. В этой цепочке первоначальный смысл порой искажается до неузнаваемости, медиатор как раз и помогает его прояснить.

Предприниматель должен быть голодным

— Как вы планируете дальше развиваться?

— Пока еще слабо используется медиация в бизнесе, в трудовых спорах. Меж тем в коллективах много неоднозначных вопросов, с которыми не пойдёшь в суд. Конфликты между предпринимателями порой не разрешаются годами. Так что прорабатываем идеи в этом направлении.

Что касается общей стратегии, она у нас направлена на формирование команд из специалистов разных организаций для наших проектов. Например, из других НКО, педагогов, юристов, специалистов социальной сферы. Мы в последние два года постоянно смешиваем разные команды и видим, что это невероятное взаимовыгодное сотрудничество. Приходят на ум слова персонажа мультфильма «Трое из Простоквашино» кота Матроскина: «Теперь мы вдвое больше сена для нашей коровки запасём!»

— Какие преимущества у сотрудника НКО по сравнению с теми, кто работает в государственной организации или на предприятии?

— Высокая мотивация и готовность быть полезным конкретным людям. В проекте всегда есть конкретная задача, сроки. Чёткое понимание, что если работать, двигаться, то результаты будут. Выбор за человеком. Есть такая фраза: «Художник должен быть голодным». Существует и перефразированный вариант: «Предприниматель должен быть голодным». В том числе социальный предприниматель.

В тему

Вдохновляющим примером для красноярцев служит Уральский центр медиации, который ведёт свою деятельность в Екатеринбурге. Там на территории судов организованы комнаты примирения, где медиаторы ведут приём граждан. И многие конфликты удаётся урегулировать без вмешательства служителей Фемиды.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА