Новости

Как научить ребенка дружить

Как научить ребенка дружить

Моя знакомая, которую сегодня трудно заподозрить в нелюбви к общению с другими людьми, не раз вспоминала историю из своего детства: когда ее привели в первый класс, она забралась под парту и почти весь год на переменах просидела под ней.

— Это была своеобразная форма протеста, — объясняла Маргарита. — Я никогда не ходила в детский сад, и, по всей видимости, такое огромное количество людей, которые вдруг оказались рядом со мной, ввергли меня в шок. Мне не нравились дети, с которыми, как утверждали взрослые, мне нужно было дружить. Интересы были у нас разные, мне было не о чем с ними разговаривать. А так как уже к первому классу я умела читать и писать, то и учебный процесс не просто наводил на меня скуку, но и бесил. Я искренне не понимала, что здесь делаю, зачем трачу время на эту глупую школу, если могу интересно и с пользой провести это время дома, читая новую книгу. Но со временем все вошло в свое русло. Я до сих пор общаюсь с одноклассниками.

Ситуация, когда ребенок с трудом входит в коллектив, сегодня довольно распространенная, считают психологи.

— В моей практике встречались случаи, когда маленький человек никак не мог адаптироваться в коллективе, — поясняет психолог центра социальной помощи семьи и детям Октябрьского района Юлия Смирнова. — Как правило, дети с такими проблемами живут в своем мирке, вступая с окружающими в зримый или скрытый конфликт. Очень часто они не понимают, что конфликты — следствие их собственного неправильного поведения. Они не хотят соблюдать принятые в данном коллективе нормы, отвечать за свои поступки и уважать чужие права.

Специалисты отмечают, что причиной асоциального поведения ребенка могут быть медицинские факторы, но чаще оно является следствием педагогических промахов со стороны взрослых.

— В центре много работаем с детьми, асоциальное поведение которых обусловлено чаще всего ошибками в воспитании или отсутствием оного, — говорит социальный педагог муниципального центра социальной помощи семье и детям “Первомайский” Вениамин Веревкин. — В первую очередь это касается ребятишек из неблагополучных семей. Лучше всего трудных детей учить общаться с коллективом не в школе, где действуют жесткие правила и нормы, а в неформальной обстановке. Так, например, в центре “Первомайский” свободный формат общения: ребенок может уйти раньше с занятий, говорить на интересующие его темы… Постепенно такие дети, почувствовав внимание и уважение к себе, которых они лишены в семье, начинают раскрываться, менять свое поведение, перестают бояться и сторониться коллектива.

— Подобное антиобщественное поведение, проявляющее себя в раннем детском возрасте, поддается коррекции, — поддерживает мнение своего коллеги Юлия Смирнова. Дело в том, что “иные” дети, так же как и все остальные, хотят быть хорошими, хотят, чтобы их все любили. Они готовы работать над этим. Их надо просто учить взаимодействовать с другими людьми — непрерывно и неустанно. Иногда на это уходят годы. Важно вовремя выявить проблему и обратиться к специалисту-психологу.

Чтобы у ребенка не возникало проблем с общением в коллективе, нужно начинать учить общаться как можно раньше, с самого рождения. До года для ребенка самый главный человек в общении — это мама. Именно она закладывает основы того, как малыш будет дальше общаться с другими людьми. Если он чувствовал себя в безопасности, у него формируется представление о мире, как о хорошем, добром, а собственный образ складывается позитивным. При таком раскладе маленький человечек с удовольствием идет в жизнь, он открыт людям и легко общается.

Одна из главных задач родителей — помочь детям в развитии социальных навыков, считают специалисты. Взрослым необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми. Помогите ребенку стать чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду. Но учтите, что этому можно научить лишь собственным примером.

— Нельзя постоянно ругать детей, — советует Вениамин Веревкин, — наоборот больше хвалите. Родители должны помочь сыну или дочке вырабатывать положительную самооценку. Верьте в своих детей. Цените их. Тогда они не будут бояться раскрываться не только дома, но и в коллективе.

Конечно, важным рубежом в детской жизни является школа. Именно там вчерашний дошколенок по-настоящему сталкивается с большим коллективом, четкими социальными нормами и правилами. Поэтому для ребенка очень важно подготовиться к школе не столько интеллектуально, сколько социально. А социализировать ребенка можно только в коллективе. Какая бы у вас ни была хорошая няня или бабушка, она не сможет создать условия, где ребенок сможет учиться разрешать конфликты с другими детьми, уступать или настаивать на своем, защищать себя. К тому же ребенок, который не посещает никаких детских коллективов, не владеет так называемой детской субкультурой: знание модных героев мультсериалов, присказок и поговорок, детских приколов. Ребенок оказывается в изоляции, и когда он придет в коллектив, ему трудно будет найти общий язык с другими детьми. Одно из важнейших условий для развития навыков межличностного общения — обширная и многообразная практика.

— Если в семье не принято ходить в гости и устраивать у себя дома праздники, если взрослые поездкам и путешествиям с друзьями предпочитают сидение дома у телевизора, если у мамы нет подруг, с которыми приятно иногда поболтать за чашкой кофе, а для папы все окружающие разделяются лишь на людей, полезных или бесполезных для бизнеса, то, скорей всего, подобную модель поведения унаследует и их ребенок, — говорит Юлия Смирнова. — Дети учатся, глядя на нас. И если мы сами — люди веселые и общительные, если у нас есть настоящие друзья, с которыми мы периодически встречаемся, если сын или дочь видит наше неподдельное участие в жизни друзей, наше желание прийти друг другу на помощь, то это будет лучшими уроками, которые мы сможем преподнести нашим детям.

Адреса центров, в которых можно получить консультацию психолога

Центр социальной помощи семье и детям “Качинский”
ул. Заводская, 6, тел. 221-11-77

Центр социальной помощи семье и детям “Первомайский”
ул. Вавилова, 35, тел. 265-91-91

Кризисный центр для женщин “Доверие”
ул. Борисевича, 8, тел. 245-39-91

Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района
ул. Киренского, 60, тел. 244-08-33;

Комплексный центр социального обслуживания населения Свердловского района
ул. Свердловская, 13а, тел. 233-36-36

Центр социальной помощи семье и детям “Эдельвейс”
ул. Воронова, 18д, тел. 220-74-50

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА