Стадион

«Чувствую, что этот сезон станет для нас переломным». Связующая ЖВК «Енисей» Кристина Бесман о дружном коллективе, насыщенной карьере и мечтах об Италии

«Енисей» занимает пятое место в Суперлиге, после восьми матчей у красноярок поровну побед и поражений и 13 очков в активе.

«Чувствую, что этот сезон станет для нас переломным». Связующая ЖВК «Енисей» Кристина Бесман о дружном коллективе, насыщенной карьере и мечтах об Италии
Кристина Бесман.

Дмитрий Шабалин

Переход Кристины Бесман в «Енисей» в это межсезонье лично для меня стал сенсацией. Всегда считал связующую сборной Азербайджана одной из лучших в Суперлиге на своей позиции. Казалось бы, после дерзкой «Тулицы» самое время покорять один из топ-клубов, но Кристина сделала неожиданный поворот в карьере. Бесман не считает трансфер в «Енисей» шагом назад и надеется, что уже в этом сезоне красноярская команда может значительно улучшить результаты последних лет.

Без претензий друг к другу

— К матчу со «Спартой», бывшей командой Слободана Радивоевича и Юлии Синицкой, готовились как-то по-особенному?

— Нет, в обычном режиме. Не думаю, что нужно заострять внимание на том, кто и где играл или тренировал раньше, на всех соперников настрой должен быть максимальный. А мотивации именно со «Спартой», может быть, придавало то, что хотелось прервать уже неудачную серию и одержать победу.

— Эта серия включила в себя три подряд поражения от «Ленинградки», в том числе два проигрыша в Кубке России. Вы так героически вышли в 1/4 финала, столько сил потратили с Краснодаром, выиграли в золотом сете, и всё зря.

— Не хочу, чтобы звучало как оправдание, но у нас накопились внутренние проблемы, связанные с травмами, из-за этого было ещё тяжелее с «Ленинградкой», чем предполагалось. А с соперниками такого уровня потеря важных игроков очень влияет.

— Как вообще играется в таких поединках, когда соперник, как кажется со стороны, на голову сильнее? По ходу матча возникает чувство, что сопротивление бесполезно?

— Как раз наоборот. С «Ленинградкой» мы всё равно верили в себя. Лично у меня было чувство, что можем лучше. Не хватает совсем немного. Именно этого чуть-чуть и не хватило в ключевых ситуациях.

— В футболе, баскетболе, хоккее есть такое правило, что, если партнёр не принял передачу, виноват пасующий, а в волейболе?

— Ситуации разные бывают. Где-то моя вина, отдала низко или не в темп. Бывает и по-другому, когда атакующий ошибается. Выбирает неправильное направление удара или бьёт в аут.

— По ходу партии вы высказываете претензии друг к другу?

— Нет, все разговоры только после игры. Наоборот, подбадриваем всегда. Не должно быть никаких претензий на площадке. Если подобное начинается, ты уже проиграл.

— В «Енисее» в этом году парад капитанов. Вы, Синицкая, Татьяна Маркевич из «Минчанки», но у нас в Красноярске пока играет Мария Фролова, никакого другого капитана и быть не может. Все вы — лидеры по натуре, иные капитанами не становятся. Получается, у «Енисея» переизбыток лидеров, как уживаетесь все вместе?

— Наш капитан и лидер — Мария Фролова. За площадкой её слово главное, и в самой игре она демонстрирует все нужные качества, матч со «Спартой» тому яркий пример. Никаких трений и конфликтов у нас нет, всё как-то гармонично складывается. Для меня капитанство вообще не принципиально. Связка в волейболе априори должна, на мой взгляд, обладать лидерскими качествами, мы же дирижируем игрой, и от нас многое зависит, и здесь уже неважно, есть у тебя капитанская повязка или нет.

Конкуренция порой раздражает

— К 27 годам вы сменили десять команд, почему такое непостоянство?

— На самом деле я же не каждый год клубы меняю. Часто проводила два сезона в одной команде. Так получается.

— Странно, что основной игрок сборной Азербайджана начал карьеру в России в Высшей лиге «А».

— Было предложение, которое меня устроило. К тому же до приглашения в «Липецк» я играла в Финляндии, а там уровень примерно сопоставим с Высшей лигой «А».

— А в Финляндию-то как занесло?

— Тогда тяжёлая ситуация была в чемпионате Азербайджана, клубы закрывались, урезались зарплаты, вообще было непонятно, что из всего этого выйдет. А у меня, кроме Финляндии, на тот момент и не было то по сути вариантов. Всегда лучше играть, чем сидеть дома и ждать неизвестно чего. Поэтому с чистым сердцем поехала сначала в «Виести», а потом в «Липецк».

— Дальше тоже не совсем понятно. Два сезона в «Тулице», пусть она и не входит в число топов Суперлиги, но располагается прямо за ними, и переход в «Енисей», который последние сезоны не попадает в плей-офф. Да даже вопрос погоды, представляете, что такое минус 35?

— Вполне. В Финляндии тоже бывали похожие в морозы, ими меня точно не испугаешь. А что касается «Енисея», увидела здесь перспективу и для себя, и для достижения командных результатов. Знала, что приходит новый тренер, что много молодых и талантливых девочек, плюс один из козырей «Енисея» — атмосфера в коллективе, об этом говорят все, кто здесь поиграл. Это тоже сыграло свою роль.

— Просто я искреннее считаю, что вы одна из лучших связующих Суперлиги, поэтому куда логичнее, на мой взгляд, было бы из «Тулицы» пойти на повышение, в одну из команд лидеров чемпионата.

— Тут ещё такой момент. Не будем забывать про лимит на легионеров. И во всех топ-командах уже есть свои хорошие связующие с российским паспортом. Вполне логично, что на лимитное легионерское место они приглашают диагональных и доигровщиц высокого уровня.

— О лимите на легионеров я совсем и забыл. Вообще считаю, что любые подобные лимиты — абсолютное зло, но здесь именно он сыграл, получается, на руку «Енисею».

— В любом случае, не считаю переезд в Красноярск шагом назад в карьере. Наоборот. У нас молодая и талантливая команда. Думаю, что некоторые девочки даже ещё не понимают, насколько они хорошо могут играть, и я постараюсь со своей стороны им помочь. К тому же я верю и чувствую, что этот сезон может стать для «Енисея» переломным. Ведь Красноярск не всегда не выходил в плей-офф, он становился бронзовым призёром. И почему бы нам не закрепиться в первой шестёрке в этом сезоне. Это как минимум.

— Ещё такой момент. Думаю, что всем понятно, если Бесман здорова, она точно в старте. Не расслабит ли это?

— Совсем нет. Это мотивирует, добавляет ответственности. Я уже много где поиграла, и неважно, рассматривает ли меня тренер как основную связку, или мы конкурируем за эту позицию. В любом случае стараюсь своей работой доказывать право выходить в стартовом составе.

— Как лучше, когда понимаешь, что ты основная, или когда два равноценных пасующих, которые сменяют друг друга?

— Конкуренция, конечно, нужна, но, если нет постоянного места в основе, меня это даже раздражает. Делаю всё, что могу, и даже больше, чтобы эту конкуренцию выиграть, но терпеть не могу оставаться в запасе. И давно такого не было на самом деле, исключая часть прошлого сезона в «Тулице», когда играли попеременно. Но я не опускала рук, не обижалась и в итоге всё-таки вернулась в стартовый состав на постоянной основе.

Иди и твори

— Радивоевич даёт чёткие установки на передачу в определённую зону в той или иной ситуации, или он говорит: «Иди и твори»?

— Второе. Он мне изначально сказал, что не любит, когда игроки не проявляют инициативу, это же не компьютерная игра, где тренер управляет всем только так, как он хочет. Плюс Слободан сразу обозначил, что игроки не должны молчать. Если я, допустим, в какой-то ситуации не смогу определиться, на кого пасовать, то должна ему сказать об этом, и он возьмёт ответственность на себя. Подобное возможно, я думаю, во время перерывов, когда какой-то напряжённый момент в матче. Хотя пока я ни разу не спрашивала, справляюсь сама. Если раз не получилось, второй, пытаюсь найти решения, но наш главный тренер чётко держит руку на пульсе игры, сразу берёт тайм-аут, когда видит, что нам надо остыть, успокоиться.

— Он и сам гранитно спокоен в этих тайм-аутах. Честно говоря, раньше не видел настолько невозмутимых тренеров. Поразило, как в одном из матчей он сказал что-то типа: «Если хотите выиграть, идите и выигрывайте». Вы вышли и победили.

— Радивоевич чётко понимает, когда надо внести какие-то коррективы, а когда просто добавить нам уверенности и успокоить, сказав что-то элементарное и максимально понятное.

— На тренировках он тоже невозмутим?

— Не всегда, порой может повысить голос, но по делу. Да и в играх у него эмоции проскакивают, особенно когда мы делаем не то, о чём он просил. Но только не в общении с нами. Тайм-аут же короткий сам по себе. Некогда тратить время на эмоциональные вещи. Наверное, в моей карьере Радивоевич самый спокойный тренер.

— Вам лично как лучше, когда тренер такой, как Слободан, или более эмоциональный?

— Мне по большому счёту всё равно. Главное, чтобы тренировал хорошо и имел взаимопонимание с командой.

— Николай Васильевич Карполь великий тренер, но вы бы могли с ним работать?

— Сейчас в 27 лет, наверное, уже нет. Хотя Карполь не на всех же кричит, он тонкий психолог, знает, на кого прикрикнуть, а кого трогать не нужно.

— Ну уж к связующим у него всегда находятся вопросы.

— Если бы была моложе, думаю, что манера Карполя нисколько бы меня не волновала. Главное, что он мне бы дал как игроку. В начале моей карьеры в сборной тренировал Фаик Гараев, очень похожий по манере поведения на Николая Васильевича, и ничего, нормально, работали.

— Вы поработали в сборной с Джованни Капрарой, который с Россией выигрывал чемпионат мира, каким он запомнился?

— Очень требовательный и эмоциональный. Знал, чего хочет добиться от нас на площадке, и, если не выполняли, мог злиться. Выходил из себя. Но как только звучал свисток об окончании тренировки, всё менялось, и он вновь становился человеком, к которому можно обратиться с любым вопросом.

— Со сборной были золотые медали Евролиги и победа на Исламиаде-2017, в клубной карьере золото чемпионата Финляндии. Какой из этих титулов наиболее важен и любим?

— Я бы не сказала, что это какие-то вехи в карьере. Когда Азербайджан выиграл Евролигу, я только начинала в сборной и играла не так много, поэтому вклад в победу внесла незначительный. Хотя, конечно, было приятно занять первое место. В чемпионате Финляндии не такой уж высокий уровень, чтобы как-то выделять победу там. Пожалуй, наиболее значимым успехом в карьере назову выход с Азербайджаном на чемпионат мира 2018 года. Тогда играла важную роль в команде и участвовала во всех отборочных матчах.

Женский волейбол необъясним

— Вы плачете после поражений?

— Редко.

— Когда в последний раз?

— Да вот недавно совсем, когда «Заречью» в гостях проиграли.

— Вроде бы рядовой матч регулярки, почему такие эмоции?

— Накопилось, наверное. До этого неудачные матчи с «Ленинградкой», а здесь совершенно обидное поражение получилось.

— Ещё и неожиданное, мне думалось, вы должны уверенно выигрывать. Первый сет тому пример. Расслабились?

— Нет. У них вышла связующая и начала так хорошо подавать, что это переломило весь характер встречи. Такие матчи случаются.

— Как вообще можно объяснить эти качели в женском волейболе? Тот же матч со «Спартой». Полное преимущество в первом сете — и вдруг 21:21 в концовке.

— Никак не объяснить. Это просто женский волейбол. Может произойти всё, что угодно, и обстановка на площадке измениться до неузнаваемости.

— Какие эмоции приятнее: когда выигрываешь спокойно и уверенно в трёх партиях или когда камбэчишь с 0:2 и забираешь матч на тай-брейке?

— Эмоции абсолютно разные. Одно дело, когда всё получается, твоя команда контролирует ход матча и уверенно побеждает. Другое дело, когда летишь 0:2 и даже просвета не видно, как это изменить. И вдруг всё переворачивается, и вот уже тай-брейк и 3:2.

— А когда в подобных матчах становится понятно, что наступил перелом?

— На самом деле бывает, что и в концовке второго проигранного сета. Уже начинаешь замечать какие-то вещи, чувствуешь, что появляются шансы. Если несколько розыгрышей назад всё валилось из рук, и вдруг приходит уверенность.

— Поддержка болельщиков помогает в таких матчах?

— Она всегда помогает. Я слышу, когда нас поддерживают. На самом деле всегда приятно играть в заполненном зале, даже если он против тебя болеет. Когда после ковида играли при пустых трибунах, это было ужасно. Не могла до конца себя настроить на то, что это уже официальный матч, как будто продолжение очередной тренировки.

Музыка, кофе и прогулки

— Три вещи, которые вдохновляют, кроме волейбола?

— На самом деле я фанатик волейбола, и он занимает практически всё время и мысли. Но если три вещи… Музыка, кофе и прогулки. Музыка в первую очередь, волейбола так много в моей жизни, надо уметь хотя бы иногда переключиться, отдохнуть. На диджейском пульте миксую треки, помогает отвлечься, расслабиться, отправляю их близким послушать.

— Через какое время после матча игра отпускает?

— Обычно требуется одна ночь. Но смотря какая игра, если такое горькое поражение, как от «Заречья», то требуется больше времени.

— Что же это «Заречье» покоя не даёт. Рядовой матч чемпионата, ничего критичного же там не потеряли, весь турнир впереди.

— Неважных матчей не бывает. Не хотелось бы больше так оступаться. Подобная потеря очков может сказаться потом. Единственный плюс от этого поражения, что оно случилось сейчас. Есть время сделать выводы и всё исправить.

— Из одного из предыдущих интервью узнал, что место волейбола вполне мог занять футбол, если бы не родители.

— Очень нравилось играть в футбол. Даже с первых волейбольных тренировок сбегала, чтобы с мальчишками мяч попинать. Но вскоре я, что называется, распробовала волейбол и уже ни о чём другом не думала. Как-то сразу поняла, что хочу стать профессиональным игроком, связать с этим видом спорта свою жизнь. Родители были против футбола, а за волейбол сразу за. У нас бесконтактный вид спорта, хотя травм всё равно хватает: и серьёзных, и обидных.

— Вас много раз спрашивали о смене гражданства, не буду повторяться об этом, но хотелось бы узнать, что для вас значат Беларусь и Азербайджан.

— Беларусь — мой дом и моя родина, я там родилась и выросла. А Азербайджан дал мне шанс выйти на новый более высокий уровень. С гордостью представляю сборную этой страны, которую очень люблю.

— Минск или Баку?

— Ой, они совершенно разные, сложно представить столь непохожих друг на друга города. Минск очень чистый, приятный, спокойный. Там у меня родители. Но и Баку стал родным. Он другой, постоянно в движении. Роднит эти два города ещё одно. Они безумно красивые.

— Лучшая страна для отдыха?

— Италия. Обожаю пасту, нравится, как звучит язык, вся эта атмосфера, уличные кафе, в которые так приятно заходить во время прогулок. Сыграть в итальянском чемпионате — моя мечта.

— Она была близка к осуществлению?

— К сожалению, пока нет. Здесь тоже сложность в том, что я связующая — легионер. А в Италии также предпочитают отдавать лимитные места нападающим.

В сете от чуда

— С вашей карьерной миграцией, наверное, непросто заводить подруг?

— Почему же, с кем-то общаемся, переписываемся до сих пор. С Настей Лопато дружим с самого детства.

— Вы недавно её огорчили, переиграв «Минчанку» в Красноярске.

— Неизбежно кто-то из подруг становится соперником. Это игра, и все прекрасно понимают, что её результат не имеет никакого влияния на человеческие отношения. После матча, независимо от того, выиграли или проиграли, могу пообщаться с той же Настей. Обсудить вещи, совершенно не касающиеся волейбола. Но вообще эмоции интересные, когда видишь своего друга по другую сторону сетки. Однако проходит два-три розыгрыша, и об этом уже не думаешь.

— Если бы можно было перенестись назад, что бы посоветовали себе в 18 лет.

— Наверное, только одно. Больше тренироваться и уделять внимание физическим упражнениям, работе в зале и так далее. А что касается всего остального, ничего не хотела бы менять.

— Даже тот исторический матч с Бразилией на отборе на Олимпиаду, когда вам нужно было выиграть всего один сет для того, чтобы удивить волейбольный мир?

— Тот матч до сих пор в памяти. Бразильянки нас, похоже, совсем недооценили. Мы вели по сетам, играли здорово, оставалось забрать одну партию, но соперник не позволил. В итоге уступили на тай-брейке. Примечательно, что в раздевалке вообще не было слёз, мы наоборот были на каком-то сумасшедшем кураже, ведь едва чудо не сотворили. Но по Бразилии, когда она включилась на полную, было видно, что это высочайший уровень. Конечно, если бы победили — это вообще был бы космос. Но и поражение, точнее весь матч, независимо от итога, дал весь спектр эмоций, в том числе и ради них мы играем в волейбол.

Досье

Кристина Бесман, волейболистка, связующая

Дата и место рождения: 13 февраля 1996 года, Минск.

Карьера: волейболом начала заниматься в Белоруссии, привлекалась в юниорскую и молодёжную сборные этой страны. В 2013 году переехала в Азербайджан и вскоре сменила спортивное гражданство.

Выступала за РГУОР (Минск, Белоруссия), «Телеком», «Телеком-Рабита», «Азерйол», АВФ, «Азеррейл» (все — Баку, Азербайджан), «Виести» (Сало, Финляндия), «Липецк», «Тулицу».

Летом 2023 года пополнила состав «Енисея».

Достижения: победитель Евролиги-2016, чемпионка Финляндии, участница чемпионатов мира и Европы со сборной Азербайджана.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА