Новости

Брюс - всемогущий?

Брюс - всемогущий?

С радостью сообщаем вам, что пришло время нашей любимой рубрики, в которой редакционный коллектив “СТАДИОНА” традиционно получает интересный вопрос от читателя и, по аналогии с футболом, в одно касание возвращает эту передачу обратно — но уже с ответом. Короче, играем в “стеночку”.

На этот раз электронная почта принесла нам весточку от красноярского школьника Евгения Комлева. Ему 15 лет, и он спрашивает: “Я с детства являюсь поклонником таланта Брюса Ли — и как-то прочитал его высказывание, где он заявлял, будто мог бы побить любого человека на свете. Как вы думаете, это правда? И какой он вообще оставил след в реальном, а не кинематографическом мире боевых искусств?”

Итак, постараемся разобраться в этом сами и с помощью экспертов. Тем более что личность эта, действительно, уникальная и малоизученная. В жизни Брюса Ли много белых пятен. После причины смерти, наверное, самой интригующей загадкой является уровень его бойцовской квалификации. Поклонники китайского мастера говорят, что он был непобедим, их оппозиция просит предъявить доказательства этому (коих, откровенно говоря, не так уж и много). А некоторые особо рьяные ополченцы и вовсе сомневаются в какой-либо значимости Брюса Ли для мира боевых искусств.

Учителя и навыки

Имеются сведения, что Маленький дракон (одно из прозвищ Брюса Ли) в детстве был обычным тощим и хилым парнишкой. Единственное, чем он отличался от большинства сверстников — это своей неуемной, бушующей энергией. Брюс постоянно бегал взад-вперед, прыгал, болтал без умолку, подкалывал всех, а чаще всего пропадал на улицах, где то и дело ввязывался в различные потасовки. Члены семьи называли его Мо Си Тун, что означает “никогда не сидящий на месте”. Когда же Брюс хоть на мгновение затихал, родственники думали, что он заболел. Если же Ли кто-то не нравился, то объект раздражения об этом незамедлительно оповещался. Брюс был бойцом по духу и готов был драться даже с теми, кто оказывался на порядок крупнее. Но после нескольких весьма ощутимых поражений он сказал маме, что хочет изучать кунг-фу.

Брюс начал заниматься у Ип Мена — патриарха стиля Вин Чунь. Ли делал большие успехи на тренировках, иной раз мог упражняться по пять часов в день. Ип Мен требовал от ученика спокойствия и расслабления во время боя. Но у Брюса не получалось, он стремился любым возможным способом достать соперника и выиграть. Его такая ситуация чрезвычайно раздражала и однажды, сидя у моря и будучи разозленным на самого себя, будущий герой кино со всей силы ударил кулаком по собственному отражению. И тут Брюса осенило, о чем он позже написал: “Вода — самая мягкая субстанция в мире, может заполнить собой сосуд любой формы. И в то же время она способна пройти сквозь самую твердую субстанцию в мире. Так вот оно что! Я должен стать таким, как вода. Вдруг надо мной пролетела птица, и тень ее упала на воду. И снова мистический скрытый смысл стал понятен мне. Разве не так же, как отражение птицы на воде, должны проноситься в моем сознании эмоции и помыслы моего противника?” Это открытие сыграло важную роль в становлении философии боя Ли, заключавшейся в гармонии разума человека с принципами самой жизни, то есть в сохранении абсолютной текучести мысли, свободы от интеллектуальных размышлений, возбуждений, аффектов.

Многие подопечные Ип Мена из зависти, зная о предках-немцах Брюса, стали оказывать на него давление, чтобы мастер перестал обучать нечистокровного китайца. Но мудрый учитель с большой симпатией относился к Ли и очень ценил его рвение — поэтому и не стал слушать недоброжелателей. Тогда те объявили, что найдут нового наставника, если Маленький дракон продолжит заниматься с ними. Брюс предпочел сам уйти в группу старшего ученика Ип Мена, одного из величайших представителей стиля Вин Чунь Вонг Шун Ленга.

Увидев неоспоримую эффективность умений нового наставника, Брюс стал одержим жаждой получать еще и индивидуальные уроки. Но после безуспешных попыток договориться полюбовно с Вонгом Ли нашел другой способ. Он подкарауливал других учеников где-нибудь на подступах к залу и встречал их сообщением о болезни или командировке наставника, затем же терпеливо сопровождал глазами, пока автобус с ними исчезнет из виду. А когда Брюс, наконец, был уверен, что все уехали, возвращался к Вонгу, чтобы воспользоваться возможностью позаниматься с ним с глазу на глаз.

На одном из соревновательных поединков Ли вдруг отказался выходить против своего мастеровитого соперника, но учитель убедил его продолжить. Потом Ип Мен, узнав об этом, сказал Вонгу: “В его будущем это испытание боевого мастерства может иметь решающее значение. И если когда-то Брюс Ли прославится, то благодарность справедливо должна быть обращена тебе”.

Та победа стала первым камнем, заложенным в фундамент последующих успехов Маленького дракона. Именно Вонга Ли впоследствии называл своим учителем и не терял с ним связи до конца своих дней.

Методика тренировок

Брюс никогда не прекращал тренировок, даже во время сильной занятости в съемках фильмов. Дом Маленького дракона был заполнен всяческими приспособлениями, которые по проектам Ли делал его друг. Например, у него был тиковый манекен, привезенный из Гонконга. В соответствии со своими методами Брюс его доработал. Руки манекена помогали Брюсу отрабатывать технику “пак сао” (“руки-ловушки”) и “чи сао” (“прилипающие руки”). У этого устройства имелась к тому же выдвинутая нога, с помощью которой Брюс учился автоматически ставить свою ногу таким образом, чтобы она ограничивала движения нижних конечностей оппонента, не давая ему нанести удары. Но все же лучшим упражнением Брюс называл бег. Ежедневно он посвящал этому занятию от 15 до 45 минут. Огромное внимание Ли уделял развитию мышц брюшного пресса и особенно предплечий, которые, как считал Брюс, помогают увеличивать силу удара. И вообще Ли много занимался с “железом”, хотя это не очень приветствуется в Винь Чуне. Вероятно, поэтому он так популярен и в среде бодибилдеров. Брюс тщательно следил за диетой, употреблял различные протеиновые коктейли, состав, которых сам и придумывал. А основой всего для Ли являлось правильное дыхание, которое, как учил Ип Мен, должно происходить за счет использования диафрагмы. Именно в этом случае легкие опустошаются и наполняются наиболее полно.

Самым эффективным способом тренировки Ли считал спарринг. Каждый из соперников обязательно должен был облачиться в защитную экипировку. Брюс бился с партнерами разного роста и веса, отличавшихся по технике ведения поединка. Он спарринговал даже с откровенно нескладными парнями, потому что их неуклюжесть — это “своего рода рваный ритм”.

Маленький дракон был поглощен тренировками настолько, что и во время чтения передвигал одной рукой специальный стул, а другой — переворачивал страницы книги. Знаменитый актер Джеймс Коберн рассказывал, что когда он летел самолетом с Ли, то тот по очереди ударял по переднему креслу кулаком. Когда Коберну это стало действовать на нервы, и он сделал замечание, Брюс извинился: “Прости, друг, я должен держать себя в форме”. Даже на различных светских мероприятиях Брюс постоянно либо увлеченно рассказывал о кунг-фу, либо показывал разные трюки на быстроту, либо же демонстрировал удары с помощью тренировочной “лапы”, которую он с собой таскал…

Разумеется, упорство Ли дало в итоге потрясающие результаты. Известно, что время удара рукой Брюса из свободного положения составляло пять сотых секунды, а 32-килограммовую гирю на вытянутой вперед руке он мог удерживать 20 секунд. Такая всесторонняя подготовка была серьезным подспорьем в бою.

— По уровню своих возможностей Брюс Ли был близок к гранд-мастерам, — говорит руководитель школы Винь Чун в Красноярске Александр Криволуцкий. — Есть предположение, что он умер после поединка с одним из таких бойцов, в ходе которого соперник воздействовал на определенную точку, что привело к кровоизлиянию в мозг. Этот прием еще называют “ударом отсроченной смерти”. Но таких мастеров в мире единицы. Конечно, эта версия смерти маловероятная. Скорее всего, Брюс Ли сжег себя вследствие сильной загруженности, в частности постоянными тренировками. Но еще раз скажу, что техника боя у него была практически совершенная.

Философия боя

Однажды в Америке известный мастер кунг-фу Вонг Джок Мэн бросил вызов Брюсу Ли. Маленькому дракону потребовалось около трех минут, чтобы буквально смять противника. Но, тем не менее, Брюс после боя выглядел разочарованным. Ему не понравилось, что поединок длился так долго. До этого боя Ли верил в возможность совершенствования и импровизации в рамках стиля Винь Чун. Но здесь понял, что хотя выиграл легко, его действия не отличались живостью и эффективностью. Слишком большой упор делается в Винь Чуне на технику рук, при этом практически отсутствуют удары ногами — а значит, стиль несовершенен.

У Брюса была огромная нетерпимость к классическому отношению к кунг-фу, который он хотел изменить. Ли насмехался над мастерами, которые спорили друг с другом, отстаивая свои догмы. Ему очень не нравились идеи так называемой твердой и мягкой школ (Инь и Янь), которые Маленький дракон называл вздором. В итоге он окрестил собственные методы Джит Кун До или “путь опережающего кулака”. Брюс не хотел применять слово “стиль”, ведь оно подразумевает избранные и зафиксированные схемы поведения. Но в настоящем бою нет преград, и каждое последующее мгновение поединка может принести что-то новое, неожиданное, потому что противник — живой человек. Другими словами, боец в этом случае видит соперника только через призму условностей своего стиля. А это чревато. Поэтому в дальнейшем методы Брюса не имели никаких правил и ограничений, в них не было указаний на технику, которую надо применять в том или ином случае. Основой его методов являлось самовыражение личности.

Брюс обращал свое остроумие даже против самых почитаемых символов искусств — системы “поясов”, как ступеней достижений. Когда спросили, какого цвета пояс имеется у Брюса, последовал ответ: “У меня вообще его нет. Пояс — только свидетельство. Без практического умения он ничего не значит. Полагаю, что пояс полезен для поддержания штанов, но и только!”

— Весь мир боевых искусств своим существованием обязан Брюсу Ли, обязан по гроб жизни, — утверждает президент федерации ушу Сибири Михаил Натуральный. — В Китае ушу было под запретом. После культурной революции мастеров вообще не осталось в Поднебесной: кого-то убили, кто-то убежал или перестал практиковать. Но популярность Брюса Ли, который пропагандировал кунг-фу на экранах, привела к всплеску интереса к Китаю и местным боевым искусствам. И правительство, собрав старых мастеров, решило реанимировать ушу, но с тем чтобы оно больше отвечало запросам современности. Начал отстраиваться монастырь Шаолинь. Когда я там стажировался, то видел повсюду на стенах у монахов портреты Брюса Ли.

За два месяца до смерти к Маленькому дракону в гости приехал его друг Вонг Шун Ленг. Гость сразу же заметил, что с момента их последней встречи у Ли поблекли глаза, и посоветовал ему отдохнуть. Ему стало тревожно за старого товарища. Но Брюс был увлечен другим: он продемонстрировал Вонгу свой великолепный пресс, различные удары ногами, потом они провели поединок, который закончился ничьей. Брюс хотел победить Вонга и пригласил еще раз на бой. Но тот отказался. Ли всегда хотел быть лучшим и часто повторял, что готов убить каждого напавшего в любое время. Возможно, эта целеустремленность и погубила легендарного китайца, который, прожив всего 33 года, внес неоценимый вклад в развитие боевых искусств — дело, ставшее главным во всей его жизни.

“Каждый должен создавать свое будущее, — делился великий мастер. — Даже если однажды я умру, не выполнив всех планов, я не буду сожалеть, так как искренне старался”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА