Проспект культуры

В Красноярске на новой сцене Пушка+ прошли премьерные показы спектакля «История невероятной дружбы»

В театре Пушкина представили новый спектакль для детей.

В Красноярске на новой сцене Пушка+ прошли премьерные показы спектакля «История невероятной дружбы»
Фото: Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина

В репертуаре театра появился спектакль для малышей от 3 лет. «Историю невероятной дружбы» показывают на новой сцене Пушка+. Ранее эта постановка входила в репертуар Театра на крыше.

Интересно, что создателем детской сказки-игры (3+) выступил режиссер и актер Красноярского театра кукол Борис Смелянец.

– Ты берешь детскую книжку, читаешь, и понимаешь, что хочешь рассказать эту историю друзьям, наибольшему количеству человек. Есть сюжеты, где уже ничего и придумывать не надо – все готово, бери и ставь, – поделился режиссер-постановщик.

Всего задействовано два актера театра Пушкина – Виталий Козырев и Юрий Суслин, которые играют друзей-клоунов. В постановке активно используются элементы кукольного театра – планшетные Марк и Марта, а также мартышка, бегемот и жираф, летящий косяк гусей на длинных шестах, тростевой сверчок.

Всю историю буквально выносит на сцену клоун Виталя – из огромного чехла для контрабаса появляются и декорации, и главные герои, даже печка-буржуйка. Главные герои истории – домашний кот Марк и дикая утка Марта, которые, несмотря на различия, научились крепкой и верной дружбы. За сорок пять минут спектакля они переживают самые разные приключения, разлуку, болезнь, Новый год и долгожданную встречу.

Борис Смелянец рассказал, почему в этой постановке было решено использовать театральных кукол:

– Сперва маленький зритель видит наших героев, которые напоминают ему свои игрушки. Но когда этот неодушевленный персонаж, оживающий в руках артиста, начинает видеть, дружить, проявлять чувства – то через этот «предмет», да простят меня театральные куклы, ребенок более мягко погружается в историю и проще понимает все, что происходит на сцене. Дети ведь тоже волшебники – они оживляют свои машинки, зайчиков и плюшевых медвежат во время собственных игр, – отметил режиссер.

Актер театра Пушкина Виталий Козырев заметил у детей интересную тенденцию – если в начале представления они относятся к персонажам сказки, как к куклам, то уже к середине начинают воспринимать их живыми существами.

– Они вместе с нами верят в эту сказку. Однажды мы играли этот спектакль на улице, на День защиты детей. Отыграли, я поклонился, собираю декорации, вдруг толпа детей приходят обратно с охапкой красных ленточек. Они захотели сделать подарок куклам. Это дорогого стоит, когда в малышах появляется ответное чувство, – добавил актер.

Главным участником спектакля становятся зрители:

– Взрослые и дети станут горами, лесом, морем и ветром, – поделился режиссер спектакля. – Ребята будут наряжать елку и загадывать желания, когда начнет падать звезда. Если малыш становится «соучастником», то он уже погружен в процесс. Однако хочу отметить – важно, чтобы спектакль смотрели и родители, чтобы потом можно было обсудить. Не в плане, «что тебе понравилось?», «а кто лучше – кот или утка?», а «что ты понял, почувствовал? Тебе было жалко героев? Было грустно или весело?». Не разговоры «для галочки», а своеобразные уроки милосердия, где ребенок учится думать и чувствовать, сопереживать. Сейчас дети очень скудно выражают свои переживания – у них есть гаджеты, через которые они общаются с миром. Обсуждение того, что он сопереживает, чувствует – это наша общая задача с актерами и родителями.

Борис Смелянец поделился своими впечатлениями от работы с драматическими актерами:

– Мне очень понравилось работать с Виталием Козыревым. Он, конечно, пока еще не совсем актер-кукольник, как он сам говорит, но он подвижен, готов и знает, как работать с детьми. Это главное, – рассказал Борис Смелянец. – Виталия я постоянно гоняю, потому что в нашем ремесле главное – постоянный тренинг, чем больше ты взаимодействуешь, тем больше куклы оживают в твоих руках. Он брал их домой. Жена, Анастасия Медведева, наверное, уже устала, ведь он разговаривал с ней тоже через куклу. Виталий их обжил.

Сам актер считает такой опыт очень любопытным:

– Это мой дебют в роли кукольника, – отметил Виталий Козырев. – Такого в моей карьере еще не было. Мелкий реквизит в спектаклях присутствует всегда, но работать с куклами оказалось очень сложно. В ходе репетиций я понял, что это кропотливое ремесло. Снимаю шляпу перед артистами нашего театра кукол! Они проводили для меня мастер-классы и то, как они взаимодействуют в работе с куклами – это настоящая магия. Очень много переключений. Это похоже на игру на барабанах, когда руки должны работать в разном темпоритме. Когда с двумя куклами работаешь, надо, чтобы одна двигалась в одном ритме, а вторая наблюдала и замедлялась. А у меня обе — либо быстро, либо обе очень медленно. Ещё куклы общаются между собой, меняют голоса. Я долго мучился, но с невероятным любопытством и интересом.

Виталий добавил, что аудитория спектакля, от 3 до 7 лет – самый благодарный зритель, потому что в них еще присутствует детская наивность, и искренняя вера в чудеса.

– Малыши много разговаривают, общаются между собой и с родителями – им важно понимать, что происходит на сцене, как взаимодействовать, что-то подсказать актерам, – вспомнил актер. – Как-то раз у меня была история, где мы достаем малиновое варенье, чтобы лечить кота Марка. А оно, естественно, театральное, не настоящее, иначе бы мы все перепачкались. Достаю, нюхаю, вздыхаю от удовольствия: «Мали-и-иновое!», а дети тут же: «Нет, неправда! Дай, дай понюхать!». Я его скорее съел, подаю ребенку: «На, держи!» – «Но тут ничего нет и совсем не пахнет!» – «Так я все снюхал!».

Актер заметил, что постановка всегда проходит в легкой импровизации.

– Спектакль интерактивный, мы постоянно взаимодействуем с маленькими зрителями. Есть моменты, где они могут поиграть, даже выйти на сцену. Происходит настоящий обмен энергией, – отметил Виталий Козырев. – Это самая добрая история в моем репертуаре. Сказка напитана теплом и дружбой, сюжет очень простой, события понятны даже самым маленьким. При этом хочу отметить, что и я играю этот сюжет со своим лучшим другом в жизни – актером театра Пушкина Юрием Суслиным. Надеюсь, что наши крепкие отношения передаются и зрителям в зале.

Играть привычную постановку на новой сцене оказалось очень волнительным как для актеров, так и для режиссера:

– Я сам играющий актер и знаю, что все актеры всегда волнуются перед выходом на сцену, особенно в премьерные показы, – делится Борис Смелянец. – У нас новый зал, свет. Мы обновили какие-то детали, декорации, ввели второго актера, Юру, как персонажа. Конечно, волнительно, что получится в итоге. Но всегда говорю: «идите работайте, переживать за вас буду я».

Сами зрители уже с восторгом приняли постановку в новом пространстве:

– Это удивительный спектакль и театральный опыт, – делится зрительница Анастасия, которая пришла с маленькой дочерью. – Мы любим Бориса Смелянца в спектаклях театра кукол в качестве актера и постановщика, но увидеть его работу на другой площадке и в другом жанре было очень интересно! Опять же хочется отметить, как органично в таком амплуа смотрятся драматические актеры.

Атмосферу спектаклю добавляет необычная рассадка – взрослых и детей рассаживают на мягкие кресло-мешки, а актеры взаимодействуют со зрителем на расстоянии вытянутой руки. Кроме того, до начала действа детей развлекали два зайчика-аниматора, а после спектакля каждому маленькому зрителю вручили сладкий подарок – зефир на палочке.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА