Проспект культуры

Девочка-фантом будет проводить экскурсии по дореволюционному Красноярску

Собрание Красноярского краевого краеведческого музея насчитывает более 480 000 единиц хранения.

Девочка-фантом будет проводить экскурсии по дореволюционному Красноярску
Юная красноярская фотомодель.

Таинственная красноярка со старинных фотографий станет гидом на тематических экскурсиях по городу. Девочку-фантома на снимках столетней давности случайно обнаружили сотрудники Красноярского краевого краеведческого музея. Они провели большое расследование и узнали детали её биографии.

Не было зацепок

В краеведческом музее хранится огромное количество уникальных предметов. По примерным подсчётам, артефактов, собранных за более чем вековую историю, не менее полумиллиона. Многие уже подробно изучены и выставлены на всеобщее обозрение. Но ещё больше раритетов находится в закрытых фондах. И бывает так, что исследование припрятанных на долгие десятилетия экспонатов приводит к любопытным открытиям. Так, например, произошло с негативами и фотоснимками дореволюционного Красноярска.

В 2015 году, оцифровывая стеклянные пластинки и напечатанные карточки с видами города, музейщики обнаружили таинственную фигурку девочки-подростка. Никакой информации о датах съёмок и авторе на этих артефактах не было. Но на карточках возраст девочки не менялся, значит, они были сделаны в короткий промежуток времени. Очевидным было только то, что снимки относятся к началу ХХ века и что главной целью фотографа были архитектурные объекты, а вовсе не люди. Как барышня попала на кадры, кто она такая и кто проводил съёмки? Несколько лет музейщики искали ответ на эти вопросы, но даже маленькой зацепки не находили.

— Автор, к сожалению, не оставил развёрнутой подписи, — рассказал Илья Куклинский, заместитель директора Красноярского краеведческого музея. — Лишь на одном снимке мы нашли инициалы: «Ф.Е.А.». Но фотографа с именем, начинающимся с этих букв, в Красноярске начала ХХ века не было.

Следствие вышло из тупика

Один из стеклянных негативов Евгения Архипова.
Один из стеклянных негативов Евгения Архипова.

Музейное расследование так бы и оставалось в тупике, если бы не новая находка в хранилищах. В прошлом году в фондах краеведческого был обнаружен целый альбом Красноярской управы с видами города. В числе фотографий были и те, на которые попала девочка-фантом (так незнакомку окрестили ещё в 2015 году из-за её загадочности). И — о чудо — на обложке была подпись человека, который её составил, — Е. Т. Архиппов (на альбоме фамилия указана именно с двумя «п»). Недолгие поиски в памятных книжках Енисейской губернии дали нам расшифровку имени – Евгений Трофимович Архиппов (Архипов), делопроизводитель Красноярской городской управы в 1900-1910-е годы. Логично сделать вывод, что инициалы Ф.Е.А. на карточках с девочкой-фантомом расшифровываются как «Фотограф Евгений Архипов». Кроме того, стало понятно, что снимки относятся к периоду с 1908 по 1911 год. Тут дело пошло пободрее — фамилия «Архипов» стала ключевым словом в поисках хоть какой-то информации о героине фотографий.

— Мы обратились к архивам, периодическим изданиям тех лет и нашли небольшую, но примечательную заметочку, в которой говорилось, что Красноярская управа заказала фотографу-любителю господину Архипову снимки городских построек для издания альбома, — поделился Илья Владимирович. — По архивным документам удалось установить и некоторые детали его биографии. Господин Архипов с 1903 года работал делопроизводителем в городской управе, а семья его к концу 10-х годов ХХ века состояла из дочери Гали Архиповой (во всех ее документах имя пишется именно как Гали, а не Галина) и сестры Клеопатры Трофимовны. К 1908 году Евгений Трофимович был уже не очень молод. Дату его рождения мы не нашли, предположительно это 1852 год. Когда появилась на свет Гали, тоже достоверно неизвестно, но в 1908 году ей было примерно 12 лет. Так что наша таинственная незнакомка со старинных карточек — Гали Архипова.

Судьба незнакомки

Так более 100 лет назад выглядели железнодорожные мастерские.
Так более 100 лет назад выглядели железнодорожные мастерские.

О судьбе героев загадочной музейной истории также смогли найти некоторую информацию. Гали получила образование в Красноярском женском епархиальном училище. С 1914 по 1917 год училась на Киевских высших женских курсах (как девушка попала в Киев, история пока умалчивает). А когда началась Революция, вернулась в Красноярск. Музейщики нашли данные, что здесь она временно работала преподавателем в высшем начальном училище, но хотела продолжить образование и в 1918 году даже написала прошение о зачислении в Томский университет. Известно также, что семейство не было богатым, поэтому Гали хотела получить субсидию у Красноярской городской управы, где много лет трудился её отец.

— Эту информацию мы обнаружили в Государственном архиве Красноярского края и Государственном архиве Томской области, — объясняет Илья Куклинский. — А вот о Евгении Трофимовиче удалось узнать только то, что в 1919 году он всё ещё работал в управе. Скорее всего, он умер и похоронен в Красноярске. Но есть и альтернативная версия — в Гражданскую войну фотограф и его дочь уехали из Красноярска и вообще из страны. Подтверждения ни первому, ни второму предположению пока нет. Однако мы не теряем надежды найти больше данных о судьбе героев, а также узнать достоверные сведения о том, где и когда они родились.

Загадка негативов

Кстати, с самими артефактами — карточками, негативами и альбомом — тоже не всё ещё кристально ясно. Сборник фотографий попал в музей в 1920 году, когда Красноярская городская управа прекратила своё существование. Изначально там было около 130 снимков. Со временем часть из них была утрачена, некоторые изъяли сотрудники музея и оформили их как отдельные экспонаты. Илья Куклинский и его коллеги, которые занимаются исследованием этой темы, считают, что в альбоме не все фотографии принадлежат Евгению Архипову. Сейчас они намерены установить авторство каждого кадра. Четыре негатива, на которых присутствует девочка-фантом, в фондах оказались чуть позже — в 1930-х. Тогда в музей пришёл работать известный красноярский фотограф Людвиг Вонаго. Вероятно, он и передал свои профессиональные архивы, среди которых были снимки других мастеров.

— Сообщество фотографов той поры не было многочисленным, — говорит замдиректора музея. — Все друг друга знали, общались, дружили. Возможно, у Вонаго хранились фотографии других авторов, в том числе и Архипова. Но кто передал Вонаго негативы Архипова, всё ещё окончательно не установлено. Есть предположение, что это сделал Николай Григоровский. В дореволюционном Красноярске он владел книжным магазином, выпускал и продавал открытки с видами города, а негативы, видимо, заказывал у местных фотографов, а может быть, и сам занимался съёмками.

Чем больше знаний, тем больше тайн

На вопрос, зачем городской управе понадобился альбом, найден точный ответ. По словам Ильи Куклинского, в начале ХХ века Красноярск чрезвычайно активно застраивался капитальными и не лишёнными архитектурной оригинальности зданиями. Город рос, хорошел, и властям хотелось запечатлеть это для истории. В объектив Евгения Архипова попали церкви, больницы, школы, гимназии и приюты, а также железнодорожные объекты. Многие из этих зданий сохранились до наших дней, до сих пор остаются украшением города и даже признаны памятниками истории и культуры народов Российской Федерации.

— Интересно сравнивать, как тот или иной дом выглядел сто лет назад, — поделился Илья Куклинский. — Но для нас важно ещё и то, что некоторых зданий, которые есть на фотографиях, в реальности уже не существует. И часть из этих построек пока так же загадочны, как девочка-фантом, тайна которой раскрылась в 2022 году. Мы даже не можем их атрибутировать. Понятно лишь, что они находились в центре и, вероятно, управа арендовала их для каких-то своих целей, например, для размещения войск или учебных заведений. Получается, что чем больше мы погружаемся в данную тему, тем больше новых загадок появляется.

Путешествие в историю

Женская гимназия, ныне здание педуниверситета на Мира, 83.
Женская гимназия, ныне здание педуниверситета на Мира, 83.

Таинственную историю с юной незнакомкой музейщики, к которым присоединились ещё и краеведы, решили использовать на благо просвещения. Краеведческий музей совместно с Союзом краеведов Енисейской Сибири запустил проект под названием «Путешествие по городу Красноярску с девочкой-фантомом». Средства на него выделил Президентский фонд культурных инициатив. Это передвижная выставка, которая на протяжении 10 месяцев будет кочевать из одного исторического здания в другое. По каждой постройке изготовлен отдельный стенд, на котором можно подробно рассмотреть архитектурный объект в первоначальном виде, узнать его историю. Над проектом работает большая команда. Так, лекции будут проводить Александр Дементьев, Илья Куклинский, Денис Хоменко, Наталья Можайцева, Виктория Синегуб. Татьяна Родин-Сова выступит в роли экскурсовода. А над визуальным воплощением и дизайном экспозиции потрудился Александр Ульверт.

— Мы хотим, чтобы любой желающий смог пройти маршрутом отца и дочери по старому Красноярску, изучить судьбу города и людей, — рассказал Илья Владимирович. — В каждом из зданий, где разместится выставка, будут организованы образовательные и просветительные мероприятия. Экскурсии и лекции проведут члены Союза краеведов Енисейской Сибири, а сопровождать посетителей в этом историческом путешествии будет наша главная героиня — девочка-фантом. Завершится наша выставка осенью 2024 года.

Подробно

Презентация проекта «Путешествие по городу Красноярску с девочкой-фантомом» состоялась 28 ноября в Красноярском драматическом театре имени Пушкина, который первым принял выставку. Посетить её могут зрители, которые придут на спектакли.

Далее стенды переедут в здания железнодорожного вокзала, педагогического университета (Мира, 83), художественной школы (Ленина, 79), Музея геологии Средней Сибири (Мира, 37), Сибирского федерального университета (Ленина, 70), хореографического колледжа (Мира, 98а), педколледжа (Урицкого, 106), епархиального управления (Горького, 27) и Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты (Кирова, 26).

Также в ближайшее время проект выйдет в интернет. Сейчас организаторы передвижной выставки готовят тематический сайт и аудиогид.

В тему

Евгений Архипов был хоть и любителем, но фотокамера у него была не хуже, чем у профессионалов. Точно определить модель аппарата сложно, но музейщики предполагают, что прибор был массивным, потому что негативы, которые делал Евгений Трофимович, — увеличенного формата, 18 на 24 сантиметра. Передвигаться по городу, чтобы снимать такой камерой виды, было непросто. Для этой работы фотографы использовали экипажи, перед съёмками выгружали аппарат, устанавливали его на треногу-штатив, делали кадры, а затем снова складывали оборудование.

Фото предоставлены пресс-службой Красноярского краевого краеведческого музея

6+

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА