Безопасность и правопорядок

«Применяют различные психологические техники»: почему люди отдают деньги телефонным мошенникам

83 процента граждан России хотя бы раз сталкивались с попытками кибермошенничества.

«Применяют различные психологические техники»: почему люди отдают деньги телефонным мошенникам

Михаил Шуклин

В редакцию обратилась читательница Вера Анатольевна.

«Каждую неделю в новостях появляется информация о том, как в очередной раз люди поверили мошенникам и перевели им деньги. Причём речь идёт о миллионах рублей. Отдают не только сбережения, но и деньги, взятые в кредит, полученные от продажи квартиры. Искренне не могу понять, как такое происходит. Кажется, что о телефонных мошенниках знают все, полиция постоянно предупреждает, объявления везде висят. Но люди всё равно попадаются на уловки преступников. Может, аферисты каким-то гипнозом владеют, почему столько пострадавших?»

Вам звонят из Центробанка

С таким вопросом в редакцию обратилась читательница Вера Анатольевна. Женщине шестьдесят два года, она педагог, много общается в различных мессенджерах и часто отвечает на незнакомые номера. Как пояснила Вера Анатольевна, в силу специфики работы она должна быть постоянно на связи.

— Всякого рода аферисты звонят регулярно, — рассказывает наша читательница. — То якобы из службы поддержки «Госуслуг», то «майоры полиции» и «ФСБ». Были «сотрудники Сбербанка и Центробанка». Услышав это, без объяснений кладу трубку. Но вот моя приятельница недавно чуть не попалась на такую уловку от «специалиста Центробанка». Хорошо, что успела всё-таки у сына уточнить, он и остановил. Я спросила приятельницу, разве она не слышала про такие преступления? Она ответила, что слышала, но была напугана риском потерять сбережения. А сколько людей ещё и квартиры продают, кредиты берут, чтобы перевести мошенникам!

Действительно, о таких печальных случаях информация в новостных сводках появляется регулярно. Так, в ноябре очередной жертвой стал 26-летний красноярец. Работник золотодобывающей компании остался без жилья и сбережений. По данным краевой прокуратуры, аферисты позвонили мужчине с номера 900 — это был бот — голосовой помощник. Красноярцу сказали, что кто-то пытается сменить его номер в мобильном банке. Тогда потерпевший перезвонил, чтобы узнать подробности. Ему ответил якобы сотрудник Центрального банка. Он убедил свою жертву в том, что нужно перевести все накопления на «безопасный счёт». Красноярец поверил и выполнил указания. На следующий день злоумышленники убедили пострадавшего взять кредит на сумму 1,8 миллионов рублей. Мужчина перевёл полученные деньги по указу своего собеседника.Через неделю мошенники вновь позвонили красноярцу, представившись работниками «Росреестра». Своей жертве они рассказали, что от лица мужчины подписана доверенность, которая позволяет распоряжаться его имуществом. Чтобы сберечь жильё, необходимо совершить «фиктивную сделку» и продать квартиру. Таким образом, потерпевший лишился жилья за 3,7 миллиона рублей. В целом мужчина отдал мошенникам более пяти миллионов.

То, что все сделки — обман, он понял только спустя несколько дней.

По информации краевой прокуратуры, с начала этого года жертвами мошенников стали 11 184 жителя края. Только за одну из недель ноября аферисты обманули 300 человек, сумма ущерба составила 73 миллиона рублей. Всего за этот год жители края перевели мошенникам уже более 2,66 млрд рублей.

Почему им верят?

Почему же, несмотря на многочисленные предупреждения, люди продолжают попадать на уловки мошенников, причём достаточно распространённые?

— Мы не можем укорять граждан, пострадавших от злоумышленников, — говорит Елена Бондаренко, врио начальника следственного управления МУ МВД России «Красноярское». — Обстоятельства произошедшего, самочувствие человека в этот момент могут быть разными. Мошенники контактируют с достаточно большим количеством людей, думаю, звонили практически каждому. Многих преступлений удалось предотвратить благодаря бдительности красноярцев, не поверивших незнакомцам. Тем не менее люди впечатлительные, легковнушаемые могут довериться мошенникам, которые используют самые разные способы убеждения.

Например, аферисты манипулируют жертвами, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, прокуратуры, различных силовых ведомств. Иногда вымышленных. Некоторые люди теряются, когда с ними строгим голосом разговаривает лжеподполковник. Злоумышленники морально давят на собеседника званиями, чинами, перечислением статей УК, ответственностью, возможным наказанием за отказ содействовать. А ещё требуют никому не говорить о беседе, поскольку это секретная операция и человек проходит как тайный свидетель.

— Трудность в том, что далеко не все граждане знают о полномочиях полиции, — объясняет Елена Бондаренко. — Сотрудники правоохранительных органов не могут требовать оформления кредитов, перевода средств, открытия каких-то особых, безопасных счетов. Если гражданин проходит по делу в качестве свидетеля, то для дачи показаний его пригласят в отдел полиции.

Одна из распространённых уловок мошенников — фото- и «видеоподтверждения». Человеку в мессенджерах или по электронной почте отправляют копии документов, где могут быть указаны названия и данные реальных ведомств, также нередко присылают якобы снимки служебных удостоверений. Такой спектакль может включать даже видеозвонок, где собеседник-аферист сидит в форме на фоне государственной символики или изображает банковского сотрудника в офисной обстановке.

«Крючок», который сложно сегодня проигнорировать обычным гражданам, — слова мошенников: «Поступила информация, что с вашего счёта идут переводы преступникам в другое государство. Получается, вы являетесь пособником». Такое обвинение некоторых вводит в состояние паники, и человек начинает совершать необдуманные действия.

Всё чаще злоумышленники используют аккаунты реальных людей. В таких случаях человеку в мессенджере приходит сообщение с номера его настоящего руководителя, что-то вроде: «С вами сейчас свяжутся по очень важному вопросу, окажите помощь». Расчёт в этом случае на то, что человек не будет сомневаться в словах директора и игнорировать его поручения. Чтобы проверить информацию, нужно связаться с начальством через другой канал.

Поддержите близких

Жертвами мошенников становятся люди разного возраста, материального уровня и образования. Это подтверждает клинический психолог Инна Драчёва. Среди тех, кто доверился аферистам, немало врачей, педагогов, предпринимателей. Осознав, что они стали жертвами преступлений, люди сами не могут понять, как же это произошло.

— Мошенники действуют по двум основным принципам: сначала вызывают доверие, а затем пытаются эмоционально и экспрессивно убедить собеседника, — говорит Инна Драчёва. — Часто они применяют различные психологические техники, которые в обычной жизни эффективны при переговорах, в продажах, при общении с аудиторией. Всё это легко найти в интернете, специальной литературе. Но аферисты используют такие техники не по назначению. Почему телефонные мошенничества столь распространены? Дело в том, что при личном общении потенциальная жертва может отвлечься, переключиться, а воздействие через лишь звуковой канал позволяет максимально завладеть вниманием.

Часто пострадавшие говорят, что им позвонили в самый неподходящий момент: поздним вечером, ночью или ранним утром, в рабочей суматохе, в тот период, когда человек был растерян или угнетён. Уловкой может быть: «Мама, я попал в аварию, пострадал пассажир, меня посадят, нужно срочно триста тысяч, сейчас подъедет курьер».

— Если ваш родственник пострадал от мошенников, ни в коем случае не ругайте его, не оскорбляйте и не упрекайте. В противном случае человек закроется и вообще перестанет что-либо рассказывать близким, боясь выглядеть в их глазах бестолковым. Так риск, что он вновь станет жертвой, только возрастёт, — подчёркивает Инна Драчёва. — Учитывайте, что схемы, по которым действуют мошенники, не всегда агрессивны. Иногда злоумышленники, втираясь в доверие, могут быть приветливы, внимательны, на эту уловку попадаются одинокие люди.

Статистика

За 10 месяцев 2023 года на территории обслуживания МУ МВД России «Красноярское» зарегистрировано 7 428 преступления. Полицейские определили несколько самых распространённых предлогов, которыми пользуются злоумышленники:

  • блокировки банковской карты;

  • продажи товаров через «Авито», «Юлу»;

  • переход на сайт по ссылке;

  • родственник попал в беду;

  • предложение заработать на бирже;

  • взлом социальных сетей и обращение к знакомым пострадавшего.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА