Проспект культуры

В худмузее имени Сурикова работает фантастическая экспозиция

Разные темы раскрывают работы семейной пары красноярских художников Александра и Елены Красновых

В худмузее имени Сурикова работает фантастическая экспозиция
Часть триптиха «Гости не пришли».

Елена Лейман, Михаил Шуклин, Екатерина Крупина

Иные миры, поиск смысла жизни, предназначения и простые житейские радости — такие разные темы раскрывают работы семейной пары красноярских художников Александра и Елены Красновых на выставке «Однажды во Вселенной».

Как рассказали в художественном музее Сурикова, экспонаты позволяют посетителям погрузиться в мир фантазий и безграничного воображения.

Долой рамки

Выставочное пространство разделено на шесть отделов. Первый, «Тени прошлого», связан с архаикой, землянами, историей, второй, «Графическая вселенная», посвящён местам о неизведанном. Третий отдел — «Миссия художника», посетителей знакомят с творческим поиском авторов. Четвёртый и пятый — залы земных и неземных радостей. И заключительный, «Новые горизонты», погружает в фантастическую реальность Александра Краснова с помощью современных технологий.

«Дочки-сыночки»
«Дочки-сыночки»

По словам куратора выставки, старшего научного сотрудника музея Павла Ломанова, один из экспонатов, футуристическая лампа с подсветкой от Елены Красновой, — это материальное воплощение картины супруга.

— Красновы достаточно известные художники как в Красноярске, так и в России. В этом году Александру исполнилось 60 лет, но мы решили не посвящать выставку юбилею, а сделать упор на творческий союз супружеской пары, — рассказал куратор выставки. — Александр когда-то окончил ленинградское реставрационное училище по специальности реставратора старинного паркета, а после прошёл обучение в нашем художественном училище имени Сурикова, где и познакомился с Еленой. Позже она училась в Институте искусств и занималась в творческой мастерской академии художеств по классу скульптуры.

«Платье для примадонны»
«Платье для примадонны»

Интересно, что супружеская пара буквально поделила сферы творчества — Александр преимущественно живописец (хотя последние годы пробует себя в декоративно-прикладном искусстве), активно занимается компьютерной графикой, даже пишет музыку, а Елена делает упор на трёхмерные работы.

— Александра часто пытаются загнать в определённые рамки, называют сюрреалистом, потому что он воспроизводит совершенно нереалистические образы. Но сюрреализм — прежде всего провокация и копание в бессознательном, а здесь мы видим образы другого порядка — философские, иронические, — отметил Павел Ломанов.

Без юмора — никак

Известный триптих «Три художника» позволяет самому автору посмеяться над собой и коллегами — три героя, представляющие разные направления живописи, ходят друг другу в гости. Первая работа — «Сюрреалист и кубист в гостях у примитивиста», вторая — «Кубист и примитивист в гостях у сюрреалиста», а третья «Гости не пришли».

«Стол позитивного настроения»
«Стол позитивного настроения»

— Краснов взял за основу известную работу одной художницы-кубистки. Стол с чайниками, скучающий герой, а двое, по словам автора, заблудились в пространствах абстрактной живописи, — пояснил сотрудник музея.

Работы Александра отличаются добротой. Например, «Последующая жизнедеятельность яблочного огрызка». Художник фантазирует, что этот огрызок мог бы стать эквилибристом в цирке. К картине «Танец у костра» Александр оставляет свой комментарий: «Парочка существ несёт вахту на астероиде. Чтобы не замёрзнуть, им приходится пританцовывать у атомного костерка».

— Сейчас существует множество понятий — метафизический, фантастический, мистический реализм, которые часто используются в литературе. Краснов же использует понятие «ментальный реализм». Конечно, огромное влияние на творчество оказала фантастика, что чётко прослеживается в его работах, но при этом Александр считает, что он их не придумывает, а образы ему являются сами как послание из Вселенной, — добавил Павел Ломанов.

Куратор отметил, что художник совершенно не стесняется, когда зрители находят аллюзии из разных произведений, например, «Звёздных войн», романов Стругацких или Станислава Лема.

В отдельном зале представлены эскизы Александра Краснова.

— У него авторская методика — детально проработать образ в графике, а после перенести на холст. Он не является графиком, у него нет подобных самостоятельных произведений, но представленные здесь наброски — возможность заглянуть на творческую кухню художника, — поделился Павел Ломанов.

Союз семьи и искусства

У Красновых есть и совместные работы, где супруга делает скульптуру, а муж наносит роспись. Пример: чёрно-белый «Портрет неизвестного».

«Танец у костра»
«Танец у костра»

— Елена Анатольевна прежде всего художник-керамист разных направлений. Она создаёт объёмные скульптуры, посуду. В отличие от Александра, она не стремится в далёкие миры — более приземлённая, может быть, просто по-женски, — заметил куратор выставки. — В работе «Земляне» четыре одинаковые керамические головы расписаны орнаментами реальных древних земных культур — каждая сторона имеет свой орнамент. Смысл прост: мы все люди, представляющие разные культуры, но нас объединяет историческая судьба.

«Неолитические чайники» Елены появились случайно — художница посетила музей-заповедник «Томская писаница» и увидела палимпсест, где древние изображения наслаиваются друг на друга. Общими чертами набор рисунков был похож на чайник. Так Елена придумала предмет посуды для каменного века, взяв орнаменты также из разных культур.

Юмора в выставке очень много. У Краснова есть картина «Центаврийский лорд. Парадный портрет одного выдающегося политического деятеля с Альфа-Центавра». Елена решила сделать одну из своих необычных композиций специально для выставки.

— Когда монтировали экспозицию, то случайно эту керамическую работу поместили рядом с картиной, увидели, что они очень похожи. В итоге появилось название: «Метеорит из коллекции Центаврийского лорда», — рассказал сотрудник музея.

От улыбки станет всем светлей

Спецраздел «Зал земных радостей» целиком оформлен работами художницы — каждый предмет несёт особое послание. Посуда с росписью стала композицией «Стол позитивного настроения», где тарелки могут пожелать доброго утра или посоветовать начать день с улыбки.

«Последующая жизнедеятельностьяблочного огрызка»
«Последующая жизнедеятельностьяблочного огрызка»

На картине «Группа поддержки» Елена изобразила приспособления для приготовления варёного кофе — видимо, именно этот напиток помогает найти силы утром или во время творческого процесса.Высокая, около двух метров, скульптура «Любительница шопинга» — яркая: девушка жизнерадостного жёлтого цвета держит в руках охапку пакетов, а за спиной расположены маленькие крылышки.

— По словам самой Елены, «шопинг окрыляет, но ненадолго», — посмеялся Павел Ломанов.

На память

На выставке есть три фотозоны, где посетители могут сделать памятные снимки. «Платье Примадонны» — это керамическое белое платье высотой 150 сантиметров с рукавами-фонариками, состоящее из пяти отдельных деталей, скреплённых между собой. Зайдя за платье, можно его на себя «надеть».

Другая фотозона — «Город озарения», большой баннер расположили на одной из стен выставочного зала.

— У Краснова заказали работу по мотивам Иеронима Босха. Это должен был быть триптих, но заказчик отказался, а эскизы остались. Мы решили распечатать большое полотно, которое можно подолгу разглядывать или сделать на его фоне фото на память, — рассказал Павел Ломанов.

В самом дальнем зале расположена финальная фотозона, оформленная в космическом стиле.

Сказка в городе

Отдельно в зале лежит альбом, где Красновы разместили проекты по благоустройству Красноярска. Александр предлагает конкретные арт-объекты, которые могут стать украшением пространств города. Например, работу «Любитель фантастики» Александр хотел бы расположить в зелёной зоне площади Революции.

— Сначала это был рисунок, затем картина. После Александр поместил героя на одно из керамических блюд, а Елена сделала его в объёме. Есть идея сделать уличную декоративную скульптуру, которая нашла бы место возле краевой библиотеки, — рассказал сотрудник музея. — Существо фантастическое — будто на скучающем осле сидит с книжкой некий человечек, но оказывается, что это единое целое. Александр отметил: этот герой читает о двуногих, будто для него фантастика — это мы.

Шестой, заключительный зал экспозиции переносит посетителей на космический корабль — через проектор отображается 3D-анимация с музыкой Александра, а на каждую картину направлен персональный светильник, благодаря чему в темноте работы смотрятся значительно контрастнее.

— Также здесь расположены стулья, чтобы посетители могли сесть и погрузиться в фантастический мир художника, впитать в себя не только изображения, но и авторскую музыку Александра Краснова, — поделился куратор выставки.

Нюанс

Посетить выставку «Однажды во Вселенной» Александра и Елены Красновых можно до 24 декабря по адресу: проспект Мира, 12. Можно использовать «Пушкинскую карту». 6+

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА