Проспект культуры

«Театр дал мне всё». Заслуженный артист России Александр Косинский поделился секретами профессии

Уже 45 лет Александр Косинский сохраняет верность красноярскому театру.

«Театр дал мне всё». Заслуженный артист России Александр Косинский поделился секретами профессии
Фото: пресс-служба театра оперы и балета.

Александр Косинский — уникальный дирижёр. Он служит в красноярском Театре оперы и балета с момента его основания — с 1978 года. Как и театр, в 2023 году Александр Хрисанфович отметил 45-летие работы в театре. Репертуар маэстро включает как проверенные временем постановки, так и знаковые премьеры последних лет — оперы «Кавказский пленник» Цезаря Кюи, «Ермак» Александра Чайковского, «Монтекки и Капулетти» Винченцо Беллини и другие.

Вершина мастерства

— Александр Хрисанфович, 45 лет в одном театре — это пример того самого служения театру. Не возникало чувство «королевство маловато, разгуляться негде»?

— Сам боюсь таких чисел. Честно, я искал и другие места работы и самореализации. Но всегда, возвращаясь в родные стены, понимал, что «дома» лучше. С другой стороны, я никогда не ограничивался только театром оперы и балета — работал в институте, филармонии, руководил студенческим оркестром. Где ещё найдёшь столько возможностей? Всё сложилось благодаря театру. И в бытовом плане тяжело было что-то менять — практически в самом театре родилась дочь, квартиру дали… Врос основательно.

— Всегда интересно, как человек решается выбрать творческую профессию. Вы росли в музыкальной семье?

— Мы жили в Одессе. Родители просто любили музыку, хотя сами не были представителями творческих профессий. Нас с братом вовремя отдали в музыкальную школу. Видимо, влияние родителей дало такие плоды — отец хотел, чтобы мы стали музыкантами. В итоге я стал дирижёром, а брат, Георгий Косинский, до сих пор является профессором Одесской консерватории и имеет звание заслуженного артиста Молдовы.

— А почему именно дирижирование, а не просто музыкант в оркестре? Это интереснее?

— Это профессия — мечта многих музыкантов. Все выдающиеся музыканты по всему миру имеют свои оркестры — Плетнёв, Спиваков, Башмет, Коган… Практически под каждого создавались оркестры. И конечно, погрузиться в этот океан звуков, управлять им — действительно непередаваемое чувство.

— Помните свой самый первый выход на сцену?

— 26 мая 1975 года. Это были так называемые летние парковые концерты. Когда филармония завершала основной сезон, оркестры начинали играть в городских парках. Мой первый концерт состоялся на сцене летнего театра в одесском городском саду. Тогда я только окончил четвёртый курс консерватории. Мой преподаватель был главным дирижёром оркестра и доверил мне дирижировать серьёзной программой: симфония Моцарта «Юпитер», концерт для флейты с оркестром украинского композитора Симовича.

— А как в итоге оказались в Сибири? По распределению после учёбы?

— Тогда, 45 лет назад, в Красноярске открылся новый театр. Назначенный главным дирижёром Игорь Леонидович Шаврук — тоже родом из Одессы, и мы хорошо друг друга знали. До этого я был дирижёром оперной студии консерватории и студенческого оркестра и, конечно, хотел работать в театре. Поэтому, когда Шаврук предложил мне работу в Красноярском театре, я не раздумывая согласился. Первой театральной постановкой стал балет на музыку Шостаковича «Барышня и хулиган».

Сложности профессии

— Как дирижёр слышит каждого участника оркестра, особенно если кто-то из музыкантов ошибается? Для этого нужно иметь специальный навык?

— Честно говоря, слышать ошибки не самое трудное, со временем всё нарабатывается, тем более музыканты оркестра сейчас очень профессиональны. Важнее уметь работать с коллективом, грамотно ставить задачи и поддерживать необходимую творческую атмосферу.

— А были ли курьёзные ситуации в вашей творческой деятельности?

— «Курьёзные» — это когда вспоминаешь. А когда стоишь за пультом — это колоссальный стресс. Я дирижировал «Аидой», и один из солистов не вышел на сцену, вся драматургическая ситуация связана с его выходом, а его нет. Оказалось, исполнитель роли Амонасро распевался в классе и, видимо, решил, что успеет, и увлёкся. Пропустить сцену или останавливать спектакль нельзя, нужно было выкручиваться, тем более что опера исполнялась на русском языке. Пришлось что-то проиграть быстрее, солисты по ходу меняли текст… А Амонасро в итоге вышел позже.

— Какими качествами должен обладать дирижёр для успешной работы?

— Сама профессия предполагает хорошее знание музыки — балетной, оперной, симфонической. Нужно обладать широким «музыкальным и культурным багажом». Когда ты ставишь спектакль, руководишь оркестром, солистами, то обязательно должны быть собственные идеи, начиная от построения фраз, номеров и заканчивая общей концепцией. В работу нужно вкладывать личное отношение к произведению. Возьмём милую сердцу «Снегурочку». Эта опера не просто сказочка для детей. Она о любви в языческом понимании: земной, страстной, плотской (вспомните праздник Ивана Купалы). Снегурочка за несколько мгновений такой любви с благодарностью отдаёт свою жизнь, и всё Берендеево царство славит Ярилу-Солнце. В этом — вечное продолжение жизни. Отчасти из «Снегурочки» выросло эпохальное произведение ХХ века — «Весна священная» Стравинского, а Стравинский, кстати, был учеником Римского-Корсакова. Понимая всё это, мне становится ясным каждый образ, каждая сцена и каждая фраза солистов и оркестра. Не может быть исполнения «ни о чём».

— То есть работа дирижёра непосредственно влияет на исполнение? Недостаточно просто отработать ноты и чётко всё сыграть, как того хотел композитор?

— Да, конечно. Если композитор настаивает, что его мнение правильно, то спорить не нужно. Обычно есть какая-то часть, которая отдаётся дирижёру на его усмотрение — автору музыки чаще всего и самому интересно, что с произведением может сделать дирижёр, — исполнение, личное отношение.

— За 45 лет вы наверняка уже работали со всевозможными спектаклями. Есть любимые произведения?

— Те, которыми ты сейчас занимаешься. Если ты не полюбишь то, над чем работаешь, не найдёшь в нём что-то своё, то ничего хорошего не выйдет. Вся наша классика не может не заинтересовать. При всей любви к Чайковскому очень высоко также ценю Римского-Корсакова: мне кажется, что это совершенно особое явление в русской музыке — всё пронизано русской интонацией и тем самым «русским духом». Тот же Чайковский, который брал пушкинские сюжеты: «Евгения Онегина», «Пиковую даму», — русский композитор по своему мировосприятию, психотипу «русской души», но по интонационному языку больше европейский композитор, у него очень мало славянского. У Римского-Корсакова, кроме интонационного языка, простая былина поднимается до масштабов национальной идеи. Так, в опере «Садко» мечта молодого, деятельного, самолюбивого главного героя о выходе к морю — это, по сути, мысли об укреплении государственности. В опере есть и утверждение православия, и мысли о роли искусства, и чистейшая любовь Волховы, которая, полюбив Садко за его песни, превращается в реку, осуществив тем самым его мечту. При этом потрясающая по выразительности музыка и яркая театральность. Вроде бы по сюжету — простые сказочные бытовые вещи, но благодаря музыке это вырастает до небывалых широт.

Стало лучше

— Кто-нибудь из детей и внуков пошёл по вашим стопам?

— Дочь — концертмейстер оперы в нашем театре, а сын стал бас-гитаристом в Москве. Свободный художник, играет в разных группах. С одной стороны, здорово, что прожил жизнь не напрасно и вот так пророс в собственных детях, есть продолжение в них. Но профессия непростая.

— Супруга тоже из «ваших»?

— Да, Василиса Дмитриевна работала помощником режиссёра нашего театра, режиссёром, который проводит спектакли на сцене. Позже была заведующей оперной труппой, а сейчас воспитывает внуков.

— Театр сильно поменялся за 45 лет?

— В течение первых трёх лет с открытия интерес к нему был очень большой. Потом долгое время наблюдалось охлаждение со стороны зрителей, ведь мы работали как кинотеатры — чёткий регламент проката спектаклей и постановок от Министерства культуры РФ. Нельзя было пригласить солистов, музыкантов.Труппа комплектовалась согласно штатному расписанию, еженедельно показывали по семь спектаклей. По воскресеньям — два. Понедельник был выходным. В течение сезона обязательно пять премьер — две оперы, два балета и детская постановка. Темп бешеный. Времени для репетиций не хватало, некоторые спектакли годами не репетировались — снимать спектакль текущего репертуара перед премьерой для репетиции можно было только в самых исключительных случаях. Во время каникул давали по три спектакля ежедневно — два с утра для детей, один взрослый вечером. Так, однажды в течение месяца у меня был 31 спектакль.

— Как же вы справлялись с таким темпом…

— У меня даже был спектакль в 10 часов утра 1 января! Это балет на музыку Чулаки «Сказка о попе и работнике его Балде». Это был целевой спектакль, поэтому зрители были. Слава богу, обошлось без казусов. Тогда же только первый день января считался выходным, а потом все трудились в штатном режиме. Кроме работы в самом здании театра, были выездные спектакли. Так, например, два спектакля с оркестром в Зеленогорске, а вечером спектакль в театре, на основной сцене. При этом была нехватка кадров, оркестры небольшие, зарплаты маленькие…

— А как сейчас обстоят дела?

— Сравнивать нынешний театр с тем, который был 45 лет назад, невозможно. Сейчас у руководства театра гораздо больше свободы, больше возможностей в комплектовании труппы, в планировании репертуара, репетиционного процесса, в превращении каждого спектакля в событие. Это подтвердили и гастроли театра в Москве, на сцене Большого театра, это подтверждает и возросший интерес публики. Оркестр стал больше, музыканты намного заинтересованнее, есть конкуренция. Можно комплектовать коллектив исходя из желаний администрации театра — количество человек, состав и так далее. Больше событий, гастролей, приглашённые дирижёры и солисты. Это заинтересовывает публику, появляется больше ценителей, которые действительно разбираются в материале. Хотя и сейчас встречаются интересные случаи: идёт увертюра, свет погас, какая-то женщина разговаривает по телефону. Ей делают замечание, а она отвечает: «Так ведь пока идёт реклама!» Публика разная, но уже лучше воспитанная, понимающая и знающая, зачем они идут в театр.

— Слышно ли зрителей в оркестровой яме? Или все сосредоточены и не замечают реакции публики?

— В яме особая атмосфера. Не всегда хорошо слышно певцов, сам процесс игры в оркестре достаточно сложный, требует особого внимания. Поэтому музыканты заняты своим делом. Но зрителя и то, как реагирует зал, чувствуешь всегда. И это важно.

Дети, Хворостовский и мечты

— Не могу не спросить. Вас воспитали как музыканта, вы это же сделали со своими детьми… Как увлечь и привить любовь к музыке, искусству, театру у подрастающего поколения? Силком водить и через «не хочу»?

— Со мной было и так. (Смеётся). В пять лет по-другому нельзя. С одной стороны, заинтересовываешь постановками, водишь на спектакли, а с другой — «тебе пора заниматься, иди за инструмент!» Кнутом и пряником надо действовать. В процессе ребёнок втянется. Сам процесс занятий должен быть интересным, но и без дисциплины ничего хорошего не получится.

— А вне работы вы только классическую музыку слушаете? Или можете шансон или попсу включить?

— Я не против никакой музыки, но в первую очередь, конечно, интересна классика. Сейчас есть что послушать, ведь для этого есть все возможности — можно смотреть трансляции из самых разных театров по всему миру! Раньше было не достать пластинок с какой-то певицей, а сейчас всё в свободном доступе. Это очень важно для музыканта, ведь это расширяет кругозор. В консерватории преподаватель говорит, как и что сыграть, — фактически ты следуешь мнению одного человека. А здесь есть колоссальный выбор с самыми разными исполнениями, ты даёшь свою собственную оценку, развиваешься. Отличная возможность для профессионального роста.

— Вы всё же музыку оцениваете с профессиональной точки зрения? Не для удовольствия, как простой слушатель?

— Я не сказал бы, что для меня это проблема. Ты сразу даёшь оценку, нравится тебе или нет. Это не тот анализ, когда начинаешь копаться в произведении, разделять на составляющие. Уже в процессе делаешь себе пометки, как и что ты сам сделал бы по-другому. Если вещь нравится, то это будет в удовольствие.

— Удалось поработать с Дмитрием Хворостовским?

— Конечно! Я больше 40 лет преподавал в институте, он некоторое время был моим студентом по классу вокального ансамбля. Когда Дима начал работать в театре и стал победителем международного конкурса певцов в Кардиффе, то на сцене Красноярского театра оперы и балета прошёл большой концерт, которым я дирижировал. После по заказу Всесоюзного телевидения делали видеозапись нашей оперы «Травиата» — Дима исполнял Жермона, а Лариса Морзоева пела Виолетту, а я дирижировал. Запись транслировалась на весь Советский Союз, нам приходили письма благодарности от зрителей.

— А есть ещё несыгранное, что очень хотелось бы сделать?

— На самом деле сыграно очень мало. Всегда хочется большего. Если бы выпала возможность, я бы с удовольствием взялся за хорошую оперу. Например, возобновить «Садко» Римского-Корсакова. Или поставить его же «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Нюанс

Александр Косинский с 1980 года преподаёт в Сибирском государственном институте искусств, который сейчас носит имя Дмитрия Хворостовского. Александр Хрисанфович доцент кафедры сольного пения и оперной подготовки.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА