Живой уголок

«Без средств, но с надеждой». Красноярский приют для собак оказался в трудной ситуации

Организация в 2023 году неожиданно для себя проиграла государственный контракт.

«Без средств, но с надеждой». Красноярский приют для собак оказался в трудной ситуации
Катерина Батынская с четвероногим другом Степаном.

Подопечные частного красноярского приюта для животных под названием «Мой пёс» рискуют остаться без нормального питания и лечения. Непонятно, где брать деньги на оплату коммунальных услуг и вознаграждение тем, кто заботится о бездомышах. Бедственное положение связано с тем, что эта организация в 2023 году неожиданно для себя проиграла государственный контракт. Соответственно, лишилась финансирования по программе ОСВВ (отлов — стерилизация — вакцинация — возврат), а также субсидий на пожизненное содержание агрессивных особей.

600 живых душ

По словам Екатерины Батынской, управляющей приютом «Мой пёс» (создан в 2017 году), волонтёры за последние шесть лет сумели создать здесь хорошие условия для животных, пострадавших от людской жестокости.

— У нас удобные помещения, прекрасный штат сотрудников — опытный ветеринарный хирург, другие квалифицированные специалисты, — рассказала Екатерина на посвящённом этой проблеме круглом столе в региональном отделении Союза журналистов России. — Для стерилизации и прививок мы используем только качественные материалы, которые, к сожалению, дорожают.

Сотрудники приюта «Мой пёс» считают, что именно повышение стоимости ветеринарных препаратов и стало причиной того, что они проиграли торги на участие в программе ОСВВ. Ранее они шесть лет подряд побеждали. В этот раз нашлись те, кто подал заявку на оказание таких услуг за меньшие деньги и стал победителем конкурса. Смогут ли они исполнить взятые на себя обязательства на должном уровне? Время покажет.

Есть ещё один непростой момент. Приют «Мой пёс» по условиям муниципального контракта должен передать победителям торгов отловленных на красноярских улицах собак, которые в течение десяти дней после стерилизации и вакцинации продемонстрировали агрессию и их не стали выпускать в естественную среду обитания.

Таких животных набралось более 200. На содержание каждой такой собаки отпускают 134 бюджетных рубля в сутки. Деньги получают те, кто выиграл контракт. До недавнего времени в числе таких учреждений был и приют «Мой пёс». Здесь к собакам-агрессорам подходят с добротой и лаской и даже находят им новых хозяев.

— Не на всех этих собачек стоит навешивать ярлыки, — считает Екатерина Батынская. — В любом случае нам небезразлично, что с ними будет дальше. Поэтому мы никого не хотим передавать. В общей сложности у нас сейчас осталось 600 живых душ. На их содержание нужно около миллиона рублей в месяц, и где их брать — непонятно.

Что говорит статистика

В обсуждении ситуации, сложившейся вокруг приюта, приняла участие Юлия Погребная, представитель департамента городского хозяйства Красноярска. Она отметила, что все мероприятия, связанные с такими контрактами, проводятся в рамках федерального закона 44-ФЗ и на аукционе действительно больше шансов на победу у того, кто предлагает наиболее выгодные для заказчика условия.

— Документы, связанные с торгами в рамках ОСВВ, проходят через городской департамент финансов, министерство экологии края, прокуратуру и другие серьёзные инстанции, — рассказала Юлия Владимировна. — Там регулярно проводят проверки расходования бюджетных средств и условий содержания животных, в том числе внеплановые. Это та часть, что касается краевых субвенций. Если же в целом говорить о поддержке частных приютов для безнадзорных животных, то в 2023 году на эти цели почти втрое увеличили размер субсидий из муниципального бюджета.

Красавца Тони принимают за долматинца.
Красавца Тони принимают за долматинца.

Некоторые участники круглого стола в Доме журналистов раскритиковали сложившуюся систему «отлов — стерилизация — вакцинация — возврат» и заявили, что она нуждается в пересмотре. Однако перед тем, как принять решение, нужно изучить свежие статистические данные и результаты научных изысканий. В этом году по заказу департамента городского хозяйства учёные Красноярского аграрного университета провели исследование для установления численности популяции бездомных собак в нашем мегаполисе и разработки мер по её сокращению.

Краевой центр поделили на 70 учётных площадок и вели там наблюдения в течение двух периодов: с 15 марта по 15 мая и с 18 ноября по 18 декабря. Вывод однозначен: бездомных собак становится меньше. Сейчас по улицам Красноярска бродит — 5 438 (с учётом погрешности — примерно шесть тысяч). Это на четыре тысячи меньше, чем было в 2018 году. Вывод — система ОСВВ всё-таки дала положительный эффект.

Самое последнее: пока зоозащитники, общественники и власти стараются найти выход из ситуации с приютом «Мой пёс» на законных основаниях, собакам, которых в настоящее время взяли под опеку волонтёры, скоро будет банально не хватать самых необходимых ресурсов.

Между тем на дворе суровая сибирская зима со всеми её «сюрпризами». По словам руководителя волонтёрской организации Ирины Музыки, сейчас самое главное — обеспечить животных кормами. Возможно, в Красноярске найдутся благотворители — организации, предприятия и просто неравнодушные горожане, — которые возьмут шефство над братьями нашими меньшими.

Комментарий

Валерий Власов, член Общественной палаты города Красноярска, телеведущий, кандидат юридических наук:

— Считаю, что в конкурсах по 44-му федеральному закону, предусматривающих право на отлов, стерилизацию и вакцинацию с использованием государственных средств, надо что-то менять. Ставить во главу угла не цену контракта, а качественное исполнение услуг и жёстко это контролировать. На круглом столе я услышал историю о том, как житель города в этом году убил собак и остался безнаказанным. Это меня потрясло до глубины души. В Уголовном кодексе есть статья «Жестокое обращение с животными». Нужно профессионально расследовать такие дела и доводить их до конца.

В тему

Актриса Красноярского театра юного зрителя Светлана Косульникова, известная горожанам по роли Лены Бессольцевой в спектакле «Чучело», несколько лет назад взяла в свою съёмную квартиру собаку из приюта по кличке Зефирка. Да, у неё не самые подходящие условия: две дочки-школьницы, кошка, и они с мужем периодически уезжают на гастроли.

— Но как сидеть в тепле, зная, что столько живых существ мёрзнет? Надо обогреть хотя бы кого-то одного, — рассудила Светлана и о своём добром поступке не пожалела.

Все фото предоставлены приютом «Мой пёс»

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА