Общество

Горшочек, вари! Журналист «Городских новостей» делится впечатлениями от музея-заповедника «Шушенское»

Ирина Голубович попробовала себя в роли гончара.

Горшочек, вари! Журналист «Городских новостей» делится впечатлениями от музея-заповедника «Шушенское»

Ирина Голубович

Горшочек.

В детстве мне казалось, что создание кувшинов и горшков на гончарном круге — процесс простой и крайне приятный. Да что может быть легче, чем скользить пальцами по мягкой глине, направляя податливый материал по своему желанию? Не работа, а мечта! Правда, до недавнего времени недоступная. Однако в уходящем году я её осуществила: в моём доме на полке появился глиняный сувенир, изготовленный собственным руками. Поделка, честно говоря, вышла неказистая, но мне она очень дорога. Впрочем, обо всём по порядку.

В музее-заповеднике «Шушенское» мне раньше приходилось бывать лишь наездами. Но в нынешнем мае мы с супругом решили проникнуться духом прошлых эпох и задержаться подольше. Поэтому раскошелились на номер в «Новой деревне» (это шесть крестьянских деревянных усадеб, в которых соединены предметы сибирской старины с современными благами цивилизации).

Скажу честно, проживание в этом комплексе — удовольствие не из дешёвых. Но мы не пожалели. Каждый номер — своего рода микс лучшего из разных эпох. Изба с просторным двором и уютной горницей, в которой печка, половики, добротная мебель, ажурные скатёрки, а также трогательные занавески вполне естественно соседствуют с электрическими батареями, телевизором, современным чайником и холодильником. У входа — санузел с душевой кабиной, в старинных светильниках — энергосберегающие лампочки. Короче сутки в таком цивильном срубе — уже само по себе приятное приключение.

Плюсом к этому является доступ к пространству музея-заповедника «Шушенское» — Новая деревня вплотную примыкает к этнографическому комплексу, созданному в том самом месте, где отбывал свою сибирскую ссылку Ленин.

А ещё есть возможность сделать фотосессию в народных костюмах на фоне деревенского пейзажа. И мы не отказались: взяли напрокат наряды и повеселились в них от души.

Но всё же главным номером моей программы должна была стать лучшая работа в мире. Помню, как во времена СССР по телевизору показывали документальные фильмы о гончарах. Меня просто завораживал процесс: из бесформенного куска на глазах вырастали настоящие произведения искусства. И прямо руки чесались, хотелось даже не повторить, а превзойти мастера! Вот только гончарных кружков поблизости не было, а мастер-классы тогда не практиковались. Зато теперь — любой каприз за ваши деньги! Хотя какой это каприз? Это мечта заветная, а потому обязанная сбыться!

Для таких вот мечтателей в музее-заповеднике «Шушенское организовали мастер-класс «Волшебная глина», который, как выяснилось, в уходящем году стал самым востребованным аттракционом этнографического комплекса. Видимо, много нас таких, завороженных вращением гончарного круга.

Признаюсь, раньше мне казалось, что создание керамической посуды — занятие чисто творческое. Но теперь я умная и знаю, что в основе процесса изготовки таких изделий лежит довольно сложная технология. Просто накопать глины и начать лепить в принципе не получится: только сырьё готовится около месяца. Об этом довольно подробно рассказал Артём Чернов — художник, который проводил наш мастер-класс на гончарном станке собственного изготовления.

Итак, добытую глину необходимо перемолотить в специальной мельнице, наподобие бетономешалки, а затем просеять через сито в специальную тару и отстаивать две недели. Потом материал разливают на гипсовые формы, а уже оттуда снимают и капитально замешивают. Если полученную массу хорошенько не размять, то в ней останутся пузырьки воздуха, а это скажется на качестве горшков и кувшинов. Так что необходимо потрудиться, чтобы получить однородную структуру.

Участники мастер-класса ничего не копают, не сепарируют и даже не мешают (хотя помять кусок глины перед работой немного придётся). По большому счёту туристы приходят на готовенькое: берите и творите, люди добрые. Шлёп кусок на станок, и — вперёд!

Что испытываешь, когда впервые пытаешься что-то создать на гончарном круге? Поначалу это небольшое разочарование в себе любимом… К сожалению, то, что в детстве казалось таким простым естественным, по факту требует умения и сноровки. Сырая глина так и «гуляет» под неумелыми руками, не желая превращаться в стройную фигурку.

У меня с первого раза, увы, что-то сделать не вышло. Да что там, формируя свой горшок, я в самом буквальном смысле пробила дно! То есть не смогла почувствовать, какими должны быть стенки сосуда и вместо кувшина вылепила трубу. Спасибо мастеру, который тут же пришёл на помощь и помог худо-бедно совладать со скользкой и на деле крайне непослушной глиной.

Ну а дальше приноровилась, и дело пошло. Мне даже удалось с помощью белой глины внести дополнительный оттенок в мой горшочек, а потом добавить «вьюшки» — традиционный орнамент. Вообще-то, по-хорошему, волнистых линий, выдавленных на горшке, должно быть три. Верхняя символизирует небо, нижняя — землю, а посередине — вода. И всё это — три признака плодородия. Если нанести их гребёнкой глиняное изделие, то в нём всегда бцдет достаточно еды. Но мой горшочек совсем маленький, а я так себе мастер. Поэтому обошлась одной линией, решив, что она символизирует диету (естественно, без фанатизма).

К сожалению, фигурка, которую я создала на мастер-классе, к использованию в утилитарных целях не годиться. Её ещё нужно обжечь, а сделать это можно было только после просушки, то есть через пять дней. Мы же уехали гораздо раньше. И всё же, пусть и неказистый, но это самый лучший сувенир за последние несколько лет. Потому что он — про сбывшуюся мечту!

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА