Новости

Кто зажигает фонари

Кто зажигает фонари

Все особенности городского освещения

Для нас уличное освещение — настолько привычная вещь, что мы не задумываемся, кто “зажигает фонари” — кто обслуживает это большое и сложное хозяйство, кто оплачивает расходы. А ведь кроме улиц есть дворы и подъезды. И здесь забота о свете насущном самым прямым образом касается жителей.

— Уличное освещение в подавляющем своем большинстве подключается от трансформаторных подстанций и имеет сборки (то есть устройства, где расположено коммутационное оборудование, а также оборудование по учету), — рассказывает заместитель начальника департамента городского хозяйства Сергей Островский. — От этих сборок запитано уличное освещение, которое обслуживается предприятием “Горсвет”. Оно имеет договор на потребление электроэнергии с “Энергосбытом”. За редким исключением расчеты производятся на основании показаний приборов учета. Там, где приборы учета либо еще не установлены, либо вышли из строя, расчет ведется по установленной мощности ламп и часам горения.

В сложной системе освещения города выделяются свои приоритеты.

— Главными из них, — поясняет руководитель МП “Горсвет” Сергей Литовчик, — являются магистрали категории А, мосты, маршруты городского транспорта, сложные транспортные развязки, места массового скопления людей (площади, скверы, и т. д.). Если же речь идет о дворах, то там основное внимание мы уделяем освещению школ и подъездных путей к ним, а также детским площадкам.

Вообще внутридворовое освещение следует разделить на две категории. Во-первых, оно, так же как и уличное, может быть подключено от сборки и трансформаторной подстанции. Как правило, это фонари, размещенные на отдельно стоящих опорах. Эти сети также передаются сегодня на обслуживание “Горсвету”. Во-вторых, есть часть дворового освещения, которая запитана от самого дома. Например, большие ртутные лампы дневного света, установленные на стенах домов. Правовые рамки для этой категории определены Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 об общедомовом имуществе, к которому и относятся осветительные приборы, подключенные к сетям домов. Соответственно, и расчеты с энергетиками, и забота о содержании таких фонарей ложатся на плечи собственников.

Впрочем, до недавнего времени вопрос, кто и как должен рассчитываться с “Энергосбытом”, был довольно запутанным. Дело в том, что до 2007 года обслуживание домовых осветительных сетей входило в общеэксплуатационные затраты. С принятием 491-го Постановления, ситуация изменилась. В расчетных документах для населения стало необходимо выделять этот вид коммунальных расходов отдельным пунктом. Однако с 2007-го по 2009 год выполнить это требование не представлялось возможным: отсутствовали нормативы потребления, учитывающие освещение дворов, подъездов, чердаков, подвалов. И лишь когда эти нормативы были утверждены краевым правительством, управляющие компании начали выставлять жителям счета.

Насколько существенна доля наружного освещения в платежах граждан за электроэнергию? По оценке специалистов ТСЖ “Бригантина”, она составляет около тридцати процентов от средней оплаты потребления квартиры. Разумеется, такая “прибавка” людей не радует, но после разъяснений, на что идут деньги, конфликтных ситуаций, как правило, не возникает.

В Красноярске еще далеко не все дворы освещены. Что могут сделать собственники в такой ситуации? Прежде всего, принять соответствующее решение на общем собрании и выйти на ТСЖ или свою управляющую компанию. А далее управляющая организация подает заявку и в “Горсвет”, и в департамент городского хозяйства, с тем чтобы при планировании работ на следующий год это было учтено.

Зачастую недоумение красноярцев вызывает то, что наружное освещение оказывается включенным в светлое время суток. Однако это не халатность и расточительность. Такое бывает в двух случаях. Первый — наиболее распространенный. Для того чтобы производить текущий эксплуатационный ремонт, например замену ламп, нужно, чтобы линия была под напряжением, иначе дефекты выявить невозможно. А поскольку линии довольно протяженные, то люди зачастую не видят ремонтную бригаду, работающую за несколько кварталов от них. Второй случай значительно более редкий: технологический отказ автоматики — где-то не сработало реле. Техника имеет свойство время от времени выходить из строя, но, как правило, такие ситуации разрешаются быстро. А вообще в случае какой-либо проблемы с уличным освещением красноярцы могут обратиться в службу “005”. Если же речь идет о сетях, относящихся к общедомовому имуществу, то ремонтные работы организуют управляющая компания или ТСЖ.

Сегодня одним из направлений экономического развития является повышение энергоэффективности. А осветительное хозяйство — серьезная нагрузка на бюджет города. Что делается, чтобы снизить эти издержки?

— Начнем с того, — отмечает Сергей Островский, — что в городе идет интенсивная замена ртутных ламп, так называемых ДРЛ, на натриевые лампы. Они более экономичны — энергопотребление примерно на тридцать процентов ниже, а светопоток почти в два раза больше. Из перспективных направлений следует сказать о светодиодных осветительных приборах. Если в самой приблизительной форме сравнить энергоэффективность различных типов освещения, то лампа дневного света примерно в пять раз более экономична, чем обычная лампа накаливания. А лампа дневного света в свою очередь почти в десять раз более энергоемка, чем светодиод.

Казалось бы, выгода очевидна. Однако не все так просто. Во-первых, светодиодные приборы пока еще достаточно дороги, это характерно для любого технологического новшества — первые компьютеры и мобильные телефоны стоили немало. С развитием технологии цены, естественно, снизятся. Впрочем, за счет очень долгого срока службы светодиодные приборы окупятся и сегодня. Но есть другой, более существенный недостаток: характеристики светопотока таковы, что хорошо освещается лишь то, что находится вблизи. Поэтому в качестве замены уличного освещения светодиодная техника рассматриваться не может.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА