Стадион

«Ради чемпионата России я взял отпуск». Триатлонист Иван Титов — о спорте, службе и планах

Спортсмен вернулся в сборную России.

«Ради чемпионата России я взял отпуск». Триатлонист Иван Титов — о спорте, службе и планах
Иван Титов.

Михаил Шуклин

Можно ли совмещать спорт высших достижений и обычную работу? У триатлониста Ивана Титова это получается очень хорошо. Он успевает нести службу в силовых структурах и завоёвывать медали престижных соревнований. Ивана даже включили в состав сборной России, где он не был 20 лет!

Вот только сам триатлонист не видит в этом ничего необычного. Вызвали и вызвали — что тут такого? Тем более не факт, что работа позволит отвлекаться на долговременные сборы. Но на соревнования Титов всё равно будет находить время. О поездках, достижениях и первых шагах в триатлоне Иван рассказал «Городским новостям».

Стимул есть

— Насколько вызов в сборную стал ожидаемым? Всё-таки вас там 20 лет не было.

— Это формальная вещь, не более того. У меня есть свои нюансы — работа, семья, собственный распорядок. Мероприятия, которые запланированы в сборной, пройдут мимо меня. Поэтому вызов в команду на мою жизнь никак не повлияет.

— Но в душе есть ощущение какого-то достижения?

— Как сказать... Для меня достижение — это второе место на чемпионате России по кросс-триатлону, которое я занял в прошлом году. Тренировался, набрал хорошую форму и реализовал её на соревнованиях. В этом году есть стимул продолжить работу, победить где-то, место выше занять. Такое я могу назвать достижением. А сборная — приятно, конечно, но не более того.

— За день до интервью стало известно, что главным тренером сборной России по триатлону стал Дмитрий Полянский. Вы с ним начинали заниматься ещё в девяностых. Не общались после назначения?

— Пока ещё нет. Тут нужно понимать, что нынешняя сборная — очень большая организация. В 1999 году, когда мы с Димой пришли в триатлон, было всего пять человек в команде. А сейчас в сборную входят 50–60 человек, есть новые дисциплины. Чем спорт моложе, тем он быстрее развивается. Каждый год что-то появлялось, расширялась структура. Я, например, вызван в кросс-триатлоне — это как классический, только беговой и велосипедный этапы проходят по пересечённой местности.

Время найдётся при желании

— Вы, насколько знаю, до сих пор работаете в силовой структуре...

— Да. Скоро на пенсию собираюсь. У нас идёт свой отсчёт трудового стажа.

— Знаю, что служба у вас не самая простая.

— Это мягко сказано! (Смеётся.)

— Но вы умудряетесь не просто тренироваться, а ещё и побеждать. Как удаётся совмещать работу и триатлон?

— Перед прошлогодним чемпионатом России по кроссу я взял отпуск. Тогда смог спокойно подготовиться, поехать и занять второе место. А так, признаюсь, очень тяжело. Тренироваться ещё можно, время как-то нахожу. С соревнованиями гораздо сложнее. Но тут вопрос в желании — если оно есть, то время найдётся всегда.

— Были ли ещё достижения, кроме серебра на чемпионате России?

— Конечно. Побеждал на этапах Кубка России, местных соревнованиях. Всё равно стараюсь где-то выступать.

— Я так понимаю, почти все соревнования сейчас связаны с Красноярском или краем?

— По сути, да. Но если есть какой-то интересный старт в другом регионе, то я готов ради него поправить график на работе.

— О зарубежных поездках говорить уже не стоит?

— Увы, это так. Любители ещё могут выезжать, но с рядом ограничений. А профессионалам никак — для них всё закрыто. Но мне точно никуда нельзя, поскольку есть ограничения по работе.

— Вам хватает соревнований?

— Вполне. В последнее время в России делают очень качественные старты. Это мировой уровень!

— А где комфортнее всего?

— Дома, конечно. Нет перелётов, акклиматизации. Трасса родная, знаешь её досконально. К тому же у нас очень высокий уровень организации. Везде хорошо, но дома лучше.

«У меня свой график»

— Вернёмся в прошлое. В 1999 году родители отдали вас с братом Александром в триатлон. Почему именно он? Вы, помнится, занимались другими видами спорта.

— Да, в футбол играли, в баскетбол, ещё куда-то ходили. А почему триатлон? У родителей были знакомые, дети которых там занимались. Нам посоветовали попробовать — мол, интересное направление. Вот так всё и закрутилось.

— Вашим первым тренером был Андриян Христофоров...

— Да, он до сих пор им остаётся. Ещё с нами работает Рафаэль Исмаилов. Но мы больше числимся у них. В моём режиме сложно представить, чтобы тренер написал мне план, и я по нему ежедневно работал. У меня свой график, построенный с учётом службы. Конечно, иногда стараюсь попасть в какую-нибудь группу и потренироваться с ней — там другая мотивация.

— Не было ли желания на первых порах всё бросить и вернуться в условный баскетбол?

— Не сказал бы. Нам было интересно. Мы в 13 лет очень плохо плавали и хотели научиться этому. На велосипеде, думаю, любой подросток любит кататься. Да и бегать нравилось. Первые два года мы просто ходили на тренировки, а потом начались соревнования, пошли успехи, и интерес возрос многократно.

— Вы ещё и мастерами спорта стали рано.

— Да, я в 16 лет выполнил норматив. Это в 2003 году было. Брату чуть позже присвоили, в 18.

— А как выполнили?

— Уже не помню. Были какие-то соревнования, где надо в призы попасть. Видимо, попал. (Смеётся.)

— Ставили себе такую цель?

— Нет, это всегда было проходящее. Приятно, конечно, не спорю. Но это банальная корочка, не более того.

— В жизни помогал тот факт, что вы мастер спорта по триатлону?

— Именно само звание мне особо ничего не дало. А вот занятия спортом идут на пользу. Ты становишься закалённым, дисциплинированным, умеешь преодолевать трудности, с честью выходишь из сложных положений.

Уровень вырос в разы

— Какие спортивные планы на 2024 год ставите себе?

— Хочу сконцентрироваться на кросс-триатлоне и съездить на чемпионат России и этапы Кубка страны. Если будет хорошая готовность, то захвачу какие-нибудь другие дисциплины. В классическом триатлоне тяжело оставаться конкурентоспособным. Уровень результатов уже нельзя сравнить с тем, который был в условном 2000 году. Всё выросло в разы. Надо бежать быстрее, плыть интенсивнее.

— Кстати, а почему именно кросс-триатлон?

— К нему проще подготовиться в красноярских условиях. Есть хорошие трассы для кросс-кантри, где можно накатываться. Бегать и плавать, в принципе, можно где угодно.

— Недавно появился новый триатлон-центр на острове Татышев. Там есть все условия для классиков.

— Это большой плюс, что такой объект появился. Но я всё же предпочту кросс-версию. В ней получается показывать высокие результаты. В классике, повторюсь, уровень вырос, и с моей подготовкой там тяжело держать планку.

Должно быть разделение

— Если Дмитрий Полянский позовёт вас к себе в штаб сборной России, согласитесь?

(Думает.) Рассмотреть-то можно, конечно. Но это надо переезжать в Москву, а я к такому не готов.

— Есть примеры, когда тренеры работают в сборной и при этом живут в регионах.

— Но сама сборная-то не сидит на месте. Ей постоянно нужно где-то тренироваться. Триатлонисты по шесть-восемь месяцев сидят на сборах. Я не домосед, но у меня в Красноярске и друзья, и семья, и многое другое. Пока не готов всё это менять на сборную.

— Куда пойдёте после выхода на пенсию? Не думаю, что вы будете просто сидеть дома.

— Пока думаю. Возможно, тренером пойду. Но сначала отслужить надо, а потом думать. (Улыбается.)

— Если тренером, то куда?

— Есть разные варианты. Но в спортивных школах или академиях, честно говоря, себя не вижу. Возможно, с кем-то индивидуально буду работать.

— А почему не хотите в спортшколу?

— Меня не устраивает система работы в наших учреждениях. Есть отличные тренеры, которые находят прекрасный подход к детям. У них растут мастера спорта, будущие звёзды. Но они же вынуждены работать и со взрослыми, которые уже чего-то добились. У нас мало специалистов, умеющих выводить готовых спортсменов на нужный уровень. Тренер работает и с семилетним ребёнком, и с уже сформировавшимся спортсменом. Вряд ли учитель арифметики в начальной школе сможет преподавать высшую математику в университете. А в спорте, увы, примерно такое и происходит. У нас одинаково тренируют и первоклашку, и мастера.

— Думаете, эту систему нужно менять?

— В идеале да. Знаю, что в других регионах всё построено иначе. Будет здорово, если в Красноярске возьмут тот опыт на вооружение.

— Вы себя видите тренером детей или мастеров спорта?

— Мне лично интересно работать со всеми. Но должно быть разделение. Нельзя одновременно вести и детей, и мастеров, и любителей, и ветеранов. Нужно сконцентрироваться на ком-то одном.

Задача — выступить хорошо

— С кем сложнее всего соревноваться?

— Примерно десять человек — реальные претенденты на победу. Отмечу Павла Андреева, который выступает за Красноярск, хотя сам родом из Кемеровской области. Он известен как чемпион мира по зимнему триатлону, но хорош и в кроссе. В прошлом году Максим Кузьмин из Удмуртии победил. В Перми есть хорошие ребята, в Санкт-Петербурге. Кросс-триатлон — молодая дисциплина, где постоянно кто-то выстреливает. Ты можешь приехать через год и даже в пятёрку не попасть. Надо время, чтобы определённые результаты и рекорды устаканились.

— Какого результата вам нужно добиться, чтобы считать спортивную карьеру успешной?

— Моя цель — не что-то выиграть, хотя это тоже надо. Я хочу потренироваться, набрать форму, поехать на соревнования и выступить так хорошо, как никогда прежде. Вот тогда буду доволен. Да, сейчас может не быть той концентрации и нацеленности на результат, которые были в молодости. Но есть опыт и знания, за счёт которых я ещё могу прибавлять.

Когда я начинал заниматься, то всё время уделял только триатлону. Концентрация на спорте была максимальной. Потом жизнь поменялась — я отслужил в армии, устроился на работу и завёл семью. Эти и другие факторы мешали показывать наилучшие результаты. Вот я поехал на соревнования, вроде выступил неплохо, а всё равно понимаю, что могу лучше. Но почему-то не получилось. В подсознании сидит мысль, что я не реализовал свою форму. А вот съездить бы на сборы, потренироваться пару месяцев... Понятно, что сейчас это невозможно, но я буду стремиться к своей идеальной форме.

— Ваш путь в спорте ещё не закончен?

— На сегодняшний день точно нет. Да и как он может закончиться? Я в спорте с раннего детства. Даже если перестану ездить на чемпионаты России, то буду соревноваться по любителям и ветеранам. Возможно, уделю внимание другим интересам — их тоже хватает. Но спорт всегда будет со мной.

Досье

Иван Титов, член сборной России по триатлону.

Дата рождения: 19 сентября 1986 года (Красноярск).

Звание: мастер спорта России (2003).

Достижения: чемпион России по дуатлону (2021), серебряный и бронзовый призёр чемпионата России по кросс-триатлону, победитель и призёр юниорских, любительских и ветеранских соревнований. Является пятым мастером спорта в истории красноярского триатлона (после Андрияна Христофорова, Дмитрия Башуна, Евгения Родионова и Дмитрия Полянского).

Работа: служит в управлении по конвоированию ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Семья: женат. Брат-близнец Александр — мастер спорта по триатлону, победитель и призёр чемпионатов России.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА