Наука и образование

«Обычно смартфон всегда со мной». Красноярцы рассказали, как часто пользуются телефоном

В нашем мире всё больше и больше людей всерьёз страдают от страха остаться без смартфона.

«Обычно смартфон всегда со мной». Красноярцы рассказали, как часто пользуются телефоном
Новые гаджеты — новые фобии.

Дмитрий Шабалин

Технологии делают нашу жизнь проще и одновременно сложнее. С одной стороны, они заметно экономят нам время, с другой — поглощают его с невероятной скоростью. Например, многие люди уже настолько подсели на мобильные телефоны, что испытывают к ним нездоровую привязанность. Эксперты полагают, что в отдельных случаях это явление можно назвать настоящей фобией — в медицинском смысле этого слова. В нашем мире всё больше и больше людей всерьёз страдают от страха остаться без смартфона.

Связь с миром

Сотовый телефон — крайне полезная вещь, и сейчас уже трудно представить, как мы обходились без него раньше. Идём в магазин — нужно открыть интернет, почитать отзывы перед покупкой. Ждём автобус — заглядываем в транспортное приложение. Планируем утром день — надо проверить погоду. Гуляем по городу — нужно проложить маршрут, посмотреть карту. Как обойтись без регулярного просмотра новостей и проверки сообщений в социальных сетях? Иногда такое впечатление, что смартфон — это уже не отдельный предмет, а часть организма человека, продолжение руки или даже ещё один орган чувств.

Именно поэтому многие, когда рядом нет телефона, испытывают дискомфорт — явно не хватает чего-то важного. «Ты как будто связь с миром потерял», — поделился своими ощущениями один из моих знакомых. При этом чувство неудобства в последнее время перерастает в настоящий страх и становится полноценной фобией. На Западе для этого явления даже придумали специальный термин — номофобия (от словосочетания «no mobile phone phobia», в переводе с английского — «страх остаться без мобильного телефона»).

Пока в номенклатуру США по психическим расстройствам и заболеваниям этот термин не вошёл, но описание этого явления уже есть. Так что до официального признания остался всего один шаг. Некоторые исследователи уже сейчас ставят подобное расстройство в один ряд с такими стандартными страхами, как боязнь замкнутого пространства (клаустрофобия) или боязнь высоты (акрофобия). У людей, страдающих номофобией, наблюдаются те же симптомы — нервная дрожь, усиленное потоотделение, затруднённое дыхание, сильное волнение.

В прошлом году в ряде международных источников опубликовали исследование учёных из Канады и Бахрейна, которые провели опрос 12,5 тысячи совершеннолетних граждан из десяти стран мира. Большинство из них продемонстрировали признаки умеренной номофобии — на этой стадии состояние человека ещё нельзя назвать тревожным, но некоторые изменения заметны. Однако часть опрошенных уже сейчас можно записывать на приём к психологу — лишившиеся сотового телефона люди просто не могли заниматься повседневными делами, пока не получали в руки «свою прелесть». Наиболее подверженными этой фобии оказались самые молодые участники исследования — студенты и учащиеся колледжей.

У страха глаза велики

Учёные из университета штата Айова разработали методику самодиагностики, позволяющую понять степень номофобии. Ответив примерно на 20 вопросов, человек может не только определить, насколько он боится остаться без своего мобильного устройства даже на непродолжительное время, но и выяснить, зачем ему на самом деле нужно постоянно иметь при себе смартфон.

Несколько вопросов из этого перечня:

— Чувствую ли я раздражение, если не могу получать информацию со смартфона, когда мне этого хочется?

— Насколько я боюсь того, что батарея мобильника разрядится?

— Если на моём смартфоне пропадает сигнал сотовой связи, мобильного интернета или Wi-Fi, начинаю ли я постоянно пытаться восстановить подключение?

— Боюсь ли я потеряться или заблудиться без гаджета?

Может быть, дело в самом устройстве и мобильные телефоны сами по себе оказывают влияние на психику человека? Учёные из университета Гранады (Испания) в конце 2023 года провели исследования, в ходе которых у испытуемых замеряли электрическую активность кожи. Этот показатель демонстрирует уровень активности вегетативной нервной системы человека. Полученные данные подтвердили: никакие «излучения», «волны» и «электрические импульсы», которые якобы выдают смартфоны, не могут быть причиной возникающих у людей психологических проблем.

Таким образом, подтвердилась изначальная теория учёных: нездоровая привязанность к телефону — это недостаток эмоциональных контактов в реальной жизни, которые некоторые люди легко могут получить с помощью своего сотового.

Дефицит общения

К счастью, в России эта проблема пока ещё не стоит так остро, как в западных странах. У нас, если так можно сказать, лёгкая форма фобии. Однако наше молодое поколение находится в опасной зоне.

— Из своей личной практики могу сказать, что, если есть выбор, дети в 60 процентах случаев предпочитают провести время со своим гаджетом, нежели заниматься творчеством, — поделился Роман Васильев, преподаватель дополнительного образования. — Когда я приглашаю всех на уроки, ребята крайне неохотно расстаются с мобильным телефоном.

Впрочем, сам Роман, ещё достаточно молодой человек, тоже не без греха.

— Был случай, когда у меня выпал смартфон из кармана и его раздавило такси, — вспоминает преподаватель. — Я не сразу это заметил. Потом чувствую — чего-то не хватает. Возвращаюсь, смотрю — стекло раздавлено. Телефон восстановлению не подлежал. Стало тревожно. Обычно смартфон всегда со мной. С одной стороны, у меня действительно есть страх остаться без него. Особенно, если нужно проверить интернет-заказ или жду важного звонка. С другой стороны — иногда хочется отдохнуть от этого бесконечного информационного вала. Именно поэтому я радуюсь, когда мне никто не звонит и ничего от меня требует.

Нередко молодые люди могут надолго уйти в виртуальный мир, если им чего-то не хватает в реальном. Здесь без пристального внимания со стороны родителей не обойтись.

— Я работающий человек и уже не в том возрасте, чтобы всё время проводить в телефоне, — рассказал строитель Вячеслав Иванов. — Когда в отпуске — вообще отключаю смартфон, чтобы начальство не беспокоило. Однако у меня есть дочь, которая, как и все дети, увлечена гаджетом, но, если забрать у неё эту игрушку, спокойно переживёт. Может несколько часов рисовать, или лепить из пластилина. Главное — увлечь ребёнка, чтобы, помимо цифровых развлечений, у него был выбор, чем заняться. Интересов у дочери полно.

В тему

Президент России Владимир Путин в декабре прошлого года подписал закон о запрете использования мобильных телефонов на школьных уроках. Исключение — экстренные случаи, когда есть угроза жизни или здоровью человека. Ввести подобные меры давно просили родители и учителя, чтобы дети не отвлекались на занятиях.

Автор: Василиса Александрова

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА