Проспект культуры

Для красноярцев проводят экскурсии по хранилищам «Енисей кино»

Они доступны для всех желающих.

Для красноярцев проводят экскурсии по хранилищам «Енисей кино»
Марат Шарифуллин рассказывает о технике.

Михаил Шуклин

Это место по-настоящему уникально. Оно единственное в городе, где в уютном небольшом зале можно посмотреть фильм, снятый на киноплёнку. Сейчас увидеть практически любой художественный или документальный фильм можно без труда, достаточно найти его на электронном ресурсе. Проходишь по ссылке — и вот история разворачивается на экране смартфона или ноутбука. Однако работа с киноплёнкой, сам показ — совершенно особенный процесс.

Эксклюзив за пятьсот рублей

О том, как создавались фильмы раньше, можно узнать в «Енисей кино». Здесь проводят экскурсии и кинопоказы для всех желающих. Увидеть экспонаты музея будет интересно посетителям разного возраста.

В следующем году «Енисей кино» отметит 90-летие. Учреждение было образовано на год позже Красноярского края. В 1935-м оно называлось краевым кинотрестом. Его главной задачей было распространение фильмов по кинотеатрам региона. За прошедшие десятилетия менялись названия организации, юридический статус, функции, и сегодня это краевое учреждение — центр развития кинематографии и один из крупнейших архивов плёночных копий фильмов. Мы побывали в «Енисей кино», где специалисты провели для нас экскурсию. Здание учреждения расположено на улице Пролетарской в Октябрьском районе. Сюда из помещения на улице Ленина коллектив переехал более шестидесяти лет назад.

На входе посетителей встречает ретроафиша. Их кассиры кинотеатров набирали вручную железными буквами. На одной строке название фильма, на другой — электронное табло со временем сеанса и наличием билетов.

Здесь же расположена распространённая модель кинопроектора, с помощью которого показывали фильмы. Таким оборудованием пользовались не только профессионалы. Редко, но оно всё же встречалось у любителей. Но подобную технику могли позволить себе единицы, в советское время аппарат стоил более пятисот рублей. Огромные деньги. Но даже при наличии такого оборудования требовалось доказать свой профессионализм, чтобы получить возможность смотреть художественные фильмы дома.

— Нужно было зарегистрироваться и пройти курсы кинодемонстратора. После комиссия проверяла оборудование, чтобы убедиться в его безопасности для плёнки. И только тогда с владельцем техники заключали договор, и он за определённую плату мог взять киноплёнку в личное пользование в прокат, — рассказывает Марат Шарифуллин, заведующий отделом хранения и ремонта фильмофонда. — Таких любителей было совсем мало, поскольку процесс утверждения очень долгий и требования предъявлялись строгие.

Наследие Чулкова

В сравнении с современным цифровым оборудованием механическое более трудоёмкое. Сейчас на проекторе достаточно задать параметры нажатием кнопок, и изображение появится на экране. До цифровой эпохи всё было иначе. Начиная с условий хранения плёнки. Она требует соблюдения особых правил. Плёнка может со временем высыхать, расстояние между боковыми перфорациями уменьшается, зубчики барабанов проектора уже не попадают в отверстия.

— Говорят, плёнка может храниться несколько столетий. Проверить это нашим современникам ещё не удалось, подтвердить смогут только потомки, — говорит Марат Мирдаянович. — Но у нас есть плёнка возрастом в сто лет. Она с огромной усадкой, но всё-таки сохранилась. На старом кинопроекторе мы её уже не покажем, а вот на современном оборудовании, которое бережно сканирует изображение, просмотр возможен.

Это работа документалиста Михаила Чулкова, который в начале прошлого века снимал зарисовки о городе, крае, достопримечательностях и людях. Известен такой факт: в 1913 году французские предприниматели фирмы Gaumont купили у него часть негативов, позже короткометражки «По реке Мане», «По реке Бирюсе» и «Красноярские Столбы» демонстрировались во французском Лионе под общим названием «Медвежьи уголки Сибири».

Поклонники цифровых технологий в кинопроизводстве в своё время удивили зрителей, «раскрасив» любимые чёрно-белые фильмы. Колоризация — это интересно, необычно, но вот Марат Мирдаянович, например, считает, что картина должна оставаться задумкой автора и отражать свою эпоху.

— Я вообще люблю чёрно-белые фильмы, они с особой энергетикой и атмосферой, — считает киноинженер.

В рубке киномеханика

Есть в здании помещение, куда посторонним заходить нельзя, но нам всё-таки разрешили. Это рубка киномеханика, здесь, кроме современного оборудования, установлены плёночные проекторы, которые выводят изображение на большой экран.

В советское время кинозал был местом, где регулярно собирались руководители филиалов организации со всего края, директора кинотеатров. Представители учреждений культуры отсматривали премьеры, определяли, что и когда выйдет в прокат, увозили плёнку на территории. Показы тогда шли даже в самых отдалённых уголках края.

— Смена оборудования была постепенным процессом. Цифровая техника сначала появилась в частных кинотеатрах, — рассказывает Марат Шарифуллин. — Примерно до 2011–2012 годов в красноярских кинотеатрах ещё были плёночные проекторы.

Сейчас сложно представить просмотр фильмов без цифровых технологий, но на самом деле полностью на них перешли относительно недавно. Сегодня специалисты наблюдают рост интереса к плёнке, такой же, как и к грампластинкам. Среди молодёжи есть любители и ценители «живого» кино, люди покупают технику, снимают сами фильмы, устраивают показы. Как отмечают специалисты, качество картинки получается очень высоким.

По мнению Марата Шарифуллина, работа с плёнкой сильно дисциплинировала съёмочные группы. Количество носителя было ограниченным, множество дублей считалось роскошью. При планировании съёмок, например, на детские фильмы фотоматериала давали больше, чем на взрослые. Считалось, что с юными актёрами выполнять режиссёрские задачи сложнее и расход выше.

— С плёнкой подготовительная работа, когда выстраивались кадр, освещение, была очень тщательной. Дубли ограничены. Тебе давали определённый объём фотоматериала, и, если ты превышал норму, приходилось просить, объяснять. Учтите, что в советское время киноплёнку нельзя было купить в обычном магазине, — вспоминает Марат Мирдаянович.

«Смотрите»

Прекрасная Лариса Удовиченко смотрит на посетителей с афиши фильма «Кто войдёт в последний вагон?», вышедшего на экраны в середине восьмидесятых. В коридорах учреждения своя галерея, здесь висят афиши кинолент, которые демонстрировали сорок — пятьдесят лет назад. Некоторые — настоящие раритеты, поскольку нарисованы известными художниками.Напечатанные в типографии афиши украшали в основном фасады кинотеатров в больших городах, а в маленьких населённых пунктах часто делали рукописные плакаты с надписью «Смотрите» и названием фильмов. Если в село приходила красочная афиша, её вывешивали в местном магазине, чтобы не сорвали.

В числе экспонатов — коробки из-под плёнки с автографами актёров: Ларисы Лужиной, Алексея Гуськова и других российских звёзд.

Также в «Енисей кино» есть галерея работ уже современных красноярских художников, которые нарисовали афиши к советским и российским фильмам.

Мир картин

И детей, и взрослых впечатляет хранилище. В большом помещении ряды стеллажей с жестяными коробками. В них — огромный мир кино, совершенно разные фильмы. Популярные и малоизвестные, наши и зарубежные, старые и относительно новые. На соседней полке с советским фильмом «Экипаж» 1979 года — практически его ровесник, блокбастер первый «Терминатор». Большая часть в хранилище — это художественные картины.

Всего в фондах «Енисей кино» почти пять тысяч фильмов. В одну коробку картина не поместится, поэтому каждая разделена на части и помещена в отдельную упаковку. Например, «...А зори здесь тихие» 1972 года имеет десять частей.

Все плёнки раз в два года проходят проверку на целостность. В специальном помещении есть оборудование, которое в шутку сотрудники называют вечным. Это приборы, которые перематывают плёнку, а специалист ищет дефекты и при необходимости делает склейку. Руками такое количество банок женщинам, работающим в отделе, перетаскать невозможно. Поэтому в кабинет плёнку доставляют на ленте транспортёра. Благодаря этому процессу и удаётся сохранять архивы плёнок десятилетиями.

Как попасть на кинопоказ и экскурсию? Следить за анонсами «Енисей кино», информация о мероприятии публикуется на сайте и в группе ВКонтакте. Здесь же можно узнать, съёмки каких фильмов при поддержке учреждения проходят сейчас в нашем городе.

В ТЕМУ

В 2022 году при поддержке правительства Красноярского края на базе «Енисей кино» созданы два отдела. Это отдел кинолетописи, цель которого — создание киноархива Красноярского края, выпуск киножурнала «Енисейский меридиан», рассказывающий о главных событиях региона, а также цикл интервью «Сибирский акцент».

Второе подразделение — отдел содействия организации киносъёмок. Его специалисты оказывают консультационную и организационную поддержку кинокомпаниям, проводящим съёмки в Красноярском крае. Это помощь в подборе локаций киносъёмок, переговоров, организации проведения кастингов артистов и других вопросах.

Экспонат

В коллекции оборудования «Енисей кино» есть ручной кинопроектор с динамо-машиной, который можно увидеть в фильме «Человек с бульвара Капуцинов». Это один из первых образцов техники. Киномеханик должен был вращать ручку со скоростью два оборота в секунду. Считалось, что делать это можно было в течение двадцати минут, потом рука уставала.Также в числе экспонатов есть аппараты, которые использовались для показа фильмов в школах и вузах. Оборудование часто узнают люди старшего поколения — вспоминают, как, будучи учителями и преподавателями, вели киноуроки.

Технологии

Сохранить историю специалистам помогает сканер по оцифровке киноплёнки. Такое оборудование в крае пока в единственном экземпляре.

За счёт гладких роликов аппарат бережно сканирует плёнку, не повреждая её. Режим проверки позволяет узнать исходное состояние, увидеть повреждения. Даже если плёнка имеет дефекты, сканер нового поколения сможет аккуратно покадрово оцифровать видео.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА