Наука и образование

«Художник — это характер». Как в Красноярске обучают одной из самых творческих профессий

Андрей Гуренков учит молодых художников в училище специальным дисциплинам — рисунку и живописи.

«Художник — это характер». Как в Красноярске обучают одной из самых творческих профессий

Дмитрий Шабалин

Андрей Гуренков.

Красноярское художественное училище имени Василия Сурикова известно далеко за пределами нашего города. Здесь была открыта первая в Сибири Рисовальная школа, положившая начало художественному образованию в нашем огромном крае. Корреспондент «Городских новостей» пообщалась с преподавателем, который готовит будущих художников.

Но прежде чем познакомить читателей с нашим сегодняшним героем, напомним, что в прошлом году Суриковскому училищу исполнилось 65 лет. Выпускниками этого старейшего учебного заведения являются такие художники, как Геннадий Горенский, Валерий Кудринский, Юрий Деев, Константин Войнов, Валентин Теплов, Елена и Александр Красновы, Александр Ткачук и многие другие.

Благодаря традиционной школе классического искусства и сильным педагогам здесь готовят настоящих мастеров. Студенты изучают рисунок, живопись, скульптуру, законы построения композиции. Также в программе компьютерная графика, цветоведение, основы пластической анатомии, перспективы и техники живописи, виды шрифтов и декоративного оформления и даже педагогические основы преподавания творческих дисциплин. Среди преподавателей, которые сегодня готовят будущих мастеров, Андрей Гуренков, лауреат Государственной премии Красноярского края в сфере профессионального образования. С 2011 года он обучает молодых художников в училище специальным дисциплинам — рисунку и живописи.

Оставались ночевать

— Очевидно, что учить будущих художников может только человек, который сам занимается искусством. С чего начался ваш творческий путь?

— С детства у меня было множество увлечений. Я не только рисовал, но и танцевал в ансамбле «Радуга». А вечером ещё и уроки нужно было делать. Это большая физическая, эмоциональная нагрузка, поэтому хореографию пришлось оставить. Зато я продолжил художественное обучение.

Интерес к живописи у меня от отца, который увлекался рисованием и даже во время службы в армии был художником. Он мне постоянно рассказывал, как в то время, когда все ходили строем, оставался в мастерской и оформлял стенгазеты.

После окончания художественной школы я поступил в Суриковское училище на живописно-педагогическое отделение. На четвёртом курсе у нас началась практика, и именно тогда мои наставники порекомендовали мне пойти работать преподавателем.

Я начинал в 2004-м в шестой художественной школе (сейчас это детская школа искусств № 9. — Ред.). А в 2011 году директор Суриковского училища — Сергей Викторович Гурьев — пригласил меня к себе.

— В нашем Суриковском училище большой конкурс. Поступить очень непросто…

— Да. Я в первый год не добрал один балл, и это был для меня очень сильный удар. В итоге пошёл на подготовительные курсы, где с будущим абитуриентами занимался один из преподавателей училища, Зуфар Мухаметович Сибгатуллин. Благодаря знаниям и навыкам, которые он давал, я смог стать студентом.

— Что вам больше всего запомнилось со времён обучения?

— Мы приходили на занятия к девяти часам утра, а домой уезжали, как правило, поздно вечером, на последних автобусах. А бывало, что работали в выходные и даже оставались здесь ночевать! Зачем? Во-первых, это же так интересно — остаться с ночёвкой в училище! Во-вторых, мы действительно были очень заняты.

Любимый Суриков

— Кто из известных мастеров вам близок? Есть любимые художники?

— В первую очередь это наш земляк Василий Иванович Суриков, имя которого носит училище. Кроме того, российские передвижники — Репин, Шишкин. Также нравятся импрессионисты, но ближе всего мне классическое русское искусство. К слову, в нашем училище даётся именно классическое образование, потому что у любого художника должна быть база.

— В каком жанре вы любите работать?

— Я люблю простор, открытость, поэтому в основном пишу многоплановые пейзажи. Очень мне нравится Хакасия, где прошло всё моё детство. Я хоть и появился на свет в Красноярске, но вырос на родине моей мамы — все каникулы там проводил. Родом отсюда, но духом оттуда. При этом наша деревня находилась не в степях, а в тайге, где Ивановские озёра. Это место ещё в советское время облюбовали многие художники, и у меня много работ оттуда. Ещё будучи студентом, отправлялся в родные места на пленэры.

Живопись — это ремесло

— Что нужно начинающему художнику для того, чтобы стать настоящим профессионалом?

— Естественно, талант необходим, но его нужно развивать. Поэтому одно из главных составляющих успеха — трудолюбие. А ещё желание самого студента стать мастером. Если молодому человеку это нужно, он будет работать, переживать, не терять попусту время, а заниматься либо в мастерской, либо на пленэре на открытом воздухе. Да, непросто часами сидеть за планшетом или стоять за мольбертом. Но чем больше ты пишешь, тем выше мастерство.

Также важно изучать памятники искусства, посещать музеи. Приобретение зрительной базы — так называемая насмотренность — тоже влияет на уровень. Но всё-таки главное — постоянно набивать руку. Потому что живопись — это ремесло, а оно делается руками.

Мы учим студентов не просто рисовать, а пропускать через себя все образы, перенося их либо на холст, либо на бумагу.

— Интересно, чем вас радуют выпускники, у которых вы преподавали?

— Естественно, своими достижениями. Сейчас многие из них открывают свои профессиональные школы, собственные изостудии. А некоторые даже стали моими коллегами, преподают в нашем училище.

Уезжают выпускники и в Москву, и в Питер, где продолжают обучение или работают в сфере искусства. При этом становятся не только живописцами: есть среди них отличные дизайнеры, фотографы. Так что все устроены.

— Вот интересно, почему у нас в Красноярске столько сильных художников? Мы же вроде Сибирь, периферия…

— Потому что Красноярск — это своего рода Клондайк талантов… А если без шуток, то у нас действительно очень сильная подготовка. В городе есть все стадии художественного образования: и детские художественные школы, и Суриковское училище, и Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, и Региональное отделение Российской академии художеств Урала, Сибири, Дальнего Востока. Так что периферией нас точно назвать нельзя.

ДОСЬЕ

Андрей Валерьевич Гуренков

Дата и место рождения: родился 7 февраля 1983 года в Красноярске.

Образование: в 2005 году окончил училище имени Сурикова, получив диплом с отличием по специальности «живописно-педагогическое отделение». В 2012 году окончил Красноярский государственный художественный институт (станковая живопись), творческая мастерская станковой живописи профессора Клюева.

Деятельность: С 2004 по 2016 год — преподаватель детской школы искусств № 9.

С 2009 года — участник международных, всероссийских, городских, краевых выставок.

С 2011 года — преподаватель спецдисциплин — рисунка и живописи в Красноярском художественном училище имени Сурикова.

С 2015 года — руководитель Ачинского методического объединения. Заведующий цикловой комиссией по предмету «рисунок» в Красноярском художественном училище имени Сурикова.

В 2016 году присвоена высшая (первая) квалификационная категория в должности «преподаватель».

__Награды: награждён Государственной премией Красноярского края в сфере профессионального образования.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА