Общество

«Мы имеем дело с зумерами». Как работать с разновозрастным коллективом

Руководству и более зрелым сотрудникам нужно уметь преодолевать конфликты и знакомить молодёжь с принятой системой ценностей.

«Мы имеем дело с зумерами». Как работать с разновозрастным коллективом

Дмитрий Шабалин

Молодым сотрудникам нужно помогать.

«Сейчас у меня три молодых сотрудника — два парня и девушка. Всем ещё нет двадцати пяти лет. Хорошие в целом ребята, интересные вещи предлагают, взгляд свежий, но всё равно с ними трудно. Сложно объяснить, что такое командная работа и личная ответственность в ней. Они часто спорят, умничают, и я много времени трачу на объяснения очевидных вещей, которые опытный сотрудник и так понимает. Например, почему иногда необходимо выйти на работу в выходной». Так о своих подчинённых рассказывает Валерия, руководитель подразделения крупной компании. Женщине сорок четыре года, и она признаёт, что между ней и новыми сотрудниками есть некоторый конфликт поколений.

Разные ценности

— Мне трудно понять, почему они слишком легко относятся к своим обязанностям. Есть ощущение, что совсем не дорожат хорошим местом работы, — говорит Валерия. — Я воспитана в совершенно других правилах, в их возрасте уже руководила направлением. Один из парней и девушка до сих пор живут с родителями, деньги тратят не на быт, а на развитие, увлечения. Помню, что двадцать лет назад все мои сокурсники держались за свои рабочие места, чтобы были деньги платить за аренду квартир, на что-то жить. Моя молодёжь совсем лёгкая в этом плане, ребята лучше возьмут выходной и встретятся с друзьями, чем согласятся на дополнительный заработок.

«Отлично разбираются в цифровых технологиях и тенденциях, рассчитывают на быстрый результат. Креативны и умеют мыслить нестандартно. В то же время им бывает сложно соблюдать субординацию и принимать этические ориентиры коллектива» — так оценивают современную молодёжь как специалистов аналитики ВЦИОМ. Эксперты подчёркивают: молодым сотрудникам нужно помогать. Без таких ребят в компании не будет прогресса и обновления. Но руководству и более зрелым сотрудникам нужно уметь преодолевать конфликты между поколениями в коллективе и знакомить молодёжь с принятой системой ценностей.Умение руководителя находить компромиссы сегодня особенно важно, поскольку серьёзный дефицит кадров есть во всех сферах, требуется мотивировать новичков и удерживать опытных сотрудников.

Дробите задачи

Александр Меркулов, директор центра профориентации «Профкомпас», как педагог, много лет работает с молодёжью. Он помогает ребятам определиться с выбором, понять сильные стороны и получить новые навыки. Молодёжь в возрасте 20+, вышедшая сейчас на рынок труда, имеет свои особенности.

— Сегодня мы имеем дело с поколением Z — так называемые зумеры, — поясняет Александр Борисович. — Это полностью цифровое поколение, которое не любит бумажные носители, при этом в своём большинстве хочет работать и получать высокую зарплату. Они с детства научились справляться с большим потоком информации и быстро анализировать, не боятся предлагать новые решения и могут легко справляться с несколькими задачами одновременно. При этом они не готовы выполнять рутину, браться за работу, если не понимают, что и зачем делают и как это влияет на результат. Им будет неинтересно.

Педагог отмечает, что поколение зумеров не строит долгосрочных планов. Но вины ребят в этом нет. Они росли в комфорте и регулярном поощрении даже самых небольших достижений.

— У них много школьных грамот, они привыкли получать призы и благодарности за всё, что сделано ими. Без этого они выпадают из системы, — говорит Александр Меркулов. — Зумеры обладают клиповым мышлением и не готовы воспринимать новую информацию дольше восьми секунд. Они росли в среде, когда на всё можно найти ответ в Google. Поэтому им трудно браться за глобальные задачи — работодателю необходимо дробить их практически до трудовых действий. Чтобы не объяснять одно и то же несколько раз, проще сразу расписать всё по пунктам. Иначе будет «не написано — не сделал».

Всё есть в интернете

— Тема взаимоотношений в коллективе представителей разных поколений сегодня актуальна и для небольших, и для крупных компаний, — поясняет бизнес-тренер Юлия Овечко. — В ноябре прошлого года в Красноярске прошла большая конференция HR-сообщества, где как раз обсуждали разницу поколений и трудности, которые могут возникать из-за неё. Например, молодёжь нацелена на получение нового опыта, проверку гипотез, тогда как старшее поколение относится скептически: для чего всё это устраивать, если и так работает. Или опытные сотрудники подробно объясняют новичкам: важно эту задачу сделать вот так. Однако молодые сотрудники не готовы вникать, почему именно так, зачем. Складывается впечатление, что ребята мыслят поверхностно. Но это общая тенденция — сейчас для решения разных жизненных задач не нужно знать информацию заранее, при необходимости можно поискать её в интернете.

Как отмечают эксперты, особенности разных поколений — вовсе не минусы. Например, непосредственность и смелость молодёжи в общении не стоит считать невоспитанностью и дерзостью. Есть ситуации, когда такие черты как раз помогают. А скептическое мнение возрастных коллег — не замшелый взгляд, а опыт, который нужно учитывать. Руководителю необходимо понимать сильные стороны сотрудников разных поколений и учитывать это при распределении обязанностей и постановке задач.

Программа

Один из способов проверить коллектив и молодого специалиста «на совместимость» — стажировка. Так, городской центр занятости совместно с работодателями проводит мероприятия по программе «Стажировка выпускников». Это направление уже много лет пользуется спросом и у соискателей, и у работодателей. В прошлом году в программе участвовали 42 молодых специалиста.

В период стажировки молодые специалисты получают возможность пройти практику, применить свои знания, приобрести опыт. Работодатели могут оценить уровень подготовки, понять, чему нужно обучить специалиста.

Подход

В 1990-х годах заговорили о теории поколений. Считается, что существуют определённые периоды (продолжительностью примерно 20 лет), когда большинство людей обладают сходными ценностями. Представители поколения — образ собирательный и условный. Теорию нередко подвергают критике за излишнее обобщение. Многое зависит от политической и экономической ситуации в стране, где родился человек, культурных традиций, влияния семьи, условий, в которых формировалась личность ребёнка.

Тем не менее социологи, психологи, экономисты наблюдают общие черты у людей, относящихся к одному социальному поколению. Если говорить о трудовом коллективе, теория поколений помогает руководителям понимать сотрудников разных возрастов, ставить им задачи и получать результат. Также ею часто руководствуются маркетологи, специалисты по продажам, изучая свою целевую аудиторию.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА