Проспект культуры

Ирина Бойко: «Важно, чтобы люди театра чувствовали, что они не забыты»

Заслуженная артистка России солистка Красноярского музыкального театра Ирина Бойко о профессии, взаимопомощи, архивных спектаклях и современных ролях.

Ирина Бойко: «Важно, чтобы люди театра чувствовали, что они не забыты»
Фото: Красноярский музыкальный театр

Ирина Бойко, окончив курс Михайлова в ГИТИСе (на тот момент главного режиссёра Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко), дебютировала в Красноярском театре музыкальной комедии в 1975 году. И с тех пор её творческий путь связан с историей и становлением Музыкального театра.

За годы работы в театре сыграны многочисленные роли: Розалинда, граф Орловский в оперетте «Летучая мышь», Валентина в оперетте «Веселая вдова», Настя в оперетте «Бабий бунт», Баядера в оперетте «Баядера», Иринка в оперетте «Свадьба в Малиновке», Гликерия в музыкальной комедии «Табачный капитан, Пенелопа в оперетте «Пенелопа», Инка в музыкальной комедии «Полярная звезда» и другие. В 2005 году ей присвоили почетное звание «Заслуженный артист России».

– Ирина Григорьевна, какая ваша первая роль в Музыкальном театре?

– Получилось так, что я сразу попала на гастроли в город Курган. Когда я только пришла в театр, то получила на роль Машки в музыкальной комедии «Левша». С каким удовольствием я репетировала эту роль!

– Когда Вы только начинали свой творческий путь, вам помогали старшие артисты, которые в театре уже давно?

– Конечно, были маститые актеры, которые давно проработали в театре и обязательно что-то подсказывали. Они не навязывали, но высказывали в форме пожеланий, на что обратить внимание. И я могла посоветоваться с кем-то, мне могли сказать, что и как нужно делать, но в то же время у меня было своё мнение. Я вспоминаю с благодарностью своих партнёров по сцене: Святослава Олейника, Николая Каржавина, Михаила Михайлова, Бориса Перлова, Тамару Агапову, Клавдию Гегель-Бородину, пару Краверских, Юрия Молодова, Виктора Савченкова и других артистов, которых уже нет с нами.

– А сейчас, учитывая ваш опыт, помогаете вновь пришедшим артистам?

– Каждый актёр интуитивно чувствует роль, поэтому я не люблю навязывать. Могу только подсказать, когда мы рядом с партнером в одной сцене. Этим ведь больше режиссёр занимается.

– Какие запомнились спектакли из истории театра, которые сейчас уже не идут?

– Неизгладимое впечатление у меня оставило открытие гастролей в Кургане – спектакль «Опалённые строки», поставленный к 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Специально приглашали ветеранов, потому что это был замечательный спектакль, но со слезами на глазах. Конечно, я смотрела все спектакли из репертуара: классические оперетты, советские оперетты и музыкальные комедии, потому что мне всё было интересно! И вскоре я получила роль Адель в «Летучей мыши» И. Штрауса и сыграла ее в оперном театре Перми. Всё это случилось в один год (1975 г.), когда мы были на гастролях. В разное время я сыграла несколько ролей в этом спектакле – Адель, Розалинду, неожиданно князя Орловского и Амалию. Было очень любопытно. В мюзикле «Моя прекрасная леди» я сыграла три роли в разное время: сначала – мисс Хопкинс, потом – Элиза Дулиттл и миссис Пирс.

– Какие роли вам особенно близки?

– Наверное, можно сказать, мне очень повезло, потому что у меня были разнообразные роли. Например, в спектакле «Возраст женщины» я играла героиню от 17-летней девчонки до 50 лет, мне было самой очень интересно. Потом были постановки «Пенелопа» (Пенелопа), «Весёлая вдова» (Валентина), «Бабий бунт» (Настя), «Ретро» (Роза Александровна), «Любовь-загадка» (Ольга Михайловна), «Дачный роман» (Татьяна Андреевна).

Мне нравились оптимистичные спектакли, несмотря на то что там находилось место и драме, но всегда было больше оптимизма, света и смеха. Безусловно, я отношусь ко всем жанрам хорошо. Я люблю разнообразные роли: сегодня я Машка в музыкальной комедии «Левша», завтра – Валентина в оперетте «Весёлая вдова». И потом я с легкостью перешла на характерные роли. Не всегда всем удается этот переход быстро, некоторые продолжают чувствовать себя, как «героини». Но в каждой роли на самом деле должен быть определенный характер, нужно проявлять своё «я».

– Из современного репертуара музыкального театра что вам нравится?

– Сейчас я с удовольствием играю Коробочку в лайт-опере «Мертвые души» и бабушку Ануш в комедии-водевиле «Ханума».

– В истории театра был долгий период гастролей – с 1975 по 1991 год. Как вы его пережили и что вынесли из этого опыта?

– Мы объездили страну от Калининграда до Камчатки и всё выдержали. При всех ситуациях была поддержка. Выходили играть при любых условиях, а ведь было много спектаклей. к тому же это было в то давнее время, когда мы без телефонов всегда знали, где и во сколько встречаемся. Помню, наши гастроли в Норильске, три дня мы не могли оттуда вылететь из-за непогоды. Представляете, как надо было всем договориться, не имея возможности позвонить каждому? Надо было всем собраться, когда стало известно, что наконец-то летим, мы собрались. Было время!

Мы пели долгое время классику на высоком уровне без микрофонов и в разных залах, на разных площадках. На гастролях нам часто говорили: «Какой у вас поющий театр». Было очень приятно слышать.

– Ирина Григорьевна, вы столько лет прошли с театром и знаете его как никто другой. Что пожелаете театру в его праздник?

– Театру хочу пожелать больших творческих успехов, интересных постановок, а артистам – замечательных ролей. Мне хочется, чтобы вся труппа была задействована в спектаклях. И конечно, хочется пожелать, чтобы мы не забывали нашу историю, режиссёров, актёров и других работников, которые многие годы служили и служат здесь. Это ведь важно, чтобы люди чувствовали, что они не забыты, чтобы приглашали ветеранов. Как это будет приятно!

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА