Новости
Управлять транспортными потоками
Пассажирские перевозки, наверное, одна из самых сложных отраслей экономики. Ведь от квалификации работника, сидящего за рулем автобуса или распределяющего транспортные потоки на улицах Красноярска, зависит комфортность и безопасность проживания в краевом центре. В этом году в программу подготовки специалистов в политехническом институте СФУ были включены занятия по организации диспетчерского управления пассажирским транспортом. Вуз по заказу департамента транспорта администрации Красноярска планирует выпускать квалифицированных специалистов, которые научатся в реальных условиях организовывать движение пассажирского транспорта в соответствии с расписанием движения по маршруту.
На защиту лабораторных работ по теме “Организация диспетчерского управления, учета и контроля за работой городского пассажирского транспорта” в политехнический институт прибыла внушительная делегация — заместитель руководителя департамента транспорта Анатолий Зуев, потенциальный работодатель для ребят — директор муниципального учреждения “Красноярскгортранс” Борис Обухов и заведующий кафедрой политехнического института СФУ Александр Фадеев. Студенты-пятикурсники не ожидали такого интереса к их работе, но лабораторные, над которыми трудились несколько месяцев, представили достойно. На интерактивной карте в режиме реального времени было показано, каким образом работает система слежения, недавно внедренная на всем пассажирском транспорте. По движущимся синим и красным точкам можно было определить, по времени ли идет тот или иной автобус и не задерживается ли в пробке.
Впрочем, как заметил заместитель руководителя департамента транспорта администрации Красноярска Анатолий Зуев, задача диспетчера состоит не только в этом.
— Система, по которой сейчас работают студенты, довольно обширная и позволяет облегчить работу транспортников, — сказал Анатолий Зуев. — Внутри салона автобуса устанавливаются счетчики, которые в автоматическом режиме контролируют количество входящих и выходящих пассажиров. И выводят это в реальном времени на пульт диспетчера. Кроме того, с помощью этой системы можно снимать технические показания работы агрегата автобуса, контролировать все 1 200 единиц подвижного состава, которые работают сегодня на маршрутах, и управлять ими. На дорогах бывают заторы, ДТП, сходы автобусов из-за технических неисправностей, диспетчер должен оперативно принять меры для того, чтобы вклиниться в процесс и внести корректировку в расписание.
Для подготовки кадров для отрасли пассажирского транспорта по соглашению с муниципальным учреждением “Красноярскгортранс” на кафедре политехнического института организован настоящий диспетчерский пункт, куда информация о работе автобусов передается в реальном времени.
— Мы должны обучить наших специалистов всем новым технологиям, которые существуют на транспорте, — поясняет заведующий кафедрой Александр Фадеев.
Присутствовавшие на защите транспортники удовлетворительно оценили знания пятикурсников и заметили, что до окончания учебы они наверняка свои теоретические познания подкрепят практическими навыками.
— Практически тридцать процентов работников нашего учреждения выпускники СФУ, — говорит директор Красноярскгортранса Борис Обухов. — Не все приходят с одинаковыми знаниями. Девушки имеют более глубокие теоретические познания, да и диспетчерская служба больше женская работа, требует усидчивости, терпения. Выпускницы политехнического института способны эффективно трудиться.
Создание кабинета по подготовке специалистов-диспетчеров не первое совместное мероприятие СФУ и департамента транспорта администрации Красноярска. В 2006 году институтом по заказу городской администрации было проведено изучение пассажиропотоков в краевом центре. Эти данные легли в основу маршрутной сети Красноярска, которую транспортники разрабатывали в тандеме с наукой — так же, как и концепцию развития пассажирского транспорта общего пользования в Красноярске на 2011—2015 годы.