Общество

«На шинном заводе обещали платить зарплату шинами». Михаил Первухин — об интересных начинаниях в политехе, выпавших на девяностые годы

Ассоциация выпускников Красноярского государственного технического университета отмечает 30-летие.

«На шинном заводе обещали платить зарплату шинами». Михаил Первухин — об интересных начинаниях в политехе, выпавших на девяностые годы
Михаил Первухин, директор Политехнического института СФУ

Михаил Шуклин

В нынешнем году отмечает тридцатилетие ассоциация выпускников Красноярского государственного технического университета (КГТУ, позже получившего название Политехнический институт СФУ). По-своему уникальная общественная организация, которая до сих пор успешно работает, появилась в Красноярске весной 1994-го, практически одновременно с газетой «Городские новости». В нашем юбилейном проекте «Одногодки» мы решили рассказать об этом сообществе и о том, как развивалась инженерная наука в далёкий уже перестроечный период. Чтобы узнать обо всём этом подробнее, наш журналист встретился с директором политеха Михаилом Первухиным.

В 1994 году Михаил Викторович учился на третьем курсе вуза, который он сейчас возглавляет, и был одним из самых сильных студентов на потоке. В то время складывались, мягко говоря, не самые благоприятные для инженеров времена. Промышленность буквально на глазах разваливалась, зарплаты задерживали либо выплачивали по так называемому бартеру (натуральному обмену). Современной молодёжи даже трудно объяснить, что это такое.

Впрочем, научные сотрудники в начале девяностых ощущали экономический кризис не настолько остро, как, к примеру, работники заводов, учителя, врачи. Наука отличается инерционностью — то есть способностью долго сохранять привычное состояние. Запущенные в ней процессы невозможно мгновенно затормозить (как, впрочем, и разогнать, если остановка всё же произошла). В КГТУ к девяностым годам, благодаря представителям советской инженерной школы, был сформирован хороший задел для дальнейшего развития. Многие проекты здесь ещё в течение какого-то времени реализовывались достаточно благополучно — несмотря на то, что всю страну лихорадило.

Не все инженерные таланты, конечно, сумели найти своё призвание в родном городе. Некоторые перебрались за границу — в Германию, США, кто-то занялся бизнесом. Но в целом, по отзывам старожилов, ситуация в политехе была не настолько критичной, как в некоторых других организациях.

К тому же лучшие, сумевшие найти своё место в жизни выпускники этого вуза, которых к 1994 году образовалась целая когорта, решили не разрывать связь со своей альма-матер и всячески поддерживать родной политех. Для этого они создали официальную организацию — ассоциацию выпускников Красноярского государственного технического университета (КГТУ) и Красноярского политехнического института (КПИ — так профильный инженерный вуз нашего города назывался со дня своего основания в 1956 году до 1993-го). Написали устав, избрали президиум, наметили приоритеты — и приступили к работе.

Кузница кадров

— Что конкретно делали участники ассоциации для политеха после основания этого сообщества и какие инициативы дошли до сегодняшнего дня?

— При содействии ассоциации на площадке нашего вуза начали проходить мероприятия по обмену научно-техническим опытом межрегионального и даже международного уровней, обновилась материальная база. Кроме того, успешные выпускники учредили стипендию за академические заслуги, активную общественную деятельность, спортивные рекорды. И ежегодно выплачивают её из собственных средств самому достойному студенту, которого определяют сами ребята из числа своих однокашников. Такая мера поддержки, безусловно, мотивирует. На праздновании тридцатилетнего юбилея ассоциации стипендию за особые достижения вручат очередному соискателю.

— То есть ассоциация — это такое братство серьёзных, неравнодушных представителей технической интеллигенции, которое решает важные для вуза задачи. Кто в неё входит?

— Руководители предприятий, бизнесмены, учёные. Причём некоторые добились профессиональных высот вовсе не в инженерной сфере. Они возглавляют силовые ведомства, занимаются политикой. Назову несколько известных фамилий: первый заместитель министра МВД России Александр Горовой, депутат Государственной думы РФ Сергей Ерёмин, депутат Законодательного собрания края, бывший начальник регионального управления ФСБ Анатолий Самков, олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Алексей Шумаков. И, конечно же, министр обороны РФ Сергей Шойгу, который в своё время приехал в Красноярск получать высшее образование из Республики Тывы. Из-за плотного графика работы Сергей Кужугетович приезжает к нам нечасто, но о вузе не забывает. К 65-летию политеха, который мы праздновали три года назад, он прислал поздравительную телеграмму.

— Чем обусловлены такие широкие карьерные горизонты выпускников инженерного вуза? Правильно я понимаю, что у вас закладывается не только умение блестяще оперировать цифрами и формулами, но и оттачиваются навыки общения, лидерские качества?

— Так оно и есть. Но это происходит не благодаря каким-то целенаправленным тренингам по психологии, а естественным образом. Инженерное образование имеет системный характер, настраивает человека на то, что ему придётся учиться чему-то новому на протяжении всей жизни, делает ум гибким и пытливым. С таким багажом в жизни не пропадёшь. А объединяющим началом для студентов был сначала комсомол, затем — стройотряды. И конечно, спорт, которому в вузе всегда уделялось самое пристальное внимание.

Время новых возможностей

— Давайте вернёмся к событиям тридцатилетней давности. Как всё-таки повлияла перестройка на подходы к инженерному образованию, на менталитет студентов, преподавателей?

— Девяностые годы стали тем рубежом, когда российские вузы переходили с советской системы высшего образования на Болонскую, двухступенчатую, включающую в себя бакалавриат и магистратуру. Нужно было менять существовавшие ранее программы. Но не полностью копировать пришедшие к нам из Европы стандарты обучения, а адаптировать их к потребностям местных промышленных предприятий, для которых политех традиционно готовит кадры. Это трудоёмкая и ответственная работа, требовавшая оперативных решений — буквально с колёс. 1994 год, кстати, знаменателен для истории политеха ещё и созданием Сибирского регионального учебно-методического центра технических вузов. Именно это подразделение разрабатывало новые технологии подготовки инженерных кадров — в тесном взаимодействии с Министерством образования РФ, ведущими университетами Санкт-Петербурга, Москвы, других крупных городов.

— Михаил Викторович, расскажите подробнее о себе, как о человеке, который во времена крутых перемен решил заниматься научной деятельностью. Рассматривали вы другие варианты применения своих знаний и способностей?

— Учился я всегда хорошо. Но не буду скрывать, что, получив диплом, почувствовал некоторую растерянность. Не очень понимал, что делать дальше. В городе оставалось буквально два-три завода, которые выплачивали зарплату сотрудникам «живыми» деньгами, так как поставляли продукцию на экспорт и получали от зарубежных партнёров финансирование. Но туда было невозможно устроиться. Все остальные предприятия практиковали взаиморасчёты — зачастую той продукцией, которая сходила с их конвейеров. На шинном заводе, к примеру, мне пообещали выдавать зарплату шинами. Приглашали на завод резинотехнических изделий, но честно предупредили, что платить будут раз в три месяца. Такие проблемы складывались, по сути, во всём производственном секторе. И я нашёл для себя другой выход. Поступил в аспирантуру. На это решение повлиял преподаватель Виктор Николаевич Тимофеев, впоследствии ставший моим научным руководителем при написании кандидатской диссертации. Виктор Николаевич в те годы основал своё небольшое предприятие — научно-производственный центр магнитной гидродинамики. И мы, молодые ребята из его команды, не только занимались исследованиями, но и имели возможность зарабатывать, выполняя заказы. Так что девяностые были ещё и временем новых возможностей.

Конкурс и демография

— Вы упомянули о растерянности, которую ощущали в перестроечный период, наверное, многие технари. Повлияло ли ухудшившееся положение дел в производственном секторе на конкурс в инженерный вуз?

— Вплоть до нулевых годов конкурс оставался на уровне советского времени. Он ведь зависит от демографической ситуации — от того, сколько у нас выпускников школ, потенциальных студентов. В СССР проблем с демографией не было, и те, кто родился на стыке семидесятых и восьмидесятых, активно подавали к нам документы. Конкурс стал снижаться позднее, примерно с середины 2000-х — как следствие демографической ямы конца восьмидесятых — начала девяностых.

— Довольны ли вы тем, что сейчас государство поддерживает научные проекты грантами, поощряет инновации в различных сферах?

— Конечно, это хорошо. Возможно, всё движется не такими быстрыми шагами, как нам бы хотелось, но положительные результаты есть. Они стали особенно заметны с 2022 года, когда из-за санкций Запада встал вопрос о технологическом суверенитете. С того момента очень сильно возросло финансирование научных разработок. Причём оно именно целевое, то есть направленное на поддержание именно самых уязвимых, слабозащищённых направлений.

В ритме большого города

— Скажите, используются ли достижения инженерной мысли для того, чтобы жизнь в Красноярске становилась комфортнее?

— Специфика политехнического института такова, что мы в основном работаем с промышленными предприятиями, а не напрямую с организациями, улучшающими состояние городской среды. В мероприятиях, связанных с благоустройством парков и скверов, задействованы, как правило, другие институты СФУ: архитектуры и дизайна, инженерно-строительный. Но в политехе есть кафедра транспорта. Наши сотрудники взаимодействуют с краевыми и городскими властями, принимают участие в проектировании автомобильных, железных дорог и других объектов, необходимых для комфортного перемещения машин, автобусов, трамваев и так далее. Сейчас, в частности, наши специалисты входят в состав рабочей группы по строительству красноярского метрополитена. Поэтому можно с уверенностью сказать, что мы живём и развиваемся в ритме большого города.

— А вы сами коренной красноярец?

— У меня сложная биография. Отец был военным, семья с ним исколесила всю Россию. Родился я в Архангельске, университет окончил в Красноярске, и в результате здесь осел, о чём нисколько не жалею. Помимо того, что это очень перспективный, динамичный город, в его окрестностях много мест, которые красивы и зимой, и летом. Люблю Столбы, Торгашинский хребет. С удовольствием езжу в Дивногорск. В городе на Енисее судьба свела меня с прекрасными коллегами и наставниками, и это особенно ценный момент.

В тему

Из стен политеха выходят творческие люди, способные придумать что-то нетривиальное буквально на ровном месте. Так, в прошлом году участники ассоциации выпускников КГТУ и КПИ совместно с действующими сотрудниками вуза устроили интересный семейный праздник в честь Дня автомобилиста, совмещённого с юбилеем автотранспортного факультета КГТУ.Была организована выставка современных машин и таких легендарных моделей легковушек, как «Москвич», «Чайка», «Победа». На одной из локаций красовались самодельные багги (лёгкие авто с открытым верхом, напоминающие квадроциклы). И даже электромобиль, который собственноручно создали студенты в рамках своих дипломных проектов!

Акцент

Тысячи высококвалифицированных современных специалистов, инженеров, востребованных на рынке труда практически во всех отраслях экономики, государственных и общественных деятелей окончили в разные годы Красноярский политехнический институт, Красноярский государственный технический университет, Политехнический институт СФУ. Они успешно трудятся в крае, Сибири, других уголках нашей Родины и хранят добрую память о студенческих годах. Родная альма-матер тоже о них не забывает, гордится их успехами и продолжает принимать в ассоциацию выпускников новых участников.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА