Новости

“Карлсон”: проверка на внимательность

“Карлсон”: проверка на внимательность

Зрителей в новый спектакль завораживает декорациями

Репертуар Красноярского драмтеатра им. Пушкина пополнился новой постановкой для детей — “Малыш и Карлсон, который живёт на крыше”, по мотивам сказки Астрид Линдгрен. Историю про “красивого, умного, в меру упитанного мужчину” поставил заслуженный артист РФ Сергей Селеменев. Правда, высидеть этот спектакль, не потеряв к нему интереса, под силу далеко не каждому ребёнку. Только тому, который на самом деле умеет слушать.

Заявления актеров, мол, для детей важно играть особенно тонко, поскольку маленькие зрители хорошо чувствуют подвох, всегда казались мне, мягко говоря, несколько наигранными. В очередной раз убедилась, что на самом деле детское внимание долго можно удерживать за счет “вспышек”: мигающие лампочки, взрывы, видеопроекция, крики — всё это будоражит воображение ребятишек и заставляет смотреть на сцену.

В красноярском “Карлсоне” основная ставка тоже сделана на антураж — сценография от художника-постановщика Игоря Капитанова продумана очень хорошо и рассчитана именно на деток 5—10 лет. На заднем плане сцены переливаются разноцветными лампочками крыши домов — при определённом свете смотрятся они очень красиво, будто перед тобой на самом деле вечерний город в огнях. Комната Малыша и вовсе мечта каждого современного ребёнка: лошади-качалки, роботы, игрушечные пистолеты, кресла-“смешарики”, паровоз, на котором можно ездить верхом... Среди этого моря разбросанных игрушек в жизни обиженного, недопонятого родителями Малыша (актриса Виктория Болотова) и появляется его фантазия — верный друг Карлсон (Данил Коновалов). Знакомясь, вместе они играют в “стрелялки”, взрывают паровоз, из которого в зал летят множество струек серпантина, балуются. За их шумными действиями дети наблюдают как заворожённые, и первый акт смотрится очень живо. Когда же ко второму акту с играми приходится завязывать и нужно срочно доводить до финала все заявленные сюжетные линии, становится видно, как сильно проседает действие. Артисты начинают “гнать” текст длинными диалогами, и воспринять эту информацию может только ребёнок, который на самом деле умеет слушать и уже знает историю про Карлсона (то, что таких детей абсолютное большинство, во многом спасает спектакль). Менее внимательные ребятишки устают после антракта довольно быстро и начинают бродить между рядами зала: собирают разбросанные блёстки, ловят мыльные пузыри, которые щедро выбрасывают со сцены специальные машины.

Дуэт Малыша и Карлсона в этом спектакле смотрится очень гармонично и интересно. Виктория Болотова — одна из самых сильных актрис труппы Пушкинского, а уж Даниил Коновалов, кажется, рождён для этой роли. Его “мужчина в самом расцвете лет” умеет моментально обаять зал, он в меру добр с Малышом, в меру капризен, трогателен и властен. Полёты Карлосона на облаке и его появления в окне комнаты Малыша, правда, проходят пока с некоторыми накладками, но это можно списать на премьерное волнение. Остальные же герои спектакля очень ходульные. Воры на сцене всё время кажутся лишними, а сами образы наигранными. Фрекен Бок (Светлана Сорокина) тоже только раздражает: “домомучительница” напрочь лишена обаяния, и нет ей здесь оправдания: чего она такая неприятная, зачем говорит столь мерзким голосом? Режиссёру и большинству актёров просто не удалось добавить в образы этих любимых многими героев чего-то нового, отличного от сказки и мультика, не удалось создать в спектакле сказку. Получился хороший ровный сценический пересказ.

Отдельно хочется обратиться ко взрослым, решившим вывести своих детей в театр. Тихонечко, не мешая окружающим, с ребятишками во время спектакля можно разговаривать: объяснять непонятные им моменты, подсказывать, отвечать на вопросы. Иначе ребёнок быстро потеряет интерес к действию. Ведь это ваша возможность воспитывать интеллигентного зрителя, уважающего театр, искусство, талант артистов. Зрителя, который не лазит на сцену во время антракта, отключает звук телефона, не шелестит обёртками шоколада во время спектакля.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА