Новости

Они — вместе

Они — вместе

Профессура Красноярья готовится к новогоднему балу

Региональной общественной организации “Профессорское собрание Красноярского края” в следующем году исполняется десять лет. Именно тогда профессора вузов и академических институтов региона решили создать свою общественную организацию. “Вместе мы добьёмся большего!” — под таким девизом 20 марта 2001 года в Красноярске прошла её учредительная конференция. Учредителями организации стали глава Красноярска, председатель президиума Красноярского научного центра СО РАН, заместитель председателя крайкома профсоюза работников образования и науки, ректоры и известные профессора красноярских вузов. Профессорское собрание является не политическим и не коммерческим интеллектуальным сообществом, созданным в целях содействия профессиональной деятельности профессоров, других работников высшей школы и научных учреждений, повышения их социального статуса.

Накануне юбилейной даты мы беседуем с одним из учредителей и председателем правления Профессорского собрания Станиславом ШАТОХИНЫМ, доктором технических наук, профессором Сибирского федерального университета. Разговариваем о том, что удалось сделать за десятилетие и что волнует научную и преподавательскую элиту края.

— Станислав Николаевич, для чего было создано Профессорское собрание в нашем регионе?

— __Одна изцелей __— формирование общественного мнения и выработка конструктивных предложений по основным проблемам развития высшего образования и науки в стране и регионе через обсуждение и экспертизу законопроектов, других нормативных документов и общественных инициатив, касающихся этой сферы. Ещё цель — содействие поддержанию высокого профессионального уровня и повышению социального статуса научно-педагогических работников.

14 января следующего года в Красноярске пройдёт уже девятый новогодний профессорский бал, имеющий статус официального приёма главы города, где регулярно встречаются около трехсот представителей красноярской науки и высшей школы. Кто-то из известных людей сказал: “Ничто не дается нам так дёшево и не ценится так дорого, как роскошь простого человеческого общения”. И это действительно так. Ведь нам редко удаётся встречаться вне рабочей обстановки. Главным событием бала является торжественная церемония вручения профессорских премий главы города. Девятый год лауреатами премии становятся двадцать пять лучших профессоров вузов и научно-исследовательских институтов. Организует конкурс соискателей профессорской премии Профессорское собрание.

Также важной целью нашей организации является использование научного потенциала и положительного имиджа профессорского сообщества для содействия решению значимых экономических и социокультурных проблем. Например, в 2006—2008 годах успешно выполнен муниципальный контракт “Научное обоснование и оценка негативного влияния реки Енисей, не замерзающей вследствие строительства и эксплуатации Красноярской ГЭС, на экологию, инфраструктуру и здоровье населения города, с разработкой компенсационно-защитных мер”. Результаты работы переданы заказчику — управлению экологии администрации города. Лицензированным исполнителем проекта стал Институт биофизики СО РАН, а саму многопрофильную работу выполнил временный творческий коллектив высококвалифицированных специалистов в области экологии, здравоохранения, строительства и юриспруденции, сформированный правлением Профессорского собрания.

В 2009—2010 годах Профессорское собрание стало одним из учредителей издательского проекта “Золотые россыпи народной песни России”. Понимая, что российская культура не может развиваться без опоры на национальные традиции и без воспитания у молодёжи любви к своему Отечеству, правление разослало десятки писем в различные коммерческие и другие организации с просьбой поддержать этот уникальный проект. В результате собрана необходимая сумма, позволившая выпустить двухтомную антологию, которая содержит более 1 000 образцов музыки и текстов народных песен из 55 субъектов Российской Федерации. Подобный издательский проект реализован впервые в истории России и, по мнению ряда крупнейших специалистов в области этнографии, является уникальным памятником русской культуры, богатейшим источником репертуара для вокальных коллективов. Три тысячи экземпляров книги направлены в различные учреждения культуры, библиотеки и в организации, которые стали учредителями и спонсорами проекта.

Проводится работа по сбору средств для другого значимого издательского проекта — “Очерки истории культуры Красноярского края”.

Профессорское собрание начинало и продолжает работать под девизом “Вместе мы добьёмся бóльшего!”. Напомню также слова Матери Терезы: “Если мы не можем делать великие дела, будем делать малые, но с великой любовью”.

— До того как возникла ваша организация, общение внутри научного и преподавательского сообщества всё равно происходило…

— Конечно, появление Профессорского собрания в Красноярске — не новшество, а скорее позабытая история. В дореволюционные годы в России были сообщества, которые объединяли отдельные сословия: дворян, купечество, офицерство и др. Были и профессорские собрания. После 1917 года всё это кануло в Лету. В 1996 году Комитет по науке и образованию Государственной думы предложил возродить профессорские организации. Эту инициативу поддержали Москва, С-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток. В 2001 году Профессорское собрание было создано в Красноярске, а два года назад — в Томске.

— Кто может вступить в ряды Профессорского собрания?

— У нас довольно демократичный устав. Членами организации могут быть граждане Российской Федерации и других стран, имеющие учёное звание профессора или ученую степень доктора наук либо работающие на профессорской должности. Сегодня первичные организации Профессорского собрания созданы во всех вузах города и в Красноярском научном центре СО РАН. Общее число членов более 800 человек.

— Какие проблемы и вопросы сегодня волнуют профессорское сообщество? Анализируется ли ситуация сегодняшнего научного потенциала Красноярска? Обсуждается ли тема, как вернуть былую научную мощь краю, который в советские времена был довольно крупным научным центром, как удержать “золотые мозги” в регионе?

— Конечно, профессора также озабочены складывающейся ситуацией. Летом 2011 года мы планируем провести научно-практическую конференцию по проблемам инновационного и социально-культурного развития региона. Там будут круглые столы, семинары и неформальное общение. Будет дан анализ ситуации и предложения по её улучшению. Наука — это неотъемлемая часть творческой деятельности каждого профессора, но, в первую очередь, профессор — это учитель. Поэтому для нас наиболее актуальны и болезненны проблемы подготовки профессиональных кадров, то есть проблемы высшего и послевузовского профессионального образования. Главная проблема, как в науке, так и в высшем образовании, одна — хроническое недофинансирование. Без положительных перемен в ближайшее время наша страна окончательно превратится в сырьевой придаток мировой экономики. Если академические институты ещё остались в России, то прикладная наука разрушена почти до основания. К сожалению, восстановительные процессы в этой сфере идут намного медленнее, чем процессы разрушения. Как говорится, ломать — не строить.

— Несколько лет назад Совет ректоров Красноярска обнародовал документ, в котором руководители вузов призвали обратить внимание представителей школьного образования на низкую подготовку абитуриентов. Работать с таким “материалом” в вузе очень трудно — студентов чуть ли не таблице умножения приходится учить. В свою очередь, со стороны работодателей нередки нарекания по поводу профессионального уровня выпускников институтов, академий и университетов…

— В 2010 году правление Профессорского собрания передало Совету ректоров материалы с результатами тестирования студентов аэрокосмического, педагогического и Сибирского федерального университетов за последние три года. Они показывают крайне слабую физико-математическую подготовку студентов первого курса, не позволяющую им эффективно усваивать специальные знания. В связи с этим предлагалось: пересмотреть организацию учебного процесса на первых курсах по сложным научно-техническим специальностям; изменить соотношение времени аудиторных и самостоятельных занятий для студентов первых курсов в сторону увеличения объёмов аудиторных занятий; ввести дополнительные бесплатные консультации для студентов первого и второго курсов. Эти материалы имеются на нашем интернет-сайте <www.professors.ru>.

Вопрос подготовки хорошего специалиста опять же упирается в финансирование. В обучение будущего профессионала нужно вкладывать деньги, причём немалые. Это не только зарплаты преподавателям и стипендии студентам, но также средства на методическое и материальное оснащение лекционных, лабораторных и практических занятий, на организацию производственных практик, на научные исследования и так далее. Сегодня эти компоненты образовательного процесса почти не финансируются государством.

— Обсуждается ли и анализируется вхождение России в Болонский процесс, переход на двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратуру?

— По Болонскому процессу существуют разные позиции. Это проблема сложная, и даже в рамках правления мы не имеем единого мнения. Преобладающую точку зрения преподавательского сообщества можно сформулировать так: если даже европейская, а точнее американская, система высшего профессионального образования приемлема для нашей страны, то процесс её внедрения идет очень плохо. Работодатели не понимают, что значит степень бакалавра и кому нужны такие специалисты. Бакалавр воспринимается как человек с незаконченным высшим образованием. Но сегодня востребованы либо профессионально подготовленные рабочие, либо квалифицированные специалисты.

У меня сложилось следующее мнение по этому вопросу. С одной стороны, все развитые постиндустриальные страны, в число которых желало бы попасть и наше государство, должны иметь порядка пятидесяти процентов трудоспособного населения с высшим образованием. Например, в Японии этот показатель уже превышен. В России он составляет около двадцати пяти процентов. Но следует разделять высшее образование вообще и инженерное образование. Для подготовки юриста, экономиста или социального работника расходы не очень велики. Для инженерных же специальностей нужны не только учебники и компьютеры, но и специализированные лаборатории. Это очень затратное, как по деньгам, так и по времени, образование. За три или четыре года невозможно подготовить хорошего инженера или врача, тем более при слабом финансировании.

— Что-то предпринимается вами для поддержания студенчества, которому сегодня живется непросто?

— Нынешние стипендии студентов реально в два-три раза меньше тех, что были в советских вузах. Но даже их сегодня получают только студенты, не имеющие удовлетворительных оценок. Однако студенту, вынужденному зарабатывать себе на проживание и даже на обучение, практически невозможно учиться только на 4 и 5, особенно на сложных научно-технических специальностях. Откровенно экономя на стипендиальном фонде, государство гораздо больше теряет на ухудшении качества подготовки специалистов. Сегодня допущен перекос в сторону подготовки юристов и экономистов, большая часть которых не востребована на рынке труда. Профессорское собрание ставит вопрос о выплате базовой стипендии всем успевающим студентам на сложных инженерных специальностях хотя бы в Сибирском федеральном университете — важнейшем образовательном центре региона. Это позволит увеличить конкурс и улучшить качество абитуриентов, поступающих на эти специальности. Будущее нашего государства зависит от того, сколько будет вложено в этих ребят сегодня.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА