Проспект культуры

В Красноярске на фестивале современного искусства «Территория» театры представят необычные постановки

Показы пройдут с 5 по 11 июня.

В Красноярске на фестивале современного искусства «Территория» театры представят необычные постановки
«Бродский. Конец прекрасной эпохи».

В начале лета красноярских театралов ждёт настоящий праздник: с 5 по 11 июня на разных сценах города столичные театры и победители конкурса «Полюс. Золотой сезон» впервые представят у нас свои спектакли. Один из них — «Тартюф» (16+) Черемховского драматического театра имени Владимира Гуркина.

Людовик XIV на «Мерседесе»

Гости из Иркутской области устроят яркую встречу с бессмертной классикой и предложат по-новому взглянуть на популярный сюжет пьесы Жана-Батиста Мольера.

Организаторы фестиваля уверяют: такого «Тартюфа» красноярцы точно ещё не видели. Чего только стоит необычное решение: часть действия происходит в зрительном зале. Особый формат позволяет зрителям быть максимально вовлечёнными в действие.

Как рассказали в Черемховском драматическом театре, режиссёр спектакля Виктор Стрельченко в этой постановке даёт труппе возможность импровизировать и немного похулиганить, не выходя при этом за рамки поставленных задач.

— Мне хотелось сделать площадный театр с открытыми ходами и приёмами, оснастить этот спектакль максимальным количеством музыки, чтобы органично переплести звук, игру, кривляния и дурачество. Собственно, собрать воедино всё то, за что испокон веков мы любим мольеровский театр, — отметил Виктор Стрельченко.

История про плута, сумевшего очаровать знатного дворянина, войти в его семью, а затем при помощи интриг и манипуляций устроить свою жизнь наилучшим образом, вплоть до единоличного права наследования всего состояния и женитьбы на дочери хозяина. При этом ему никто не может противостоять из-за собственных слабостей и пороков: нерешительности, глупости, равнодушия, высокомерия. В итоге комичный и нелепый сюжет оборачивается настоящей драмой…

В спектакле звучит живая музыка в исполнении оркестра.

— Мы постараемся удивить красноярского зрителя, — рассказала директор Черемховского драматического театра Татьяна Гаевская. — Помимо гротеска и юмора, невероятно яркой сценографии, костюмов и, как нам кажется, неплохой игры нашей труппы, гостей ждёт полностью сохранённый авторский стихотворный текст. Однако режиссёром он интерпретирован таким образом, что совершенно естественно может лечь, например, на музыку Владимира Высоцкого, которая звучит в спектакле. Благодаря режиссёру на сцене будет уместным появление детских радиоуправляемых машинок или появление короля Франции Людовика XIV на «Мерседесе».

Постановку гостей из Иркутской области высоко оценил театровед, театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ и Высшей школы деятелей сценического искусства имени Г. Г. Дадамяна Павел Руднев. Он является одним из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России.

Павел назвал решение спектакля очень любопытным, при этом отметив востребованность подобных фестивалей для молодых и талантливых актёров и режиссёров.

— Важно, что в фестивале участвуют малые города. Черемхово достаточно удалён от Иркутска, и сама возможность преодолевать географические расстояния замечательная. Для этого и существует фестиваль, чтобы была представлена и культура малых городов, — добавил критик.

В Красноярске спектакль покажут всего один раз: 9 июня в 19:00 на сцене Красноярского музыкального театра.

«Зоркость этих времён»

В программе фестиваля «Территория. Красноярск» также постановки столичных театров, которые ранее не приезжали в Красноярск. Так, 6 июня в Музыкальном театре состоится вечер поэзии Иосифа Бродского. Знакомые строки представит в новом звучании Дмитрий Сердюк в своём моноспектакле «Бродский. Конец прекрасной эпохи» (16+).

Дмитрий Сердюк — выпускник ГИТИСа 2010 года, исполнитель десятков ролей в спектаклях Московского драматического театра на Малой Бронной и Театра Наций. Он играл в таких постановках драмтеатра, как «Бесы. Сцены из жизни Николая Ставрогина», «Принц Каспиан», «Наш человек в Гаване», «Плутни Скапена», «Ревизор», «Тартюф», а в Театре Наций — в «Честном аферисте», «Сказках Пушкина», «Мастере и Маргарите». Дмитрий известен также как режиссёр-постановщик спектаклей «Наше всё… Метафизика любви» об отношениях Ивана Тургенева и Полины Виардо, и «Моими глазами», посвящённого победе в Великой Отечественной войне. Снимался он и в кино — в роли Игрока в фильме «Куприн» Андрея Эшпая и в роли Петра Третьего во «Временщике» Юрия Музыки. В 2011 году актёр стал лауреатом премии «Московского комсомольца» в номинации «Начинающие — лучшая мужская роль» за роль Верховенского в «Бесах…», а в 2021 году был награждён премией президента РФ для молодых деятелей культуры «За вклад в развитие отечественного театрального искусства и популяризацию исторического и культурного наследия России».

Мир лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского в исполнении Дмитрия Сердюка, который является и режиссёром спектакля, превращается в монолог современного человека, который размышляет о сегодняшнем дне, о времени, о том, что стихосложение — колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. По словам Дмитрия, Бродский с юности был своеобразным проводником в мир поэзии, с помощью которой режиссёр постановки находит ответы на важные для себя вопросы о жизни, любви, творчестве и поиске себя.

— Поэзия тем и прекрасна, что она каждый день приобретает новые смыслы и отзеркаливает пространства. Тексты не меняются, а смыслы приобретают иное звучание. И в этом отношении Бродский действительно остаётся актуальным, он будто бы раскрывается. Поэтому я снова к нему вернулся: стал перечитывать его стихи, которые не читал со сцены раньше, и вдруг они для меня открылись совершенно иначе. В этом и есть их прелесть, — отметил режиссёр и исполнитель в своём интервью «Коммерсанту».

При этом режиссёр подчёркивает востребованность поэзии классика среди молодёжи. Произведения Бродского легко ложатся на разную музыку, что подтверждается в авторском моноспектакле: Дмитрий Сердюк смело преподносит стихи в рок-исполнении.

— В них есть определённый лад, строй, и если это иметь в виду и учитывать, то кажется, что попадаешь в некую волну вместе со зрителем, которая, возможно, вам резонирует. Из этого, считаю, и рождается актуальность поэзии, в частности, Бродского, — подчеркнул Дмитрий Сердюк.

Акцент

Фестиваль современного искусства «Территория. Красноярск» — совместный проект Фонда развития культуры и современного искусства «Территория», Московского музея современного искусства (ММОМА) и золотодобывающей компании «Полюс».

Подготовлена богатая культурная программа: спектакли столичных театров и победителей 9-го конкурса региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон», творческие встречи с ведущими деятелями культуры и искусства и обширная образовательная программа.

Фото предоставлены организаторами фестиваля

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА