Новости

Против лома нет закона

Против лома нет закона

Проблема брошенных авто приобретает в России всё больший размахКак решится судьба старых авто

Проблема брошенных авто приобретает в России всё больший размах. Экспериментальная программа по утилизации старых машин, запущенная правительством, стала эффективным методом решения этого вопроса. Одним из залогов успеха инициативы стало решение о выплате владельцам, сдающим автохлам возрастом старше 10 лет, сертификатов на 50 тысяч рублей. Именно столько составляет скидка автовладельцу, который сдаёт машину возрастом старше десяти лет и покупает новую из утверждённого списка.

Но, по расчётам экспертов, запас сертификатов иссякнет уже к апрелю, и поэтому сейчас в Минпромторге готовят новую концепцию по утилизации подержанных авто. В ближайшее время её направят в Минфин и Министерство природных ресурсов. За основу взят европейский опыт, при котором обязанность платить за разборку авто ложится на производителя.

У автовладельцев сразу появились резонные вопросы: как быть с эксплуатируемыми «Москвичами», чей производитель исчез с рынка; и что делать в этом случае с иномарками - оплачивать доставку лома до Японии или Германии? А если утилизацию включат-таки в стоимость машины и потребуют заниматься ею производителей, то каким образом заставят вкладываться иностранные компании в российский рынок вторичной переработки?

Если составить рядом все ветхие машины, брошенные российскими автовладельцами, они займут площадь, в семнадцать раз превышающую площадь Москвы.

- Автомобили, продаваемые в России, и так неоправданно дороги, - говорит Павел Стабров, председатель красноярского регионального отделения Федерации автовладельцев России. - Кажется, в их стоимость уже включены все возможные сборы и пошлины, и возлагать на автомобилистов дополнительные траты на утилизацию в нынешней ситуации не самый лучший выход. Если правительство хочет добиться результата, то нужно не дополнительные поборы придумывать, а следовать действительно положительному европейскому опыту.

Эксперты отмечают, что программы утилизации работают лишь там, где все производства собраны в единую вертикально интегрированную структуру. Например, немецкие BMW и Volkswagen инвестировали средства в создание опытно-промышленных предприятий по разборке «умерших» автомобилей. Сейчас они перерабатывают 1,5 миллиона тонн материалов. В США действует 200 предприятий, которые перемалывают 10 миллионов автомобилей в год. Их опыт показал: если утилизация поставлена на промышленную основу, она становится выгодным бизнесом. В Швейцарии, например, пятая часть выплавляемой стали «добывается» на автосвалках. На территории России между тем всего десяток современных центров по разборке отслуживших автомобилей. Из почти 200 допущенных к участию в программе утилизаторов почти все - мелкие предприятия, утилизирующие машины кустарным путём. А технологическая цепочка для вторичного применения стекла, полимеров и резины практически отсутствует.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА