Наука и образование
«Награды от города и края — самые дорогие». Директор Института экономики, государственного управления и финансов СФУ Евгения Бухарова — о выборе профессии и развитии технологий
Евгению Бухарову наградили медалью Андрея Дубенского.
В этом году наш мэр Владислав Логинов и председатель горсовета Наталия Фирюлина в честь Дня рождения города вручили награды красноярцам, которые особо преуспели в профессиональной и общественной деятельности. Евгению Бухарову, директора Института экономики, государственного управления и финансов СФУ, наградили медалью Андрея Дубенского. Евгения Борисовна стала гостьей «Городских новостей» и героем рубрики «Город-труженик», посвящённой 400-летнему юбилею краевого центра.
Идти туда, где сложно
— Евгения Борисовна, какое место медаль Андрея Дубенского занимает в копилке других ваших наград?
— Меня действительно не раз поощряли. Нынешним летом губернатор края Михаил Михайлович Котюков вручил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Ранее присвоили звание «Заслуженный педагог Красноярского края», хотя я всегда считала, что профессия педагога в первую очередь связана со школой. Награды от края и города — самые важные в моей жизни. Дела лучше видятся не на расстоянии. Те, кто находится ближе, более объективно оценивают значимость того, что ты делаешь.
— Вы руководите институтом, выпустившим порядка 15 тысяч человек. Когда-то туда было нереально трудно поступить. Потом возникло убеждение, что экономистов переизбыток и лучше получать прикладные профессии. Снизился ли конкурс?
— Он у нас до сих пор большой. Пусть сейчас это не 30 человек на место, но средний балл зачисленных абитуриентов составляет 275 из 300, а максимальный — 295. На самом деле те, кто хочет получить не просто диплом, а именно профессию, выбирают направление, где жёсткий отбор, подтверждённая репутация и сложно учиться.
Часто абитуриент связывает с какой-то конкретной специальностью надежды на большее будущее. Но в бурно меняющемся мире высока вероятность не угадать. За годы учёбы эта специальность может стать уже не такой перспективной. Гораздо важнее получить знания, которые дают возможность адаптации к изменениям в экономической сфере и служат основой для карьерного роста.
В нашем институте много направлений, но все они базируются на фундаментальных науках и дисциплинах: экономической теории, математике, информатике, системе бухгалтерского учёта, сформулированной монахом-математиком Лукой Пачоли больше 500 лет назад и не претерпевшей никаких изменений. На младших курсах студенты основательно изучают всё это.
— Бывает, что кто-то, к примеру, окончил государственное и муниципальное управление, а судьба привела его в сферу бизнеса?
— Такое происходит довольно часто. Например, поначалу некоторые считают, что, если у них в дипломе написано «государственное и муниципальное управление», то они попадут на госслужбу. А если «экономическая безопасность» — то в коммерческую структуру. Но в органах власти и на среднестатистическом предприятии требуется всего два-три узких специалиста. Большинству ребят приходится трудоустраиваться по иным направлениям. Поэтому образовательные программы нашего института формируют ряд универсальных профессиональных компетенций, которыми должны обладать экономисты и управленцы независимо от сферы деятельности.
— В последние годы многие ругают Болонскую систему образования, на которую российские вузы перешли двадцать лет назад. Она себя не оправдала?
— Для того чтобы её эффективно использовать, необходимо иметь развитые рыночные отношения и чёткую корреляцию (связку. — Прим. авт.) получаемого образования с требованиями профессиональных квалификаций. Выпускники вузов после бакалавриата в большинстве случаев вынуждены доучиваться. Причём магистратура зачастую не компенсирует отдельные пробелы образования первого уровня, так как направлена на узкие аспекты. Чтобы выправить ситуацию, в последние годы в вузах, в том числе и в СФУ, реализуется много программ дополнительного образования для выпускников бакалавриата.
Рынок добавил смелости
— Ещё недавно шла речь о глобализации в экономике. Это было альфой и омегой. Складывалось ощущение, что миром правят крупные корпорации. Как обстоят дела сейчас?
— Процессы глобализации никто не отменял. Но, на мой взгляд, ставка на тотальное в них включение была в определённой степени заблуждением — возможно, неосознанным. Ощутимые экономические эффекты от глобализации можно получить, только если участвовать в ней на условиях равноправного партнёрства. В современном индустриальном обществе равноправие в глобальном взаимодействии во многом обусловлено уровнем технологического развития и технологического суверенитета. Российская экономика, к сожалению, с точки зрения уровня технологического развития в ряде отраслей ещё отстаёт от экономик ведущих индустриальных стран. Последние стратегические решения государства в рамках национальных проектов создают возможности для преодоления этой ситуации.
— Что вы думаете по поводу развития некоммерческих организаций и предприятий малого бизнеса?
— Рыночные отношения, которые у нас сложились за последние десятилетия, высвободили инициативу. Люди перестали бояться открывать своё дело, рисковать. Не у всех сразу всё получается. Разоряется примерно столько же предприятий, сколько остаётся. Но, не совершая ошибки, невозможно понять, как будет правильно. С учётом этого рыночный сектор экономики, охватывающий малый и средний бизнес, становится всё более профессиональным и значимым.
— За два последних года 183 молодых красноярских предпринимателя, получив помощь от государства, вышли на продажи, стабильный доход. В бизнес подаются и более взрослые люди, а кто-то об этом только задумывается. Какие свободные ниши они могут занять?
— Поддержка предпринимателей — очень важная социально-экономическая функция государства. Растёт востребованность сложных продуктов, например оборудования. Если заводу надо приобрести пять или 10 технологических установок, то не имеет значения, где они произведены, — на крупном предприятии или на малом. Главное — качество и соответствие стандартам. Поэтому инновационная продукция точно востребована, и спрос на неё на рынке будет только расти. Задача университета — удовлетворять потребности в квалифицированных кадрах для развития передовых производств.
— В СФУ учится много студентов из разных стран. Как они себя проявляют и насколько привлекательно для них российское образование?
— Мне эти ребята нравятся тем, что зачастую они к нам приходят, уже учитывая рекомендации тех компаний, которые их направляют. Несмотря на трудности в плане языковой подготовки, они учатся очень осознанно, с пониманием, что у них есть обязательства перед будущими работодателями. Потому они уделяют пристальное внимание тем дисциплинам, которые им пригодятся в работе.
В университете созданы достойные условия для учёбы и проживания. Иностранные студенты живут в комфортабельных общежитиях, построенных к Универсиаде. В своё время руководители города и края поступили мудро, настояв на том, чтобы Всемирные студенческие игры проходили в Красноярске. Благодаря масштабному спортивному событию в городе удалось реализовать серьёзные инфраструктурные проекты для вузов. Наследие Универсиады стало фактором, который усилил привлекательность учёбы СФУ в глазах будущих студентов из других регионов России и зарубежных стран. Это дорогого стоит.
Досье
Евгения Бухарова, директор Института экономики, государственного управления и финансов СФУ, профессор.
Дата и место рождения: 5 декабря 1953 года, город Белебей, Башкортостан.
Образование: Новосибирский государственный университет, специальность «экономическая кибернетика».
Научные интересы: пространственная экономика и прогнозирование социально-экономического развития региона; принятие экономических решений в условиях неопределённости и риска; прогнозирование качества жизни в регионах, включающих Арктическую зону.