Проспект культуры

Режиссёр-постановщик Ольга Петухова рассказала о детской премьере в театре кукол

Для маленьких зрителей представят добрую историю о талантливом Медвежонке.

Режиссёр-постановщик Ольга Петухова рассказала о детской премьере в театре кукол
Ольга Петухова.

Елена Лейман

Часто ли мы задумываемся о том, что такое счастье? Где оно прячется? Одинаковое ли оно для каждого из нас? Почему мы можем потратить многие годы, но так и не ощутить его в своей жизни, будто оно постоянно от нас ускользает? Эти и другие вопросы задаёт труппа Красноярского театра кукол в новой постановке для самых маленьких зрителей.

Режиссёр-постановщик Ольга Петухова (Санкт-Петербург) уже знакома красноярским любителям кукольных спектаклей — в прошлом году девушка представила историю «Илья. Сказание о богатыре» (12+). В апреле этого года вышел иммерсивный спектакль «Тень» (12+). Сейчас — новый эксперимент, но уже для самых юных театралов.

Мы попросили рассказать режиссёра-постановщика, чем будет интересен спектакль «Лесное пианино» (0+) для детей и их родителей.

— О чём будет постановка?

— Про любовь к дому. В основу истории лёг сюжет детской книги Дэвида Литчфилда «Медведь и пианино». Это относительно новое произведение, которое автор впервые издал в 2018 году. Причём интересно, что Дэвид изначально иллюстратор, который уже после стал придумывать интересные истории. «Медведь и пианино» — одна из них. В ней Медвежонок, обнаруживающий в лесу инструмент, приходит к нему каждый день и сам учится играть. И у него это так хорошо получается, что героя замечают люди и зовут с собой посмотреть большой мир. Малыш отправляется в увлекательное путешествие и даёт концерты с оркестром в каждом городе. Медведь становится знаменитостью. Казалось бы, вот оно — счастье. Но он понимает, что скучает и мечтает вернуться в тот самый родной лес, где остались его друзья. Мишка срывается с гастрольного тура и пропадает в неизвестном направлении. Вскоре он приезжает домой, но не находит близких, первых слушателей, и расстраивается. Но потом замечает тень и бежит за ней. Оказывается, что все его знакомые встречались на том самом месте, где раньше стояло пианино. Всё это время, пока главный герой давал концерты по миру, друзья собирали афиши, газеты и вырезки о своём друге. И медведь понимает, что он и дальше хочет оставаться дома, в родном лесу.

— Обычно у режиссёров богатый выбор материала, как детского, так и взрослого. Чем так зацепил сюжет именно этой книги?

— Мне кажется, это очень трогательная история о том, какими ложными бывают наши цели. Мы считаем, что будем счастливы, только когда добьёмся успеха, чего-то достигнем. А на самом деле нам важнее находиться среди своих близких.

— Такие размышления и во взрослую-то голову не всегда приходят, в этой вечной гонке за достижениями и успехом...

— Всё верно. Мне кажется, это довольно глубокая мысль, которая не только трогает маленьких детей в рамках сказки, но и спустя годы доходит до нас, взрослых. Этим мне и нравится современная детская литература. Зачастую в ней заложен, казалось бы, очень простой безыскусный сюжет, но по смыслу настолько глубокий, что хочется к нему возвращаться снова и снова. Ещё раз обдумать, пережить, да и хорошенько покопаться в самом себе, чтобы найти нужные ответы. Сейчас в принципе создаётся много детских произведений для семейного чтения или просмотра, где найти для себя что-то интересное и важное могут и родители, да и бабушки с дедушками.

— Но это же спектакль для самых маленьких? Не будет ли постановка слишком сложной для восприятия столь юного зрителя?

— Мы, конечно, поставили 0+, но, вообще, возрастной ценз от трёх лет. Бэби-спектакль — это внесюжетная история, где нет нарратива (рассказ о связанных и не противоречащих друг другу событиях, представленный читателю, зрителю или слушателю с использованием эстетической и эмоциональной составляющих. — Прим. ред.). А зрители старше трёх лет уже могут воспринимать сюжет и приключения, реагировать на шутки, сопереживать происходящему на сцене и «болеть» за главных героев. Самой большой целью конкретно этой постановки было наладить контакт с детьми, познакомить их с миром театра. Показать, что можно не просто рассказывать истории, а проживать их вместе с артистами.

— Масштабная получилась работа? Много задействовано кукольников?

— Всего одна — Анастасия Бородина. Это моноработа, где артистка будет всё разыгрывать сама и с самого начала находиться на «переднем плане»: общаться с детьми, работать с куклами, менять декорации, буквально доставать «кролика из шляпы».

— С чем связана такая многозадачность для артиста в моноспектакле?

— Это главная фишка проекта «Кукла лечит». Мы можем приехать с такой постановкой в любое место, даже не приспособленное для театральной площадки. Чаще всего это больницы, детские дома — и через интерактив перенести ребёнка с особенностями здоровья в другой мир. Создать настроение, отправить его в путешествие и вернуть обратно домой.

— А вам самой формат моноспектакля чем привлекателен?

— Для меня как для режиссёра в рамках такой работы стоит задача — исследовать, через какие «ключики» мы можем взаимодействовать с маленькими зрителями. Что работает, как удерживать внимание, увлекать и не отпускать от себя. Не выбивать из сюжетной линии какими-то лишними деталями, а наоборот — всё глубже погружать в историю, пробудить в них эмоции и чувства.

— Какие будут куклы? Если цель — познакомить с миром кукольного театра, то, скорее всего, самые разные?

— Всё верно. Планшетные и перчаточные, будет даже задействован вертепный театр. Вертепная игрушка — это кукла на единственном стержне. Ручки и ножки у неё болтаются — Медвежонок же «сам» играет концерты! Управляется снизу, через прорези в дне вертепа. Ну вот, раскрыла вам все секреты!

— Но ведь это же самое интересное! А что с оформлением? Будет задействована большая сцена?

— Нет, спектакль предназначен для бэби-сцены. Так как планируется, что в дальнейшем постановка будет проходить на самых разных локациях, было важно, чтобы все декорации и реквизит занимали мало места и быстро устанавливались.

— Скорее всего, малыши станут тянуть ручки к куклам…

— И это прекрасно! Ещё одна необходимая составляющая таких спектаклей в том, чтобы ребёнок мог потрогать героев истории, которую только что посмотрел. Для этого театральные куклы в принципе создают немного по-другому: прячут швы, делают их мягкими, выбираются специальные ткани. Этим этапом мы сейчас и занимаемся вместе с художницей Марией Гужовой.

Нюанс

В 2020 году Красноярский театр кукол вошёл в подпрограмму «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов» государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан». Так в театре появился проект «Кукла лечит»: сенсорные подушки, экран для мультимедийного проектора, цифровое оборудование.

Первым спектаклем этого проекта стала постановка «Сказок полный чемодан» (0+) легендарного петербургского кукольника Леонида Кондакова.

В тему

В театре кукол по Пушкинской карте можно побывать на шести спектаклях для гостей театра старше 12 лет, шести постановках — для тех, кому больше 16, и трёх представлениях для совершеннолетнего зрителя, а также двух мастер-классах для участников, достигших двенадцати лет.

Для посещения мероприятий по Пушкинской карте её владельцу необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность.

Досье

Ольга Петухова, режиссёр и постановщик театра кукол.

Образование: Российский государственный институт сценических искусств, факультет театра кукол, мастерская Н. П. Наумова.

Карьера: 2018 год — режиссёрская лаборатория «Вмолоко» (Санкт-Петербург);

2019 год — Байкальская театральная школа (Улан-Удэ);

2019 год — участие в качестве режиссёра в фестивале «Арт-Таврида» (Судак);

2020 год — лаборатория «Сказки народов мира» (Московский областной театр кукол, г. Москва);

2021 год — участие в профессиональной программе фестиваля «Вдохновение» (Москва);

2022 год — лаборатория «Страшно интересно» (театр «КукЛаб», г. Москва);

2022–2024 годы — режиссёр-постановщик в Курганском театре кукол «Гулливер»;

2024 год — режиссёр-постановщик Красноярского театра кукол.

За время творческой деятельности Ольга представила более 10 постановок.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА