Общество
Качество жизни пациента с деменцией можно улучшить, если вовремя заметить симптомы
Психотерапевт Татьяна Захарова рассказала о современных методах помощи людям с когнитивными нарушениями.
«Ну что вы хотите? Вам ведь уже столько лет!» — как часто слышат эту фразу люди старшего возраста на приёме у доктора! Неприятно, когда эти слова звучат по поводу работы сердца, зрения, слуха и других систем организма. Но особенно обидно, когда речь заходит об интеллектуальной сфере, ведь многим долгожителям удаётся сохранять ясный ум. Являются ли забывчивость, снижение социальной активности, отказ от увлечений нормой для людей уважаемого возраста? Об этом «Городские новости» поговорили с психотерапевтом, заслуженным врачом России Татьяной Захаровой. Доктор помогла разобраться, есть ли в арсенале современной медицины средства для профилактики возрастных нарушений и лекарства, которые способны замедлить их наступление.
Первые звоночки
— Татьяна Ивановна, начнём с того, что такое деменция, как и в каком возрасте появляются её признаки?
— Деменция — это синдром (комплекс нарушений) у людей старшего возраста. Он может быть вызван целым рядом заболеваний, постепенно разрушающих нервные клетки и повреждающих головной мозг. К ранним проявлениям деменции относятся провалы в памяти, забывчивость, утеря вещей, трудности с ориентацией на улице, потеря счёта времени, снижение интереса к близким, тревожность, раздражительность. В дальнейшем страдающие деменцией перестают узнавать родных, становятся неспособными к передвижению, утрачивают контроль за дефекацией и мочеиспусканием, затрудняется их способность принимать пищу, возможны вспышки немотивированной агрессии. Конечно, не все пожилые страдают деменцией, многим удаётся сохранить разум до глубокой старости. А у тех, кто склонен к появлению этих нарушений, заболевание становится выраженным в 75–80 лет. Однако первые звоночки можно заметить уже после 40. Обычно они связаны с выполнением профессиональных обязанностей: на работе что-то не складывается, больше времени уходит на выполнение рутинных функций. Человек становится забывчивым или не может понять смысл прочитанного текста.
— Часто к вам обращаются сорокалетние с признаками деменции?
— К сожалению, в 40–50 лет, когда становятся заметны первые симптомы, люди приходят к докторам со всем чем угодно, только не с этим. Они или не хотят замечать когнитивных нарушений, или им некогда. Большинство думают: да и ладно.
У пациентов старше 60 лет, как правило, становятся видны нарушения таких функций, как память, восприятие информации, концентрация внимания, мышление, изменения личности. В этом возрасте человек не всегда сам может осознать, что с ним происходит. Тогда вся надежда на родственников, которые увидят проблему и приведут к доктору — психиатру или психотерапевту. Методов, позволяющих полностью вылечить деменцию, не существует, однако можно уменьшить симптомы и отсрочить их проявление. Своевременно и правильно подобранное лечение, другие профилактические мероприятия позволят долгое время поддерживать достойное качество жизни, оставаться в ясном сознании.
— Если человек собрался с духом и пришёл к врачу, что происходит на приёме?
— Диагностика начинается с беседы с психиатром или психотерапевтом, который выясняет симптомы, узнаёт, когда они появились. Затем необходимо провести патопсихологическое обследование: его выполняет нейропсихолог или медицинский психолог. Это позволяет узнать, насколько глубокие у пациента нарушения. Следующий этап включает лабораторные исследования и приём узких специалистов, ведь причины когнитивных нарушений могут быть разными. Обнаружив их, назначив лечение по поводу выявленных заболеваний, мы можем значительно улучшить состояние человека, а значит, и приостановить развитие деменции. Рекомендуем пациенту обязательно посетить эндокринолога, потому что когнитивные проблемы могут быть связаны с нарушениями в работе щитовидной железы. Не надо забывать, что мы живём в регионе, где йод в дефиците, а щитовидная железа напрямую влияет на эмоционально-волевые функции человека. Кроме того, человеку требуется консультация невролога и такие обследования, как МРТ, УЗИ сосудов головного мозга.
— Это очень объёмная работа…
— Да, но вместе с результатами этих исследований мы получаем объективную картину и можем правильно поставить диагноз. Нужно учитывать, что проблемы могут возникнуть не только из-за болезней, но и на фоне выгорания, перегрузок или стресса. У пациента, пережившего ряд тяжёлых событий, может появиться ощущение, что он не соображает, что всё забыл. Если мы отрегулируем эмоциональный фон, человек восстанавливается. Работа со стрессами очень важна.
Но есть генетические заболевания, наследственные, например болезнь Альцгеймера, от которых никуда не деться. Однако если заблаговременно выявить проблему, даже в этом случае современная медицина способна значительно улучшить качество жизни пациента.
А вообще, я думаю, что во многих случаях деменции можно избежать, если в процессе жизни заниматься своим ментальным и физическим здоровьем.
Преодоление стигмы
— Мне кажется, что заниматься своей психикой нашим гражданам мешает предвзятое отношение к психиатрии…
— Знаете, есть такое слово «стигма» (в переводе с греческого — знак, клеймо, отметина. — Ред.). Это негативный ярлык, который общество накладывает на нарушения психики. Такое отношение появилось в те времена, когда к психиатрии часто добавлялось слово «карательная». Скорее всего, многие люди не в курсе, что сейчас изменились и само это направление в медицине, и методы лечения. Интересно, что поколение зумеров (люди, рождённые примерно с середины 1990-х до начала 2010-х годов. — Ред.) свободно приходит к психиатру: они заботятся о своём здоровье и, если появляются симптомы, обращаются к врачу. А вот людям в возрасте 50–60 лет, когда уже реально можно выявить начальные (преддементные) нарушения и отсрочить развитие болезни, сложно переступить через барьер.
— Чего боятся люди? Что их поставят на учёт, не продлят им водительское удостоверение, будут считать дураками?
— Все эти моменты для них актуальны.
— Как убедить людей, что задача любого врача, в том числе психиатра, — улучшить качество жизни пациентов и помочь им справиться с болезнью?
— Я считаю, что людям нужно рассказывать о возрастных изменениях. Но обследования необязательно начинать с психиатра, можно обратиться к гериатру.
Не ценим, что имеем
— Гериатр — это доктор для совсем пожилых?
— Нет, это миф. Гериатр занимается пациентами старше 60 лет. Это терапевт с углублёнными познаниями в возрастных патологиях. Люди лечат отдельно сердце, нервы и не понимают, что гериатр способен выполнить комплексную оценку функций организма. Этот врач — настоящий дирижёр. В случае выявления тех или иных заболеваний он может выписать пациенту направление к психиатру, психотерапевту, психологу или пролечит человека по общим заболеваниям — кардиологии, неврологии, пульмонологии, терапии, потому что когнитивные нарушения могут быть вызваны заболеваниями разных систем организма. В Красноярске гериатрический центр есть в краевом госпитале для ветеранов. Врачи-гериатры ведут амбулаторный приём и лечат пациентов в условиях стационара. Попасть в госпиталь можно по направлению от участкового терапевта.
— Наверное, людям сложно смириться с тем, что они достигли определённого возраста, поэтому они не хотят идти к гериатру…
— Возможно. Если и к гериатру не хочется обращаться, то стоит записаться на приём к неврологу или пойти хотя бы к психологу. Если это хороший специалист, он может предположить наличие у человека нарушения в психическом состоянии и найти аргументы, чтобы отправить своего пациента к нужному доктору.
Вы знаете, сейчас российская система здравоохранения заботится о душевном состоянии граждан. Медицина не стоит на месте в этой части, идёт навстречу пациентам, чтобы оказать помощь. Почти в каждой поликлинике города и края есть клинический психолог, который получил знания по психиатрии. К нему можно записаться через регистратуру или участкового врача. Многим это, пожалуй, морально проще, чем сразу обращаться в психоневрологический диспансер. И таким образом, я уверена, мы одолеем стигму. Тем более что в некоторых поликлиниках уже есть и психиатры, а это делает помощь людям более доступной.
Тренировки для модных бабушек
— Вернёмся к когнитивным нарушениям. Вы говорили об изменениях личности, которые могут развиваться с возрастом. О чём идёт речь?
— Это очень интересная тема. Каждый взрослый обладает определённым набором личностных качеств, у него есть свой характер. Один человек очень скромный, склонный переживать, другой — достаточно жёсткий, он руководитель, третий — въедливый, педантичный, следит за порядком. С возрастом эти черты заостряются. И первый человек в старости будет уходить в депрессию: может стать плачущим, будет переживать из-за телесюжета, из-за того, что кто-то из родных что-то не сделал, сказал обидное слово. У второго сформируется синдром начальника: он будет стремиться всем указывать, требовать, предъявлять претензии, обвинять родственников. А у третьего может появиться подозрительность, вплоть до психотических нарушений, бредовых расстройств, галлюцинаций: он может подозревать, что родственники воруют деньги, забирают вещи, что-то подсыпают в еду. Такие нарушения доставляют много неудобств, создают проблемы в семьях.
— И как с этим быть, например с синдромом начальника?
— Есть небольшой секрет. Если у вас такой командир, надо ему объяснить, что теперь ребёнок он, а вы старший.
— И сколько шансов, что сам командир смирится с таким положением?
— Постепенно он согласится: быть ребёнком очень комфортно. Но, конечно, объяснять надо не словами, а действиями, поступками, по-доброму. Люди в возрасте ведь, и правда, как дети.
— Чем сегодня медицина располагает для помощи пациентам с деменцией?
— Есть ряд современных медикаментов, которые могут помочь, если снижена память, беспокоит плохой сон, есть конфликты с окружающими. Но обязательно требуется лечение сопутствующих заболеваний: эндокринных, таких как сахарный диабет, патологии щитовидной железы; сосудистых, например атеросклероз сосудов головного мозга, последствия инсульта, черепно-мозговые травмы. Нужно контролировать артериальное давление: при нормальном можно надолго продлить себе сознательную жизнь.
Ещё очень важно нагружать мозг. Замечено, что деменция не развивается у людей, занимавшихся умственным трудом, у которых были высоко развиты когнитивные функции.
— Есть мнение, что для сохранения когнитивных способностей чрезвычайно важно общение. Это так?
— Конечно! Но общение должно быть не с одним человеком, а с разными людьми. И знаете, в России у людей старшего возраста есть масса разнообразных вариантов, чтобы оставаться в социуме. В органах соцзащиты развита система клубов по интересам, в которых, кстати, работают психологи. А у хорошего психолога в арсенале имеются замечательные методики и техники для тренировки когнитивных способностей. Моя двоюродная сестра, которая старше меня на десять лет, перенесла тяжёлый инсульт, сейчас занимается в социальном центре. Там такие бабушки модные! Она говорит: я бы, наверное, давно умерла, если бы у меня не было общения и помощи специалистов.
Главная задача — выжить
— Говорят, что деменция молодеет. Это правда или миф?
— У нас всё молодеет. В последние десятилетия среди молодых и пожилых людей мы видим рост количества пациентов с депрессиями, неврозами, пограничными состояниями.
— С чем вы это связываете?
— Наверное, с нестабильностью ситуации в жизни. И ещё слишком много негативной информации в СМИ, на неё направлено основное внимание человека, и это нормально. Люди в первую очередь ищут самые тревожные новости, потому что наша главная задача — выжить. Мы выхватываем то, что представляет для нас опасность. Но потом-то всё это надо как-то принять и переработать: забыть, вытеснить, отфильтровать или таблетку на ночь принять, чтобы сохранить ровное состояние. В Советском Союзе информацию выдавали очень дозированно. Может быть, люди тогда и жили в неведении, но были более спокойными.
— То есть надо самостоятельно ограничить поток информации, обратить внимание на информационную гигиену?
— Вы можете ограничить? Я не могу. И моя мама, которой 92 года, непрерывно смотрит новости. Но к ней приходят жизнерадостные люди, хорошие помощники, социальные работники, они её отвлекают. Для пожилого человека счастье быть дома. А моя задача — создать условия для того, чтобы она жила спокойно, чтобы у неё было в меру общения, в меру покоя, чтобы были подобраны препараты, уход и сбалансированное питание.
— Если всё же человек не может обратиться к гериатру, психиатру или психологу, что делать для профилактики?
— Смотреть по телевизору нейтральные программы, например, «Жить здорово!», разгадывать кроссворды, читать книги. Важно, чтобы оставались увлечения, чтобы можно было покормить синичек за окном, посмотреть на них. Хорошо, если есть домашнее животное. Нужно общаться со сверстниками и детьми, посещать группы поддержки в социальных центрах, пробовать новые занятия, стимулирующие мозговую деятельность, оставаться физически активными и соблюдать здоровый рацион питания.
Досье
Татьяна Ивановна Захарова
Стаж в медицине: 42 года. Квалификация: врач высшей категории. Учёная степень: кандидат медицинских наук. Специальность: психотерапевт. Почётное звание: заслуженный врач РФ. Специализируется на диагностике и лечении таких психических расстройств, как деменция, посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия, расстройства личности, тревожное и паническое расстройства, страхи. Должность: директор психотерапевтического центра «Медицина для души».
Понятие
Деменция — это состояние необратимого нарушения когнитивных (высших психических) функций: памяти, мышления, способности к повседневной деятельности. К развитию деменции могут приводить нейродегенеративные заболевания, (например, болезнь Альцгеймера), сосудистые заболевания головного мозга (инсульты, инфаркты), нейроинфекции (в том числе ВИЧ, рассеянный склероз), алкоголизм, дефицит некоторых микроэлементов и витаминов, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга и так далее.
Наталья Акунченко, психолог:
— Когда-то учёные полагали, что после травм мозг не поддаётся восстановлению. Но в 70-х годах XX века было доказано, что это не так. Мозг невероятно пластичен и способен адаптироваться к изменениям, так как даже в сложнейших ситуациях он должен обеспечивать жизнеспособность всего организма. В частности, компенсировать способности, за которые отвечали повреждённые участки, можно за счёт соседних частей. Однако нужно хорошенько поработать, чтобы запустить отклик мыслительного центра. Для этого есть упражнения на память, внимание, восприятие, мышление, улучшение психоэмоционального состояния. Важно, что результата удастся достигнуть в том случае, когда все процессы в организме человека активны: он двигается, думает, испытывает эмоции, ощущает.